В ЗАКАВКАЗЬЕ И ЧЕРКЕСИИ (1939 г.)

В ЗАКАВКАЗЬЕ И ЧЕРКЕСИИ (1939 г.)

В ЗАКАВКАЗЬЕ И ЧЕРКЕСИИ (1939 г.)
В 1939 г. мне предстояло продолжить сбор материалов об абазинах. Кроме того, директор нашего института, академик В.В. Струве, поручил побывать в Баку, Тбилиси и Ереване по делам, связанным с подготовкой издания коллективной монографии «Народы Кавказа».

Первое знакомство с Закавказьем было, естественно, поверхностным, но для молодого исследователя Северного Кавказа все же важным, так как дало наглядное представление о типах поселения, жилищах, одежде, некоторых памятниках старины и пр. Но из массы полученных впечатлений упомяну только одно.

Восьмигранный мавзолей с высоким пирамидальным покрытием, сооруженный над могилой сейида Яхья Бакуви около ханского дворца в Баку, является ближайшей аналогией многогранных в плане мавзолеев Северного Кавказа. Это позволяет думать, что форма последних была заимствована горцами у мусульман Закавказья и, может быть. Золотой Орды. Правда, горские мавзолеи отличаются от закавказских главным образом тем, что вместо дверей имеют только окошко. Высокое пирамидальное покрытие из камня, почти такое же.как на мавзолеях Кабарды и Балкарии, я видел не только в Баку, но и на мавзолее около ст. Садахло. Такое же покрытие, как известно, заменяет собой купола на грузинских и армянских церквах.

22 ноября приехал из Закавказья в Черкесск и на следующий день отправился пешком в абазинское сел. Псыж к старику Симхову Каплану,

От него услышал следующее, В Турции около Исчихара (недалеко от Анкары) и у Узунэля есть три или четыре абазинских селения, в которых живут представители таланты. Одно из них называется Локът (т. е. Лоовское), другое — Дарыкът (Дудару-ковское). Первоначально абазины обитали на южной стороне Кавказского хребта. С течением времени им стало там тесно и разгорелась вражда между фамилиями. Однажды охотники в поисках дичи попали на северные склоны и обнаружили хорошее незаселенное место. Когда они рассказали об этом своим соплеменникам, то те решили туда переселиться. Первыми на Северный Кавказ пришли абазины-тапанта, жившие до этого в Апсху (Апсхъвы). Каплан слышал от стариков, что дударуковцы пошли сперва в сторону Темрюка, затем обитали около теперешней ст-цы Невинномысской, а позже — на pp. Марухе и Теберде и лишь после всего этого обосновались на нынешнем месте.

Каплан явно ошибался, утверждая, будто абазины никогда не подчинялись кабардинцам. По его словам, в старину был большой спор.между абазинами и кабардинцами из-за границы. Потом они договорились считать границей р. Малку. Однако позднее абазины уступили кабардинцам, и граница была отодвинута в район Кисловодска.

Раньше в хозяйстве абазин преобладало животноводство, а примерно с середины XIX в. — земледелие. Дома здесь турлуч-ные. В них два основных помещения: гостиная (амх/ара) и хозяйская половина (г-аабша). Кунацкая (xlmteiu) часто стоит отдельно. Двухскатные крыши бывают черепичные или соломенные. Полы в домах либо земляные (джах1аша), либо дощатые. Потолок в старых домах отсутствовал. Почти в каждом доме есть не только очаг, но и печь (х!ак!ва).

Мною был сделан план дома Симхова (рис, 6). Подобно другим абазинским домам, он имеет много общего с жилищами казаков. Отличается лишь меньшим количеством окон, наличием очага и около него — возвышающейся над полом глиняной лежанки. Очаг (онджакъ) состоит из места на полу, где разводят огонь (чвува), утолщенного выступа (5 см) стены дома перед этим местом (онджакъдама) и вытяжной трубы. Последнюю теперь иногда не плетут, а сколачивают из досок, и она превращается из цилиндра в параллелограмм. Глиняная лежанка (ныщчарта) высотой около 20 см бывает с приподнятым изголовьем. Низенькая деревянная скамеечка (рымдза) показана на прилагаемом плане в самом почетном месте: около очага, подальше от двери, и в то же время она Позволяла сидящему видеть дверь. У Каплана, как и у многих других абазин, уже нет старинного низкого круглого обеденного столика на трех ножках (аг!шва). Теперь его заменяет обычный русский стол. В комнате находятся следующие предметы домашнего обихода: котел (чуан), ведро (пщырх1а), деревянная лопаточка для размешивания просяной каши (былагъ), шампур (жьыхьч!ва), железная цедилка для молока наподобие кружки (уыраз), дискообразная железная сетка с ручкой (к]ык!ыл), чашки (к!вп}и), ножи (xlecna), ложки (к1вп1игъв), молоток (Ожяxlea), рог для разглаживания галуна (къхъвыгя) и др.

