Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Проекты » Памятные даты » 28 сентября - День национального черкесского костюма

28 сентября - День национального черкесского костюма

28 сентября - День национального черкесского костюма
Памятные даты
admin
Фото: Адыги.RU
11:29, 10 август 2016
4 422
0
28 сентября - День национального черкесского костюма. Адыгский национальный костюм - это овеществленный гимн нашему национальному духу. Это отражение национального характера - чувства собственного достоинства адыгских мужчин, их отчаянной храбрости, виртуозного владения тонкостями адыгского этикета. Женский костюм - это отражение пленительного изящества адыгских женщин, их красоты и безупречного вкуса. Национальный костюм открывает для нас двери в прошлое, к народным истокам - стоит лишь его надеть.
28 сентября - День национального черкесского костюма
28 сентября - День национального черкесского костюма. Адыгский национальный костюм - это овеществленный гимн нашему национальному духу. Это отражение национального характера - чувства собственного достоинства адыгских мужчин, их отчаянной храбрости, виртуозного владения тонкостями адыгского этикета. Женский костюм - это отражение пленительного изящества адыгских женщин, их красоты и безупречного вкуса. Национальный костюм открывает для нас двери в прошлое, к народным истокам - стоит лишь его надеть.
Многие народы Кавказа заимствовали элементы адыгской культуры. Черкеска стала общекавказской, а два столетия назад ее примерило и кубанское казачество. Черкески надевали казаки собственного конвоя российского императора Александра III. В качестве официального облачения адыгский костюм выбирал также император Николай II. История сохранила и автопортрет Михаила Лермонтова в черкеске. А личная охрана короля Иордании до сих пор носит черкеску как постоянную форму одежды.

Традиционный мужской костюм - черкеска (цей) однобортный кафтан с открытой грудью, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. С обеих сторон груди нашивались газырницы для патронов. Черкеска строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом - белого или красного цвета у князей (пщи), коричневого у дворян (уорк) и серый или чёрный у крестьян. Бешмет по покрою напоминал черкеску но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина его была чуть выше колена, шился как правило из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны с широким шагом к низу сужались. Папаха шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась. Также у черкесов имели большое распространение в быту войлочные шляпы. Башлык шили из тонкого домашнего сукна или покупного материала, украшался басонными изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета но бытовали и тёмных оттенков. Бурка - длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Наборный пояс. Обувь - чувяки шились из сафьяна красного света как правило бытовали у высшего сословия, крестьяне носили из сыромятной кожи или из войлока. Ноговицы - из тонкой кожи или сафьяна, украшенные галунами с подвязками под коленом с серебряными пряжками. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. Кинжал - рукоять и ножны богато украшались серебром как и рукоять шашки, но ножны шашки украшались галуном и вышивкой золотом.

Женская одежда была разнообразна и богата украшена. Она различалась в сословных вариациях. В костюм женщины входило платье, кафтан, рубаха, штаны, многообразие головных уборов и обуви. Платье - длинное, распашное с открытой грудью, рукава узкие или широкие до кисти или короткие до локтя. Праздничные платья шили из дорогих, покупных тканей: шёлк, бархат, тафта… Цветовая гамма женской одежды была также сдержанна, редко использовали синий, зелёный и яркие пёстрые тона, предпочтение было белым, красным, чёрным, коричневым оттенкам. Края платья и швы закрывались и обшивались галуном и тесьмой из золотых и серебряных ниток, края подола, рукава украшали золотым шитьём. Зимой носили бархатные или из плотного шёлка платья, простёганные на вате или шерсти, редко ворот и подол с рукавами такого платья обшивался мехом. К рукавам крепились нарукавные подвески в виде длинных лопастей, которые богато украшались вышивкой золотом. Кафтанчик - чуть выше колена в длину, он напоминал по покрою платье, только имел закрытую грудь с плотным рядом серебряных застёжек и со стоячим воротом. Шили кафтанчик из плотных материалов: шёлк, бархат… и так же украшался золотым шитьём. Часто кафтанчик носили без платья, в виде верхней одежды. Девушкам в период созревания надевали кожаный корсет, который стягивал грудь и стан девушки, носила его девушка до замужества, до брачной ночи… Поверх платья или кафтанчика надевали пояс плотно обтягивающий талию, с массивной серебряной пряжкой, украшенной камнями. Ближе к 19 в. пряжки стали делать более тонкими и изящными, чаще это были работы приезжих мастеров, в начале 20 в. получили распространение новые пояса, полностью сделанные из серебра в виде скрепленных звеньев с фигурными пряжками, бытовали такие пояса вплоть до 30-х годов 20 в. Рубаха - (джанэ) была с узкими рукавами до кисти, длинной до пят, девушки из состоятельных семей шили её из дорогих, однотонных, тонких материалов: красного, белого, жёлтого цветов. Рукава таких рубах шили длинными, закрывающими кисти девушки. Головные уборы женщин были весьма разнообразны: платки, шали, шапочки, подвязки и подвески для волос… Молодые девушки из знатных семей до рождения первого ребёнка носили шапочки на твёрдой, кожаной основе украшенные по околышу галунами или вышивкой с округлой или конусообразной верхушкой, центр которой венчал серебряный шарик, полумесяц или фигура птички. По верх шапочки накидывалась легкая шелковая шаль или накосное украшение которое тонким шнуром крепилось к верхушке шапочки и в виде двух длинных лент спускалось вниз, сзади каждой ленты были шнурки под которые протягивали косы, такие накосники украшали золотым шитьём и басонными изделиями. К шапочке так же крепились височные подвески в виде басонных изделий или из серебра весьма крупных размеров, но изящных и легких по форме. Обувь - как и мужская шилась из кожи или делали из тонкого войлока. Богатые девушки носили красные, сафьяновые чувяки, украшенные вышивкой и тесьмой, на праздничные выходы поверх чувяк надевали высокие деревянные ходули в виде скамеечек, обтянутые бархатом и украшенные серебром. Из украшений девушки носили кольца, серебряные подвески которые крепились на груди, вдоль выреза платья в виде вытянутых миндалин, цепочки с подвесками, кулонами. Бусы и браслеты были не очень популярны у черкешенок.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)