Поселения и жилища убыхов

Поселения и жилища убыхов
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
06:13, 29 июль 2019
16 348
0
Патриархальные формы социального быта причерноморских горцев определяли и характер их поселений. Города здесь отсутствовали вовсе, в местных языках не было даже такого термина. Для большинства видов поселений у черноморских шапсугов применялся термин «куадж», у убыхов - «хуа» (гуа, куа).
Патриархальные формы социального быта причерноморских горцев определяли и характер их поселений. Города здесь отсутствовали вовсе, в местных языках не было даже такого термина. Для большинства видов поселений у черноморских шапсугов применялся термин «куадж», у убыхов - «хуа» (гуа, куа).

Группы семей, связанных родством, селились в местах, удобных в хозяйственном и оборонительном отношениях. Усадьбы отстояли друг от друга на определенных расстояниях. Каждый дом стоял особняком и окружался большим двором, садом и пашнями. Причерноморские аулы не походили на обычные селения. Они представляли собой цепочки усадеб, тянувшихся обычно вдоль реки. Так, селение Фагуа в начале XIX века было разбросано по долине реки Дагомыс примерно на протяжении 18 верст.1

Аул Лохотх (ныне Красно-Александровский) тянулся по течению реки Аше начиная от Черного моря на десятки километров и состоял из 9 соединившихся поселений, каждое из которых было населено отдельным родом. Каждый род слагался примерно из двадцати больших семей по 30-60 человек в каждой.

По данным черноморско-шапсугской этнографической экспедиции 1951 года, аул Шахачей илиШахечю (нынеКич-май) протягивался от устья реки Шахе вверх по ее течению до 40 км, вплоть до Ажуйских ворот, и состоял из цепочки поселений, также населенных отдельными родами; при этом на правобережье Шахе преобладали шапсугские роды, а на левобережье - убыхские.

Дюбуа де Монпере, исследовавший Черноморское побережье Кавказа в 1833 г., приводит следующее описание причерноморских горцев:

«Черкессия... не имеет ни городов, ни местечек, ни настоящих селений. Уже при первом взгляде на этот край можно убедиться, что он богат лесами. Каждый черкес, стремясь жить уединенно в своем владении, выбирает подальше от соседа место для жилья, стараясь расположить его среди нескольких прекрасных деревьев, так часто встречаемых в этой стране, и вместе с тем вблизи леса, где его семья могла бы укрепиться в случае нападения врага. Дом деревянный или из плетенки, обмазанный глиной, крыша из досок, покрытых соломой и укрепленных кольями - вот их жилица... Кольчуги, луки, стрелы и другое всевозможное оружие... - вот единственное украшение на стенах... Непрочная изгородь из ветвей деревьев, окружающая усадьбу, единственная защита от всех нападений... Черкес поднимает целину вокруг своего жилища и сеет просо или пшеницу, с большой заботливостью стараясь сохранить гирлянду деревьев вокруг своего поля для того, чтобы защитить его и напитать влагой...»1

Все постройки причерноморских горцев делались из плетня, обмазывались глиной и крылись соломой или камышом. При этом постройки богатых отличались от построек бедных лишь большими размерами и сравнительной чистотой, сохраняя в существенных чертах тот же характер. Никогда - по крайней мере, в позднее историческое время - черкесы не делали построек из камня. Еще Интериано в XVI столетии отмечал, что зихи (черкесы) не имеют ни одного поселения, укрепленного стенами. «Их дома сделаны из соломы, камыша и дерева, большим стыдом было бы для князя или дворянина построить себе крепость или дом с каменными стенами, потому что это показало бы боязнь и неспособность уберечься и защититься»2.

Обычная усадьба причерноморских горцев состояла из трех дворов, обнесенных общей оградой, с одними воротами со стороны дороги и несколькими перелазами или калитками в зависимости от надобности. На главном дворе центральное место занимала всегда унна - жилище, которое ставится боком к наружному входу во дворе с улицы. В этом же дворе находились и все хозяйственные постройки: пекарня, курятник, плетеные амбары для хранения зерна, в одном из углов навес для сельскохозяйственной утвари.