Дом построен внутри двора, боком к улице. Перед домом находится столб, к которому приехавший может привязать своего коня. Кроме дома во дворе имеются конюшня (бора), коровник (х!амач), курятник (кэдыш). кунацкая (х/ач/ащ), навес для телеги и сельскохозяйственного инвентаря (бэк1), помещение для просушки, ручной мельницы и пр. (лутара, щылах1варатара), уборная (псыуна), колодец (дзых1).

Двор Каплана огорожен невысокой стенкой из булыжника, сложенного на земляном растворе (х1ахъвысарыя\ от х1ахъвы — «камень»). Но в Псы же есть и плетни (гъвгвара).

Мужская и женская одежда абазин (и в прошлом,и в настоящем) аналогична черкесской.

Пиша абазин — просяная каша (быста), заменяющая хлеб, пшеничный хлеб (ч!ахъва), низкий, выпекаемый на сковороде просяной хлеб (мыгял), кислое молоко типа айрана (хъарч!ва), суп (ч/едк), пышки (лакъвым), пышки с сыром (чаш), буза из проса (бахъсыма),

Каплан рассказал, что кровная месть у абазин исчезла еще до революции, но помнит, как в первые годы Советской власти некий Дзыбов из сел. Кувинского получил плату за кровь от другого абазина.

Сел. Псыж расположено на высоком берегу поймы р. Кубани. Но, по словам Каплана, раньше оно находилось под кручей, ближе к берегу реки. В том месте, где дорога подымается на кручу, стоит каменный памятник, на котором изображена тамга Симховых. Памятник поставлен Капланом для напоминания о том, что крутой участок дороги исправлен им.

На левом берегу Кубани, в 1 —1.5 км севернее Псыжа, есть остатки укрепления со рвами и большим курганом. Не исключено, что это следы русского или турецкого лагеря времен битвы между войсками генерала Геймана и Батал-лаши в 1780 г. Местный казак уверял, что курган севернее Псыжа насыпан будто бы на братской могиле русских воинов, павших в этой битве.

О социальном строе и верованиях абазин в прошлом, а также о их фольклоре до сих пор почти ничего не было известно. Беседы с Капланом позволили в значительной мере заполнить этот пробел.

29 ноября я отправился к абазинам-шкарауа. До ст. Ураков-ская ехал поездом. Проезжая мимо ногайского аула Эркен-Шахар, заметил много курганов, в том числе и больших. Они разбросаны и вокруг аула, и в нем самом. Около ст. Ураковская расположен ногайский аул Эркен-Юрт. В нем почти нет зелени. Очевидно, сказался пережиток кочевого быта. Беленые турлучные дома под соломенной или черепичной крышей стоят боком к улице, причем на улицу глядит нередко только одно окно. Есть дома, у которых совсем нет окон, выходящих на улицу. Дымоходы очагов в большинстве случаев выступают из фасадной стены наружу, но иногда они находятся в углу дома или у задней его стены. Дворы огорожены плетнями или (чаще) невысокой каменной стенкой, которая обмазана глиной и покрыта известью. Преобладают ворота кабардинского типа — система вертикальных жердей, переплетенных тонкими прутьями. Из элементов национального костюма отмечу небольшие папахи («кубанки»), горское пальто (похожее на черкеску, но двубортное, со стоячим воротником и без газырей), кавказский пояс и кожаные чувяки.

Из Эркен-Юрта на попутной машине добрался в сел. Апсуа (бывш. Шахгиреевское), в котором живут абазины-шкарауа. Глинобитные дома его с соломенными пли черепичными крышами беспорядочно разбросаны под возвышенностью на правом берегу р. Большой Зеленчук. Дворы огорожены невысокими каменными стенками, плетнем или типично русскими дощатыми заборами.

В качестве информатора мне порекомендовали Озбу Умара Кальбыздуковича (Уазба Умар Къалбыздукъ-игта) к утверждали, что ему 102 года, но на вид я не дал бы больше 80 лет. У него в это время оказался в гостях 72-летний житель сел. Старокувинского абазин Хуранов Чаиб Кала-Гиреевич (Х1вран-ипа Чаиб Къала-Герый-ипа). От них, особенно от Хуранова, я записал много исторических преданий о переселениях, войнах, социальном строе и верованиях абазин.1 В частности, удалось впервые восстановить старые абазинские названия феодальных сословий. Узнал, что шкарауа, подобно абхазам, называют тапантовцев термином «а-шва».

В быту абазин надо отметить четыре ранее не известные мне черты. Во-первых, еще не совсем изжитый обычай умыкания невест. Во-вторых, одинаковые с черкесскими свадебные обычаи. В-третьих, традиция, согласно которой новорожденного мальчика держат вниз головой над миской с медом так, чтобы темя коснулось меда, а новорожденную девочку опускают головой в золу. В-чет-вертых, ребенку при первой стрижке оставляют на макушке пучок волос с прилепленным комочком грязи, который не смывают до его естественного разрушения.

30 ноября в Черкесске я узнал о начале войны с Финляндией и сразу же выехал домой, в Ленинград.


Л.И.ЛАВРОВ "ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА"шаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu