Я. Рейнеггс о социальных группах у черкесов
Культура
Черкесы делятся на князей (бей), дворян (узден) и кнехтов-крепостных (кулл) и различаются также по одежде, потому что только князь имеет право носить кольчугу... ...Каждый дворянин зависит от своего наследственного князя, однако князь не может ничего делать с его рабами, крепостными или имуществом. Также мало осмеливается дворянин прикасаться к собственности своих крепостных, к его рабам, стадам, рогатому скоту или лошадям, или же присвоить себе на них хоть малейшее право. Князь и дворянин не могут требовать от своих крепостных ничего, кроме оброка, и ни один крепостной не может быть стеснен в увеличении своего имущества, а еще менее проданным, битым ил,и истязаемым. Что касается рабов, то все зависит от доброй воли его господина, но не было примера, чтобы с ним обращались жестоко или бесчеловечно, если он не провинился
Черкесы делятся на князей (бей), дворян (узден) и кнехтов-крепостных (кулл) и различаются также по одежде, потому что только князь имеет право носить кольчугу...
...Каждый дворянин зависит от своего наследственного князя, однако князь не может ничего делать с его рабами, крепостными или имуществом. Также мало осмеливается дворянин прикасаться к собственности своих крепостных, к его рабам, стадам, рогатому скоту или лошадям, или же присвоить себе на них хоть малейшее право. Князь и дворянин не могут требовать от своих крепостных ничего, кроме оброка, и ни один крепостной не может быть стеснен в увеличении своего имущества, а еще менее проданным, битым ил,и истязаемым. Что касается рабов, то все зависит от доброй воли его господина, но не было примера, чтобы с ним обращались жестоко или бесчеловечно, если он не провинился каким-либо образом.
Князья очень почитаются своим народом; их личность, так сказать, является священной, и никто не осмеливается их захватывать. Если князь в гневе убивает крепостного или даже дворянина, то он обязан лишь уплатить семье убитого причитающиеся деньги за кровь; но не слышно, чтобы на самого князя налагали руку и требовали возмездия. Даже тогда, когда князь схвачен с другими во время разбойничьего набега, его жизнь стоит вне опасности; с ним прилично обращаются, и он должен (лишь) уплатить значительную сумму денег за свое освобождение, чтобы исправить свое неудачное предприятие...
Ни один дворянин не может подняться до княжеского звания, так как князьями у них только родятся. Все существующие князья принадлежат к одной и той же фамилии, происхождение и древность которой, как они предполагают, относится к баснословным временам. Поэтому они не могут произвести кого-нибудь в князья, так же, как не могут принять чужестранца в семью,— это не дозволяется черкесской гордостью.
...Каждый дворянин зависит от своего наследственного князя, однако князь не может ничего делать с его рабами, крепостными или имуществом. Также мало осмеливается дворянин прикасаться к собственности своих крепостных, к его рабам, стадам, рогатому скоту или лошадям, или же присвоить себе на них хоть малейшее право. Князь и дворянин не могут требовать от своих крепостных ничего, кроме оброка, и ни один крепостной не может быть стеснен в увеличении своего имущества, а еще менее проданным, битым ил,и истязаемым. Что касается рабов, то все зависит от доброй воли его господина, но не было примера, чтобы с ним обращались жестоко или бесчеловечно, если он не провинился каким-либо образом.
Князья очень почитаются своим народом; их личность, так сказать, является священной, и никто не осмеливается их захватывать. Если князь в гневе убивает крепостного или даже дворянина, то он обязан лишь уплатить семье убитого причитающиеся деньги за кровь; но не слышно, чтобы на самого князя налагали руку и требовали возмездия. Даже тогда, когда князь схвачен с другими во время разбойничьего набега, его жизнь стоит вне опасности; с ним прилично обращаются, и он должен (лишь) уплатить значительную сумму денег за свое освобождение, чтобы исправить свое неудачное предприятие...
Ни один дворянин не может подняться до княжеского звания, так как князьями у них только родятся. Все существующие князья принадлежат к одной и той же фамилии, происхождение и древность которой, как они предполагают, относится к баснословным временам. Поэтому они не могут произвести кого-нибудь в князья, так же, как не могут принять чужестранца в семью,— это не дозволяется черкесской гордостью.
Ссылки по теме: