КАК АДЫГИ РАСТИЛИ ИЗ МАЛЬЧИКОВ МУЖЧИН.
(Система маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике)
I этап – до 10-12 лет – «щIалэ танэ» (мальчик теленок)
II этап – до 14-15 лет – «щIалэ псынщIэ» (быстрый подросток)
III этап – до 16-18 лет – «щIалэ гушхуэ» (решительный юноша).
I этап – до 10–12 лет – «щIалэ танэ»
Рождение в семье мальчика, как правило, отмечали игрой-состязанием – «подвязыванием копченого сыра». По середине двора устанавливали высокий, обмазанный маслом столб, на вверху которого подвешивали копченный сыр и различные подарки (уздечки, платки, кисеты и т.д.). Юноши и подростки должны были вскарабкаться на столб и сорвать подвешенные подарки, тем самым продемонстрировав свою сноровку и физическую подготовку. Спустя 2–3 недели после рождения мальчика семья устраивала праздник, посвященный «укладыванию младенца в люльку» – «гушъэхэпхэ». Праздник, устраиваемый сугубо женщинами. Соседки, родственницы жены и мужа с подарками (для ребенка, для роженицы, для свекрови) торжественно укладывают в люльку ребенка и по этому поводу устраивался праздник. С подобных обрядов начинались проявляться те статусные и стереотипные дефиниции маскулинности адыгского социума.
Особенности воспитания начинались проявляться с 5–6 лет. А до этого возраста дети пользовались всеобщим вниманием, им разрешалось играть вместе, с ними обращались обходительно и т.д. А уже в 6–8 лет к мальчикам относились строго, приобщая их к труду и общеустановленным нормам поведения. При этом требования к мальчикам были более строгие, чем к девочкам. Сегрегация полов в этнической педагогике адыгов выражалась не только в половом и возрастном делении детей, но и в размежевании их по проживанию непосредственно в доме. По достижению мальчиком 4–5 лет он уже переводился жить в мужскую часть дома – «кунацкую». Нахождение в обществе девочек уже запрещалось и даже осуждалось.
Социально-психологическая модель «настоящего» горца предполагала всестороннее развитие. Приоритет в воспитании отдавался труду. Поэтому мальчиков начинали приобщать к мужскому труду: работать в поле, выполнять мужскую работу по дому, ухаживать за скотом. В трудовом воспитании мальчиков трудно переоценить значение бытовых сказок, песен, мифов. Трудовая деятельность каждого высоко ценилась, а тунеядство и лень высмеивались и подвергали критике.
К 7 годам заказывали комплект детского оружия. Мальчик учился владеть любым клинковым, огнестрельным оружием и луком со стрелами (оружие отличалось только размерами). Мальчика с малых лет сажали на взрослую лошадь. Они уже в малом возрасте были отличными наездниками.
Существенным являлось приобщение к традиционным ценностям. Огромное значение придавалось четкому знанию норм хабза, истории своего народа. Формы донесения этой информации были – рассказ, беседа, старинные песни и предания. Но личный пример старших был основным методом воспитания. Мальчиков вывозили в поле и проводили с ними юридические и риторические занятия. Они знали международные языки: персидский, турецкий, позже русский.
Важную роль в воспитании отводили играм. Возраст 10–12 лет – благодатное время для забав и развлечений. Игры для мальчиков (борьба, состязание в прыжках, бег, лазание по канату, бросание камня, джигитовка, стрельба в цель) способствовали развитию маскулинности, формированию эталона «настоящего мужчины», способного защитить не только себя, но и честь женщины, семьи и своего народа.
II этап – до 14–15 лет – «щIалэ псынщIэ»
В этот период перестраивается вся психофизиоло-гическая система организма ребенка. На данном этапе особое внимание уделяется физическому формированию. Система физического воспитания диктовалась эпохой, обстоятельствами. Военный быт адыгов уделял немало внимания физическому и ратному воспитанию подростков. С раннего детства адыги постигали военное мастерство: учились искусству верховой езды, владению различными видами оружия. Сила, ловкость, гибкость, сноровка вырабатывались с помощью тренировок и состязаний. Любимыми соревнованиями были скачки, стрельба из лука, борьба.
Народная школа физического воспитания мальчиков у адыгов, подразделялась на две базовые ветви: пешую и конную. Конный вариант школы в физической подготовке включал в себя специфические проявления: джигитовку без оружия, джигитовку с применением оружия, скачки.
В нравственном воспитании подростка особый смысл придавали освоению правил и законов адыгского этикета, гостеприимству, чувству долга и родственной солидарности, послушанию и обходительности, осознанию мужского достоинства.
Эффективными средствами воспитания данного этапа выступали: пословицы, поговорки, сказки, нартские сказания и мифы.
III этап – до 16–18 лет – «щIалэ гушхуэ»
В 16–18 лет народ уже предъявлял определенные требования к поведению, этике, развитию, формированию, воспитанию юноши, считая его подготовленным к самостоятельной трудовой жизни в семье и обществе.
Урусова Л. Х. кандидат педагогических наук










