Потерянная Никопсия или где была Зихская епархия
Обычно, говоря о том, где была Никопсия, приводится район Новомихайловки Туапсинского района. Но, эта версия совершенно не стыкуется с реалиями по следующим причинам:
а) В Никопсии располагалась Зихская епархия, а это уже говорит о том, что в её непосредственной близости должно быть расположены множество раннехристианских храмов-базилик, а их там просто нет, одни предположения о том, что они могут там быть (к примеру, в Херсонской епархии было минимум 10 базилик);
б) По Константину Багрянородному Никопсия располагалась на границе Зихии и Авазгии, т.е. в районе именно южных границ Зихии. А предполагать, что район Новомихайловки и был южной границей Зихии как-то не приходится, так как южная граница Зихии как раз приходится на Сочи-Адлерский регион согласно множеству источников;
в) Согласно периплу безымянного автора V века Никопсия была расположена неподалёку от реки Псахапсис, а в Сочи мы имеем как минимум 2 реки с подходящими корнями — это Псахе (Мамайка) и Псахо (приток Кудепсты), где в близости от бассейна Псахо расположено множество раннесредневековых базилик;
г) Безымянный автор перипла V века приводит достаточно часто именно местные топонимы, такие как Васий, Топсида, Псахапсис и др., так что считать название Никопсия именно каким-либо греческим эквивалентом совершенно не обязательно и вполне оно может быть абхазо-абадзехско-убыхским вариантом, состоящим из Ныха + Пс. Ныха (Аныха) — так обычно обозначается «святилище», «икона», «храм». Даже гора Сахарная головка, расположенная на водоразделе Псахо — Мзымта, на вершине которой расположены развалины раннесредневековой базилики имеет родное название Лацинуха, где «нуха» понимается многими топонимистами, как «ныха». Так же в Сочи была и Аублаа-Ныха (г. Батарейка). В принципе, даже абхазская Анакопия, как считается некоторыми абхазскими учёными, вполне может пониматься, как Аныхапия, с соответствующим синонимом-корнем. Т.е. в последнем получается, что Никопсия и Анакопия в исходном понимании практически синонимистические термины. Вполне возможно, что именно это понимание и способствовало помещению Анакопии в Сочи-Адлерский регион картографу 18 века Джованни Антонио Риззи Заннони. Вообще, по мнению автора, вполне логична выглядит взаимосвязь термина "Никопсия" с общим для абхазско-адыгского и осетинского термина Ныхас (иногда и Нихас ) — правда, в адыгейском эквиваленте Ныхас — чисто женское собрание, мужскому соотвествует Хасэ. Т.е. буквально, так или иначе, «место, где проводятся собрания, провозглашают какие либо речи и т.п.», ещё со времён нартского эпоса. В осетинском варианте буквально Ныхас — собрание нартов. Прочтение Никопсии, как Нихасии или Ныхасии по-определению выглядит вполне логичным для регионов бытования нартского эпоса в целом и максимально подходит для целевого понимания смысла смысла раннехристианского храма в целом в указанных регионах — там велись «речи», проходили «собрания» и это было «священное место».
Теперь попробуем подробнее разобраться с общим количеством раннехристианских храмов, расположенных на территории Сочи. Обычно, разбирая этот вопрос, приводится количество около 11. Между тем, мы имеем и упоминание о разрушенных храмах в прибрежной части Хосты в количестве 3 штук, которые были уничтожены сравнительно недавно — в 20 веке (период от 1914 до 1980 гг.).
Также мы имеем упоминание Ю.Вороновым о храмах в Липниках и Каштанах (с храма в Каштанах приводится рисунок капители).
