ДЖОРДЖ ЭЛЛИС: ОПИСАНИЕ МЕСТНОСТЕЙ МЕЖДУ ЧЕРНЫМ И КАСПИЙСКИМ МОРЯМИ
Книга эта была издана в 1788 году анонимно. Ее автором, как выяснил ученый В. Аталиков, является Джордж Эллис (1753-1815) — сотрудник английского представительства в Москве в 1778-1788 годах. Книга опубликована в переводе на французский язык в Париже в 1798 году.
Перевел с французского В. Аталиков
...Согласно Страбону, местности от Фанагории до Колхиды были населены следующими народами: первые зихи, около Фанагории, затем вдоль побережья ахеи, зиги и гениохи, занимавшие область, простиравшуюся до Диоскурии, и, наконец, керкеты и макропогоны (длиннобородые. —В. А). О последних трех народах ничего не известно, в отношении же первых двух мы знаем только то, что они предавались пиратству и продавали грекам на Босфоре рабов, которых они захватывали во время пиратских нападений. К северу от этой области находятся горы Бештай или Пять гор, где выращивают прекрасных черкесских лошадей; по-видимому, это та горная цепь, которая названа Гиппийскими (Конскими. В. А.) горами.
Страбон и Плиний называют в горах Кавказа еще многие другие народы: амарды, сисианта (киссианты. — В. А.), агеды, габры, тагоры, эсседоны.
ЧЕРКЕСЫ
Этот народ занимает следующие округа: Большая Кабарда, Малая Кабарда, Беслен на реке Лабе, Темиргой на реке Шагваша, Абазех на реке Пшаха, Бжедух, Хатукай, Бшана на реках Хурса и Коркой. Этот народ занимает территорию, которая имеет в длину около 10 градусов, и, вследствие своей храбрости и военного гения, мог бы сделаться весьма могущественным, если бы все народности, составляющие его, были объединены под главенством одного руководителя. Но этот горский народ совершенно забыл о своем едином происхождении и быстро разделяется на враждебные племена. Это дробление и является причиной тому, что кубанские черкесы к настоящему времени значительно утратили свое былое могущество...
Однако черкесы Кабарды, хотя и отделились от других своих соотечественников, все еще являются наиболее могущественными на северных склонах Кавказа. Это превосходство привело к тому, что их соседи подражают им во всех манерах, поэтому описанием этого народа мы даем представление о всех других народах Кавказа. Кроме того, своеобразие многих их обычаев, которые похожи на обычаи большинства древних обитателей этих местностей, составляет любопытный объект, достойный нашего внимания.
Черкесы разделяются на три класса: князья, дворяне (уздени) и подданные, или народ. Большое число людей последнего класса закреплено за каждой княжеской фамилией, и Большая Кабарда разделена, таким образом, на три равные части между тремя фамилиями: Джамбулак, Мисост и Атажук. В каждой из этих фамилий самый пожилой мужчина считается главой и судьей, покровителем и отцом всех вассалов, которые от него зависят.
Никто из князей не имеет права делать землю источником доходов; у него нет других ценностей, кроме оружия, лошадей, рабов и податей, которые он может выколачивать у соседних народов. Священной считается личность не только вождя, но вообще каждого князя. Эти необычайные привилегии распространяются и на крымских принцев. Однако это единственное отличие, которое дается рождением и не может быть приобретено личными достоинствами.
В мирное время князь ничем не отличается ни от дворян, ни от простых крестьян. Их пища и платье одинаковы, и их жилища ценятся ничуть не больше.
Уздени или дворяне избираются князьями из низшего сословия. Это офицеры князя и их обязанности состоят в обеспечении исполнения законов. Именно они во время всеобщих ассамблей добиваются одобрения мер, предлагаемых князьями.
Богатство подданных, так же как и дворян, состоит в земле. Согласно одному своеобразному древнему обычаю, князья могут требовать, а иногда и силой осуществлять свое право отбирать все имущество своих подданных, но в то же время подданный имеет право перенести свое уважение и верность на другого князя, если сочтет, что этот его угнетает. Вследствие этой привилегии князья были вынуждены покупать привязанность своих подданных, и все их надежды на славу и богатство были основаны на доброй воле подданных, которых они вели в сражение.
Черкесы не имеют писаных законов; они управляются чем-то вроде публичного права или определенным числом древних обычаев. Нация собирается в исключительных случаях. Тогда самый пожилой из князей предлагает меры, которые он считает необходимыми принять в данных обстоятельствах. Затем на совещание допускаются уздени и после них — депутаты от народа, каковыми являются старцы, избранные по данному случаю; они избираются из числа тех, кто пользуется наибольшим авторитетом в народе и между князьями, и они обсуждают то, что было выработано на совещании. Если они принимают предложение князей, оно становится национальным декретом, и весь народ торжественно утверждает его. Эта церемония обычно проводится на участке земли, специально отведенном для подобных ассамблей, недалеко от жилища князя.
По договору с другими князьями они имеют право наказывать врагов и шпионов, грабить или обращать в рабство купцов, которые путешествуют по их стране без их разрешения, и не считается жестокостью приговаривать контрабандистов к смерти. Наконец, они занимаются бескорыстным гостеприимством, которое они предоставляют тем, кто ищет их покровительства.
Черкешенки участвуют в решении общих дел нации. Они гордятся храбростью своих мужей и оплакивают павших в бою. Они проявляют большую заботу о вооружении своих мужей.
Черкесов часто обвиняют в клятвопреступлении и нарушении верности договорам. Но, говорят, в течение последних лет вероломство у этого народа не обнаруживается.
Некоторые говорят, что религия у этого народа первобытная, но она успешно вытесняется сейчас христианством и исламом. В настоящее время у черкесов не наблюдается никаких видов культа. Они одинаково нарушают все положения как Библии, так и Корана. Их храбрость, о величии которой они так тщательно заботятся, не есть результат их религиозного страха. Как и все варвары, они верят, что все зависит от случая и является следствием отдельных поступков. В одной стычке с русскими был убит черкесский князь. Моздокский казак, знакомый с суевериями черкесов, подбежал к трупу, вырвал сердце, побежал к реке, тщательно вымыл сердце и бросил его в течение реки с самыми ужасными проклятиями. Он думал, что это его действие обеспечит победу русским.
В одной акции против русских они прибыли на поле боя, двигая перед собой нечто вроде барабана, наполненного хворостом, шерстью и другими мягкими вещами, и покрытого шкурой. Эти машины были подвижны, отражали ядра и предохраняли их от какого-либо урона. После длительного боя, в котором русские потеряли много людей от огня противника, они пошли на эти ретраншементы в штыковую атаку и вынудили черкесов отступить. (Граф Ф. Сегюр, посол Франции при дворе Екатерины, в своих «Воспоминаниях» пишет, что шейх Мансур научил кабардинцев и других горцев изготавливать подвижные брустверы из телег, наполненных хворостом и землей. Их эффективность оказалась очень невысокой. — В. А).