Черкесская эмиграция в США после Второй мировой войны

Как полагается по черкесским традициям Фатима Ханым пригласила недавно прибывшую пару к себе на квартиру на Манхэттане, где они находились до тех пор, пока не нашли соответствующую работу и жилье. Вскоре мистер и мисис Байрамоглу пригласили некоторых своих друзей из Германии и оказали им такое же черкесское гостеприимство и помощь, пока те не стали на ноги.
Постепенно, этот процесс взаимной помощи начал набирать обороты среди черкесов, и их численность в США увеличивалась медленно, но уверенно. В 1952 году в Нью-Йорке они организовали Северное Кавказское Объединение, чтобы оказывать помощь друг другу более эффективно. К тому времени Фонд Толстого, который помогал русским «перемещенным людям» перебираться в Соединенные Штаты, начал предлагать подобную помощь черкесским беженцам, все еще живущим в европейских и ближневосточных странах. Эта помощь состояла из оплаты за проезд до Соединенных Штатов, и «перемещенные люди» должны были вскоре вернуть эти деньги посредством ежемесячных взносов, конечно, после того, как они приедут в Америку и найдут работу. Это была огромная помощь для «перемещенных людей», у которых были знакомые, готовые выслать им приглашения, но которые не могли позволить себе оплатить их проезд для прибытия в Соединенные Штаты.
Добравшись до Нью-Йорка, эти люди столкнулись с трудностями в поисках соответствующей работы и надлежащего жилья в городе. Поэтому, они скоро начали перемещаться в соседний индустриальный штат Нью-Джерси, особенно в город Патерсон. В Патерсоне (Нью-Джерси) находилось много фабрик и заводов: здесь легче было найти работу и жилье. Молодое поколение «перемещенных людей» работало в пекарнях и на различных фабриках, хотя и не знало федеральных и местных законах и не могли разговаривать на английском языке. Старшее поколение «перемещенных людей» смогло найти работу в качестве сторожей и сезонных техников по обслуживанию оборудования кладбища. Короче говоря, «их камень превратился в сыр», как они сами говорили. Впервые они действительно начали чувствовать ощущение свободы и понимать значение и удовольствие проживания в этой большой, свободной и преуспевающей стране. Поскольку они были трудолюбивыми и работали по многу времени, они постепенно начали переезжать в лучшие окрестности города, обеспечивать лучшим образованием своих детей, думать о новой роскоши, такой как: телевидение, автомобиль и дом. Они делали так, подражая американцам и, соревнуясь друг с другом.
Вскоре вновь прибывшие черкесы, вместо того, чтобы останавливаться в Нью-Йорке, начали напрямую приезжать в Патерсон (Нью-Джерси) - это стало новым местом черкесов. Там их встречали с черкесским гостеприимством и оказывали всяческую помощь для того, чтобы они могли обосноваться и начать новую жизнь. Чтобы выполнять эти обязанности более эффективно, они переместили Северное Кавказское Объединение из Нью-Йорка в Патерсон (Нью-Джерси) и вскоре официально переименовали его в «Черкесскую благотворительную ассоциацию».
Некоторые из главных целей, из-за которых и была первоначально создана эта ассоциация, записаны в Статье II Конституции Черкесской благотворительной ассоциации:
«1. Развивать и способствовать всем начинаниям, имеющим отношение к благосостоянию черкесов в Америке в религиозных, социальных, культурных, творческих и спортивных областях, а также в благотворительности и усиливать земляческие отношения среди всех черкесов везде, где бы они не находились для того, чтобы сохранить черкесский язык и культуру;
2. Оказывать помощь и поддержку черкесам, проживающим в Соединенных Штатах и в других местах;
3. Оказывать добровольную помощь ее членам и их семьям в болезни или бедствии».
Соответственно, члены Черкесской благотворительной ассоциации не экономили ни времени, ни усилий в поиске необходимых спонсоров и людей, готовых выслать приглашение для того, чтобы привести своих родственников и друзей в Соединенные Штаты, так скоро, насколько это было возможно. Вскоре они отправили своего собственного представителя в Фонд Толстого для оказания помощи черкесам в иммиграции в Соединенные Штаты, первоначально из Европы, а затем с Ближнего Востока и других мест.
Черкесы диаспоры, как и «перемещенные Люди», иммигрировали в Соединенные Штаты индивидуально или отдельными семьями из различных стран.
Первым приехал Омар Кошага из Аммана - Иордании в 1917г. он жил в Детройте и работал на заводе «Форд» в течение определенного времени. Его родственники утверждают, что он был лингвистом и свободно говорил на черкесском, русском, английском, арабском и турецком языках. Американское гражданство он получил 13 января 1930 в Детройте (Мичиган).
Второй черкес - доктор Мустафа Казук, приехал сюда в 1951 году для прохождения стажировки. В 1952 году он привез сюда свою семилетнюю дочку - Хаву (позже известную как Сатеней) для дальнейшего продолжения обучения в США.
Третий черкес - доктор Джаврд С. Идрисс (Цей), он родился в Сирии, получил образование в университете Бейрута, Ливана и работал врачом у Саудовской королевской семьи в течение нескольких лет, приехал в США в 1955 из Саудовской Аравии и остановился в Нью-Йорке.
В течение следующих лет рост черкесской иммиграции в Соединенные Штаты начал увеличиваться. Они начали приезжать сюда из Иордании, Сирии, Турции и Западной Германии с помощью их друзей и родственников и при содействии Черкесской благотворительной ассоциации (CBA) и Фонда Толстого. Этот поток черкесской иммиграции в Соединенные Штаты достиг своего пика вскоре после арабско-израильской войны, когда черкесские деревни в регионе Голанских высот Сирии были разрушены и захвачены Израильским государством. Они приехали сюда из Сирии, большинство через Иорданию, а также через Западную Германию и Грецию. Число черкесских иммигрантов, прибывающих в Соединенные Штаты, снизилось в 1980-ых, но все еще продолжает постепенно расти через тот же самый процесс и через браки между членами черкесской диаспоры на Ближнем Востоке и Турции.
Основатель «Адыгэ Хасэ» в городе Нью-Джерси, писатель, драматург, автор книги «Черкесская история» Кадыр Натхо. Его корни - в легендарном натухаевском ауле Хатрамтук, который был расположен в окрестностях Анапы. После переселения местных жителей на территорию Адыгеи, а произошло это в начале прошлого века, на месте адыгского чилэ возник поселок Суворово-Черкесский. Кадыр был одним из одиннадцати детей в семье Исхака и Гошмаф Натхо. В годы Второй мировой войны он оказался в Европе, а в 1948 году осел в Иордании. Получил блестящее образование. В 1956-ом Натхо перебрался в Нью-Йорк, занимался литературой, просветительством, переводами, издавал журнал «Черкесская звезда».
В 70-ые Кадыр первым предпринял настойчивую попытку объединить адыгскую диаспору в США, насчитывающую порядка десяти тысяч человек, это были, в основном, черкесы, изгнанные с Голанских высот. Именно при Натхо было построено здание Черкесского благотворительного Хасэ и мечеть в Нью-Джерси, ставшие местом духовного единения людей самых разных возрастов.
Будучи человеком весьма обеспеченным, Кадыр не жалел личных средств на общественные дела, поддерживая культурные, образовательные, издательские и молодежные проекты, оказывал существенную материальную помощь студентам, многодетным и малообеспеченным семьям. Он досконально изучил историю черкесской диаспоры в Америке. Этой теме Натхо посвятил не одну публикацию. Не так давно из отдельных статей родилось целое исследование о прошлом и современной жизни адыгов за океаном. Оно было включено большим разделом в новую книгу Кадыра под названием «Черкесская история».