Феодальная междоусобица в Кабарде в XVI веке. Разделение Кабарды на Большую и Малую

В конце XVI века, пишет Е. Н. Кушева, наиболее известными владетелями в Малой Кабарде были Шолоховы и Мударовы. Они происходили от князей Шолоха Тапсарукова из рода Таусултана (Талостан) и Мудара Алкасова из рода Клехстана (Джылахстан).
Во второй половине XVI века в документах, касающихся кабардино-русских отношений, впервые упоминаются три самостоятельные княжеские родовые группы в Кабарде: род Идаровичей — сторонники российской ориентации, род Талостановых и род Кайтуковых (Кайтукиных) — сторонники крымской ориентации. Рода Гилахстановых нет в документах второй половины XVI века. О нем первые сведения появились в документах лишь в начале XVII века.
После смерти Темрюка Идарова (Идаровича) старшим князем Кабарды в 1588 г. был избран его родной брат Канбулат.
От имени старшего князя Кабардинской земли князья «Мамстрюк-князь да Худенек-мурза Канбулатов сын Черкасской и черкасы Елбуздук с товарищи» присягнули на верность русскому царю Федору Ивановичу.
В подписанной ими в июле 1588 года «Шертной записи на верность Кабардинской земли Русскому государству» четко просматриваются разногласия между сторонниками князя Канбулата (рода Идарова), с одной стороны, и сторонниками князя Шолоха Тапсарукова (рода Талостана), с другой стороны, то есть разногласия между двумя ориентациями — российской и крымской. В частности, в нем говорится: «А кто будет государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Русии его государским воеводам, астраханским и терским воеводам, непослушен будет и к Терскому городу не причет, шевкальский князь или тюменьский князь, иля горские князи, или кумыки, или иверские князи, или из нашего роду, которой черкасский князь от государства жалованья отстати похочет, также которые черкасские князи с своими улусы Таилостанов род Шолох-князь Ташбазруков з братьею и с племянники и з детьми да Кайтуков род Тапшнук-князь да Асланбек да Жансох, служат Крымскому и Шевкальскому, и нам с Канбулатом-князем и з братьею своею и со всею Черкасскою землею на тех на всех государевых непослушников вместе з государевыми воеводами ходили ратью... и в государеву волю их приводи™...».
Поскольку в то время Кабарда состояла из удельных княжеств, между которыми постоянно происходили конфликты, то власть старшего князя практически была формальной и не имела реальной силы. Каждый князь поступал так, как считал нужным. В такой сложной ситуации царскому правительству трудно было проводить свою политику в Кабарде. Чтобы знать конкретные сведения о кабардинских князьях, была составлена родословная кабардинских князей и мурз XVII века. Она была составлена в двух вариантах А. М. Пушкиным и А. И. Лобановым-Ростовским. Они изложены в первом томе документов «Кабардино-русские отношения в XVI—XVIII вв.». Автор посчитал нужным показать оба варианта родословной князей и мурз Малой Кабарды (см. приложения).
В 1586 году начались оживленные сношения России с Грузией. В 1587 году кахетинский царь Александр дал присягу на русское подданство. Эти связи поддерживались через Кабарду и Дарьяльский проход. А на пути к Дарьяльскому ущелью лежали земли князя Шолоха Тапсарукова — Талостания.
В течение 1588 года воеводой А. И. Хворостининым был построен новый город на Тереке — в устье реки Терек, на притоке Тюменке. Через этот город в конце XVI и в XVII веке шли сношения русского правительства с Кабардой и с Грузией. Царское правительство, приняв решение о постройке крепости в устье Терека, опасалось похода на Астрахань и Терский город турецких и крымских войск. В жалованной грамоте (август 1588 г.) из Посольского приказа терскому воеводе А. И. Хворостинину «Об отпуске на Терек кн. Мамстрюка Темрюкова да мурзы Куденека Камбулатова, об условиях посылки служилых людей против кн. Шолоха Тапсарукова и др, [Предписывается послать стрельцов и казаков против тех, «Которые им недруги будут, в нашем жалованье под нашею царскую рукою быти с ними не похотят... привести вам Шолоха-князя и Тапшнука-князя з братьями и с племяники в шерти... нам служили и на нашего недруга с вами стояти, а к Крымскому не приставать. И которые наши недруги пойдут к Терскому городу, и они б нами служили и с вами на тех наших недругов стояли и с ними за наш город Терской с вами билися...». Как в шертной записи на верность Кабардинской земли России, так и в жалованной грамоте А. И. Хворостинину перечислены, как присягающие в русское подданство, потомки Идара (Идаровичей). Князья и мурзы Талостановского и Гилахстановского родов не участвовали в посольстве от Идаровых в Москву. Следовательно, и в 80-е годы XVI века, как и раньше, Кабарда не была объединенной, ее раздирали междоусобицы. В октябре 1588 года в Москве был посол князя Алкаса Асланмбек. Князь Алкас, сын Джамурзы, был внуком Клехстана. В феврале 1589 года от князя Шолоха Тапсарукова в Москве были его послы Бикан и Лан, которые «били челом государю царю и великому князю от Шолоха-князя да от Савлука, чтоб государь их пожаловал, взял под свою царскую руку и во оборону от их недругов, а они государю учнут служити и по смерть свою со государевыми воеводами...». Установление связей с Алкасом и Шолохом было важно для русского правительства, так как их владения находились на пути в Грузию.