К главному двору примыкал скотный двор с сараем и плетеными яслями для корма и двор-хамыш для молотьбы и просушки сена. Оба эти двора сообщались воротами с главным двором, проходов же в наружной ограде не имели. Расположение дворов и построек в черкесской усадьбе имело свои причины, связанные со своеобразием устройства самого жилища. Сакля состояла из двух половин с двумя отдельными входами: для мужчин и для женщин. Соответственно с этим располагались и хозяйственные постройки. Ближе к мужской половине находились наружные ворота и вход на сенной двор; со стороны же женской половины находились: пекарня, курятник, амбары и вход на скотный двор.

Кроме перечисленных построек, почти каждая семья имела отдельно стоящую постройку специально для приема гостей. Эта постройка, носившая название хачеш, хаджичиж или кунацкая, располагалась на видном месте перед двором, часто обносилась особым плетнем и имела небольшой дворик.

Для женатого сына также строилась отдельная хижина в одну комнату, обычно несколько сзади сакли. В этой хижине молодожены жили до полного выделения и постройки собственной усадьбы.

Очаг располагался в одном из углов сакли, иногда примыкал к перегородке, разделявшей мужскую и женскую половины. Огонь раскладывался на глинобитном полу и, чтобы не загорелась стена сакли, в этом месте делалось утолщение глиняной обмазки. Над очагом подвешивался медный или чугунный котел на железной или деревянной цепи, укрепленной на потолочной балке. Дымарь делался плетеным одновременно со стенами жилища, имел круглое или четырехугольное сечение.

Кверху дымарь постепенно сужался и выходил над крышей невысокой трубой, которая у причерноморских горцев часто прикрывалась двускатным деревянным навесом. Внутри весь дымарь смазывался глиной, а снаружи только снизу, а также часть трубы, выходившая наружу.

Непосредственно у очага устраивалась низкая глинобитная кровать-диван, укрепленная по сторонам досками.

Потолка и чердачного помещения в саклях никогда не делали. На потолочные балки клали плетеные из лозы щиты, на которых хранились копченый сыр и хлеб. Для развешивания оружия и упряжи в стены сакли забивали колышки. Пол в сакле всегда делался глинобитным и сверху смазывался глиной, перемешанной с навозом. Вдоль стен у пола устраивалась небольшая ступенька из глины для того, чтобы внутрь жилища не проникала вода.1

Обычное жилище (сакля) в причерноморском убыхском ауле, по описанию Белля, долгое время проживавшего в долине Субаши (Шахе), представляло собой хижину с соломенной крышей, покоящейся на крепких столбах, переплетенных внутри и снаружи и поверх плетня обмазанных глиной и выбеленных белой или скорее бледно-зеленой глиной. Пол также глиняный, всегда тщательно выметенный, и в течение дня несколько раз поливался водой. В одном из углов комнаты находился очаг, состоящий из круглой выемки в полу, над которой подвешена полукруглая воронка шириной в 5 футов (до 1,5 м) в поперечнике на нижнем конце, через которую в отверстие в крыше выходил дым.2

А.В. Верещагин в 1870 году побывал у джигетов общества Арт в долине Кудепсты и оставил описание черкесской сакли южного типа («пацха»): «... Сакли и вообще постройки черкесов миниатюрны и скорее походят на наши шалаши, нежели на жилые постройки. Все вообще постройки у черкесов делаются плетневые, вроде наших изгородей, но работа плетневая у черкесов чиста и прочна, так как по плетню никакой промазки ни снаружи ни внутри не делается. Постройки кроются или разного рода дранью, или же стеблями кукурузы. Сакли имеют одну только входную дверь: окон и потолка нет. В одном из углов сакли, сквозь крышу, проходит опрокинутая плетневая четырехугольная воронка, заменяющая собой печь и трубу; под этой воронкой разводится огонь, и здесь же готовится пища. В смежном с воронкою углу делается нечто вроде низких нар; это место почетное кунацкое, на которое нас приглашали садиться...»3