Дополнительно, в госудадарственном списке объектов наследия Сочи мы имеем упоминание о развалинах храма в районе Белых скал по р.Хоста. А ещё мы имеем упоминание о развалинах храма в районе форта «Александрия» недалеко от сочинского морпорта. Находки последних годов А.Кизиловым ( maks-portal.ru/kultura/vi... ) в районе правобережья р.Мацеста средневековой кладки, керамики и цемянки позволяют предположить существование и там раннехристианского храма. Итак, общий список раннехристианских храмов вполне может быть около 20 (развалины храма в Ахштыре в этом списке просто не учитываются в ряд известных причин):
1. Храм в Каштанах
2. Храм в Липниках
3. Храм в районе Белых скал
4. Храм Хоста1
5. Храм Хоста2
6. Храм Хоста3
7. Храм Голицыно
8. Храм Лацинуха
9. Храм Леснянская1
10. Храм Леснянская2
11. Храм Крион Нерон
12. Храм-крепость Монастырь
13. Храм Южные культуры
14. Храм Веселое
15. Храм Малый Ахун
16. Храм Мацеста
17. Храм Сочи
18. Храм Агва
19. Храм Лоо
Реальный вынос месторасположения раннехристианских храмов Сочи на карту (храмы в Каштанах, Липниках, Белых скал сделаны условно) позволяет увидеть наглядно примерный район их максимальной концентрации. Как видно из карты, район максимальной концентрации храмов расположен от Мацесты до Мзымты.
Могло ли такое количество храмов соответствовать наличию собственной епархии? Конечно могло! Тем более, существующая по времени параллельно Зихской, кафедра Абазгийской епархии находилась в древнем Севастополисе (ныне Сухум) с дополнительным крупным опорным пунктом в Питиунте (Пицунда). Но, как раз и выходит, что Абазгийская именно действует на территории Абазгии или Абхазии, а Зихская именно на территории Зихии и увязана именно с границей Зихии и Абазгии по К. Багрянородному. Хорошее исследование определение границ Зихии (особенно южной границы) по К.Багрянородному сделано С.Хатко «Если мы включаем в Зихию сочи-адлерский регион — Джикию грузинских источников — то получаем дистанцию побережья в 441 км....441 км является минимальным показателем, поскольку современная автомобильная дорога сокращает дистанцию пути, который ранее, в основном, пролегал по кромке берега. Поэтому мы смело можем округлить 441 км до искомых 445 км, которые, в свою очередь, равны 300 милям. Таким образом, сообщение Константина о том, что побережье Зихии имеет протяженность в 300 миль можно считать весьма точным. Такое представление могло быть живучим и не вполне архаичным во время Константина: Джикия была частью Абхазского царства, но этнографически могла восприниматься как область, тяготеющая к одноименной Зихии. И данное представление вполне могло сосуществовать с представлением о реальных политических пределах Абхазского царства, которое на западе могло достигать Сочи, а на востоке — Хупати на побережье Кларджети, на границе с Византией (совр. Хопа на территории Турции, в 38 км от Батума). Дистанция от Сочи до Хопа по железной дороге составляет 448 км, что вполне соответствует 300 милям Константина. Восточная (юго-восточная) граница Абхазского царства во время Константина вряд ли доходила до Хопа, но и западная (северо-западная) граница также могла быть существенно выше Сочи. При таком подходе мы приближаемся к пониманию текста Константина, как отражения сложных и несинхронных представлений о черноморском побережье Кавказа.» ( С.Хатко ). Давид Аршба справедливо отмечает, что «Словосочетание «Абхазское царство» характерно исключительно для грузинских источников — византийцы до Х века рассматривали Абасгию— Абхазию в качестве вассального княжества.» ( Д.Аршба ) Помимо К. Багрянородного следует учесть тот факт, что 16 поколений назад абадзехи (самоназвание Абд-Зах (Зих) жили на побережье Чёрного море и соседствовали с убыхами. А «Убыхи, в свою очередь, называли джыхы абадзехов. Об этом написано в Убыхском словаре Фогта со слов Тевфика Эсенча. Чирикба, который встречался в Турции с ним, рассказывал, что Тефик Эсенч был очень категоричен в своем утверждении, что джыхы – это абадзехи». (А. Абрегов ). Эти факты совершенно не противоречат тому, что мы видим на средневековых компасных картах (портоланах) начиная с начала 14 века. Авторы карт помещают Альба Зихию соседствующей с Санна. Санна может вполне логично отождествляться именно с Мацестой (приток Мацесты до сих пор называется Цанык), а в районе правобережья неподалёку от устьевой части и на берегу моря и на Курортном проспекте рядом с Мацестинским виадуком найдены остатки средневековых фундаментов наряду с характерными фрагментами раннесредневековой керамики. Привычка различных современных исследователей к прочтению «Альба Зихия», как «Белая Зихия» может быть вполне спорной, так как в итальянском языке «Alba» в том числе значит просто «Начало» . Т.е. Альба Зихия вполне логично может означать «Начало Зихии», что и вполне соответствует историческим реалиям.