В 1589 году скоропостижно умер старший князь Кабарды Камбулат Идаров, не закончив срок княжения. Началась острая борьба между князьями за власть. «Промеж ими смута была великая врось князья, а па княжение де, государь, еще не посадили никово. А сказывают, что нынешний год владети у них Канбулатовым детем: а как год минет Канбулату, ино де государь быти у них на княженье Осланбеку-князю»,— писал терский воевода А. И. Хворостинин в Посольский приказ. Старшие или начальные кабардинские князья «сажались на княжение» от разных линий кабардинского княжеского дома, причем соблюдался принцип старшинства. После Идаровых старшим должны были избрать из Кайтукинского рода Асланбека, который был вторым после Пшеапшоко сыном Кайтуко. Но Асланбек умер в том же, 1589 году. Пшеапшоко в 80-е годы XVI века уже не было в живых. Русское правительство требовало не «сажать на княжение без государева указа». В июне 1589 года князья Камбулатовы, Мамстрюк Темрюков и «почтенный человек» Хотов Анзоров просили царя Федора Ивановича о помощи в войне против «государевых непослушников» в связи со смертью князя Камбулата Идарова. О том же говорил в сентябре 1589 года князь Мамстрюк Темрюков русским послам в Грузию С. Г. Звенигородскому с товарищами, прося послать ратных людей против князя Шолоха.
В сентябре 1589 года князь Янсох Кайтукин собрал всех князей, мурз и узденей Кабарды на съезд, где объявил «всем в государеве жалованье под государевою рукою быти и служити государю и на государевых недругов и на непослушников, на кого велит государь, с своими людьми ходити...». На съезде его участники подтвердили подданство России. Князь Шолох Тапсаруков придерживался протурецкой ориентации и не приехал на съезд. На нем старшим князем Кабарды был избран Янсох Кайтукин. Об этом же сообщает терский воевода А. И. Хворостинин в своей отписке в Посольский приказ в октябре 1589 года, где сказано, что «оне (участники съезда.— В. Б.) избрали на большое княжение Осланбеку брату Янсоха...». В Родословной кабардинских князей и мурз XVII века о нем сказано следующее: «Пятый сын (Кайтуки-мурзы.— В. Б.) Янсох-князь, княжество дано ему на Москве при царе Федоре Ивановиче веса Русии, как был на Москве, а в Кабарде княженства ему не давывали».
Чтобы подчинить своей власти давнишнего противника Кайтукиных Шолоха Тапсарукова и его сторонников, старший князь Кабарды Янсох Кайтукин обратился в Терский город к Хворостинину с просьбой послать ратных людей против Шолоха.
В ноябре 1589 года против него был послан казачий голова Григорий Полтев с отрядом стрельцов в 750 человек, к которым присоединились дружины Янсоха Кайтукина и Мамстрюка Темрюкова. В результате этого похода тридцать селений Талостании были разорены. Князь Шолох Тапсаруков дал Полтеву в аманаты своего сына, внука шамхала, находившегося у него во время войны, и 20 лучших своих узденей. Но это не привело к объединению Кабарды. В грамоте 'кахетинскому царю Александру сам Полтев об этом писал так: «По государеву наказу пришел есми в Кабарду ноября в 21 день на государевых непослушников, которые под государевою рукою быти не хотели, а дружбу держали с турскими людьми и с крымским царем и с шевкалом и с кумыцкими людьми. И я пришол с государевыми людьми с вогненным боем, а со мною черкаская рать, повоевал и пожог и всее Кабардинскую землю подо государеву руку привел и дорогу х тебе очистил и твоих послов не Кабарды х тебе отпустил. И в той есми войне обмер лошадьми, и тебе бы, государю, пожаловати меня, прислати, на чом бы было против ваших недругов сидети; да пожаловати бы тебе меня саблею. А то дело, а моя служба, вопчее ваше. А ныне смышляем итти на Кумыки».
Междоусобная борьба в Кабарде продолжалась и в 90-е годы XVI века. Звание старшего князя у Янсоха Кайтукина отняли силой. Старшим князем попытался стать Мамстрюк Темрюков, которого «государь пожаловал княжеством Кабардинским», хотя по всей видимости... «в Кабарде княженства ему не дано было». Это и вызвало трагическую смерть Мамстрюка и его брата Даманука. В 1600 году (или около этого) Казый Пшеапшоков из рода Кайтукиных убил их и увел свои аулы и все население владения Мамстрюка Темрюкова на Кубань. В родословной кабардинских князей и мурз о его гибели сказано так: «Дамануку да Мамстрюку убили Казы-мурза з братьею, зазвав к себе меду пить и держав их у себя два дня скованых, и на третий день убили. А сам Казы с кабаками своими... откочевал в Беслене и жил там три года. А Сунчелей да Куденет з братьею прибежали на Терек, и с тех мест Сунчалей на Тереке и остался. А Мамстрюк добр был собою гораздо и дороден, и боялись ево многие в Кабарде, в зависти ево и убили».
В конце XVI— в начале XVII века начальным князем в Кабарде был Шолох Тапсаруков из рода Таусултана (Талостана,— В. В.). Но Шолох не получил утверждения из Москвы. В родословной о нем сказано так: «Шолох, князь Кабардинской, а государева жалованья княженства не дано было ему, умер своею смертью».
По-видимому, к этому времени, то есть к концу XVI— началу XVII века, и относится разделение Кабарды на Большую и Малую, которое окончательно оформилось к середине XVII века. Вероятно, рассказанное Ш. Ногмовым предание относится ко времени княжения Шолоха отделение Малой Кабарды, или Таусултании, от Большой Кабарды. В частности, Ногмов об этом пишет: «Один из князей, Шолох Таусултанов, пожелал разделиться со своими двоюродными братьями, но условия его не были ими приняты. После этого он несколько лет скитался у разных народов, наконец, в досаде за неисполнение своего намерения, начал делать набеги на соседние племена, угоняя табуны и отбивая скот, а нередко даже уводил людей в плен и раздавал их уоркам, участвовавшим в его предприятиях. Сверх того, гордый и беспокойный князь Шолох несколько раз сеял семена раздора и заводил возмущения в народе. Приверженные ему уорки подговаривали некоторых старшин и советовали им разделить Кабарду. Несколько старшин на то согласились и, не ведя о том переговоров, без согласия владельцев, со своими аулами внезапно отделились в пользу Таусултанова поколения, и князь Шолох увел их за реку и поселил на правом берегу. Обстоятельство это совершилось без всякого сопротивления со стороны прочих князей. Земля этих переселенцев и доныне носит название Малой Кабарды, или Таусултании (Талостаней)...
Он начал властвовать в Малой Кабарде, а потомки князя Кайтуки Жанхотова и князя Тохтамыша и сыновья князя Идара остались в Большой Кабарде».
Такого же мнения придерживается и В. Кудашев. Совершенно иначе объяснил разделение Кабарды на Большую и Малую Магомет-Бек Атажуков, посланный в 1732 году кабардинскими князьями в Москву к русскому правительству. По его словам, «у кабардинцев было два князя, братья Кабарты-Беки. Между ними начались несогласия. Поэтому они решили разделить народ черкесский и поселились порознь. Старший брат поселился при реке Баксан, а младший — близ Терека. Земли первого с того времени стали называть Большой Кабардой, а земли младшего — Малой Кабардой».
Что касается времени распада Кабарды, то никто из них не упоминает об этом.
В. Кудашев утверждает, что время и лица, при которых разделение совершилось, установить невозможно.
Разделение (распад) Кабарды на Большую и Малую явилось результатом многолетней борьбы феодальных группировок. Наличие на протяжении веков такого деления Кабарды на два больших феодальных владения ослабляло кабардинский народ в его борьбе против: грабительских нашествий крымских ханов и способствовало образованию малокабардинского говора и некоторых особенностей в обычаях и традициях жителей края.
В.С. Бесланеев "Малая Кабарда"