Сохранилось описание И.О. Ореховым случайно уцелевшей от пожаров 1864 г. убыхской сакли на месте крупного аула, сожженного убыхами при их выселении и находившегося на поляне Убых в верховьях р. Ац (левый приток р. Сочи). «Постройка состояла из двух комнат: одной просторной с лавками у стен и с очагом, бывшей вероятно кунацкой или гостиной какого-нибудь узденя; другой, поменьше - с тахтою и привешенными к потолку полками, имевшей, кажется, назначение спальни. В кунацкой, под лавками, стояло несколько совсем новых крашеных сундуков, окованных железом и обитых медными гвоздиками... Кровля нашей и большинство прочих саклей была тесовая, низко спущенная к земле, так что оставляла снаружи проход, закрытый от дождя. Вместо окон были четырехугольные отверстия, закрывавшиеся ставнями. Стены сакли плетеные, смазанные глиною»1.

В обстановке постоянных межплеменных военных столкновений причерноморские горцы никогда не строили свои жилища из камня. Необходимость частого ухода при угрозе нападения вглубь гор способствовала строительству легких домов турлучного типа, возведение которых не требовало больших затрат труда и времени и которые без особого сожаления покидались горцами.

Аулы чаще всего назывались по имени местных рек и рочищ, часто по имени близлежащих гор или священных эощ, где отправлялись культы различных божеств. Иногда улы назывались по фамилиям живших в них знатных родов.

В аулах не было улиц, постройки были разбросаны бес-орядочно на различных уровнях местного рельефа. Сообщение между соседними аулами осуществлялось по руслам рек, через перевалы, по горным тропам, иногда делались про-еки. Вокруг аулов, на всех сколько-нибудь удобных участках склонов, располагались поля, обработка которых велась почти полностью вручную. Лишь в днищах долин имелись пахотные поля. В непосредственной близости от аулов рас-юлагались родовые кладбища, почитаемые могилы, а так-ке священные рощи и деревья.

Описанный тип планировки аулов сохранился до наше-о времени в ряде горных шапсугских аулов Большого Сочи. )т основной улицы - дороги во все стороны расходятся кри-ые и узкие переулочки. Дома разбросаны без всякой определенной системы: некоторые из них выходят фасадом, другие боком или задней стороной на улицу, от которой иногда их отгораживает традиционный плетень. Иногда за линией домов, примыкающих к улице, расположены еще дома, соединенные с дорогой узенькими переулочками или просто тропинкой, проходящей между усадеб. Внутренность усадеб, по старой традиции, иногда оборачивается плетнем на отдельные участки.

Особенностью архитектуры жилых и хозяйственных построек современных шапсугских аулов Лазаревского района г. Сочи является широкое использование дерева и возведение построек на деревянных столбиках, или реже на камнях, что делается для устранения в помещениях сырости. В соответствии с традициями старой архитектуры дома часто строятся удлиненной формы с характерным устройством двух дверей и внутренним расположением комнат. Но разделение дома на мужскую и женскую половины уже практически не существует.

В отношении населенных мест, дворов, жилищ и хозяйственных построек, по словам Л.И. Лаврова, у убыхов не было чего-то специфического, резко отличного от соответствующих видов материальной культуры адыгейцев и абхазов. Разбросанность дворов была характерна для всего побережья. Огораживание частоколом до сих пор распространено в Черноморской Шапсугии и Абхазии. Турлучные дома с тесовой или дранковой крышей, с глиняным полом, навес перед домом, очаг, - все это также является типичным для старой Шапсугии и Абхазии. Там же встречаются как одноэтажные, так и двухэтажные дома. Полную тождественность абхазским и адыгейским представляют собой также амбары и загоны.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)