Шапсуги

Шапсуги

ШапсугиДубровин, причисляя причерноморских шапсугов к на-тухайцам, писал, что они были расселены «по южному склону хребта и прибрежью Черного моря до небольшой речки Бу или Буань, протекающей ниже Головинского поста и впадавшей в Черное море. Начиная от р. Аше, натухайские общества, жившие вдоль юго-восточного берега Черного моря, имели сверх общего племенного названия, другие, отдельные, по имени урочищ: Гоайе или Шехокуадж, далее на юго-запад, по порядку следовали Цюхук, Шимитокуадж и Хизе»1.

Люлье уточняет, что гоайе (вайа по Беллю) «занимали долину Псеюзе (Псезуапсе - В.В.) и несколько других. Между племенами Гоайе... следующие дворянские фамилии: Кар-зейк, Куецюк, Дирсюе, Хатираме, Бирдж и Черчь»2.

Общество Цюхук занимало долины мелких рек Цусх-вадж, Годлик и Чухукт в междуречье Псезуапсе Шахе, здесь господствовал шапсугский дворянский род Цюхь. Из других шапсугских дворянских фамилий наиболее известны были следующие: Абат, Немере, Шеретлок, Горкоз, Ула-гай, Бгый и Тгагурз.3

Люлье перечисляет долины рек в пределах Большого Сочи, в которых жили шапсугско-натухайские общества, в направлении с северо-запада на юго-восток (в скобках даны современные названия рек): Деркуай (Дедеркой), Сепсе (Шеп-си), Шуук или Шуек (Шуюк), Мокупсе (Макопсе), Мюзюе-гопсе (Неожиданная), Аше, Копсе (Куапсе-Мамедова щель), Дзешь (Свирская щель), Псезюе или Пезюане (Псезуапсе), Чегезиана (Цусхвадж), Голиех (Годлик - Волконка), Нибепс или Цюхук (Чухукт), Безюей (Чимит, Чемитоквадже), Тла-те или Калезипь (Глубокая щель), Кодес (Матросская щель), Шахе или Субеших, Осакай (Осохой), Казий или Казиап (Ход-жипс - Якорная щель), Берендуапь (Веранда), Десхать (Дет-ляшха), Бу или Буапь (Вуу).4 К югу от Шахе шапсуги жили лишь в береговой полосе и смешанно с убыхами.

ШапсугиСейчас считается, что натухайцев, смешанно живших с шапсугами в первой половине XIX в., на сочинском побережье не осталось. Однако этот этноним сохранился в шапсуг-ской фамилии Натхо, представители которой живут и аулах Куйбышевка (долина Агоя) и Мал. Псеушхо (в долине Туапсе) и причисляют себя к шапсугам.

Вплоть до начала XVIII века названия шапсугов и натухайцев не встречаются в письменных источниках. Впервые шапсуги названы в турецких хрониках 20-х годов XVIII в. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление»1.

ДажеуЕвлия Челеби(1641 г.), давшего описание самых мелких племенных подразделений и отдельных селений причерноморских горцев, нет упоминания о шапсугах и нату-хайцах.

На территории Шапсугии XIX в. в течение многих столетий проживало абазинское население, постепенно перешедшее на черкесский (адыгейский) язык. В течение XVIII в. численность шапсугов постоянно увеличивалась за счет беглых крестьян соседних адыгских, абазинских и убыхских обществ и в первой половине XIX в. шапсуги уже считались одним из крупнейших племен, занимая обширную территорию Северо-Западного Кавказа по обоим склонам Кавказского хребта.

ШапсугиДо образования своей самостоятельности и широкого распространения по территории Западного Кавказа нату-хайцы и шапсуги вместе с племенем гоайе занимали лишь долину реки Псезуапсе; при этом натухайцы жили в верховьях Псезуапсе в урочище Тагапс, шапсуги же в урочищах Атсейниб и Бебеколайге. Однако, в то время (предположи-ельно XV-XVI вв.) они не имели указанных названий и состояли из пяти родов: Надхо (Натхо), Нетахо (Нетдахо), Коб-ле-Схапете (Схопте) и Сотах (Севатох). Первые два рода послужили основой для образования в последующем натухайской народности, а последующие три, обосновавшись сначала в долине реки Шапсхо, образовали самостоятельное племя, названное по имени этой реки шапсугами.2

В середине XIX века шапсуги делились уже на 8 основных родов: Натхо, Натахо, Гоаго, Емц, Кобле, Схапете, Со-отох и Гоайе. Причем эти роды делились, в свою очередь, на много малых и больших подразделений. Так, род Натхо разветвлялся на 28 родовых подразделений, род Коблевых состоял из более чем 50 подразделений, псезуапсинские Гоайе имели 17 родовых подразделений. «Следы патриархальных родов сохранились и в современных черноморских шапсуг-ских аулах, где встречается всего несколько групп однофамильцев, живущих в нескольких десятках дворов и составляющих основную массу населения аулов.

С увеличением народонаселения и из-за недостатка земель натухайцы и шапсуги расселились по всему Черноморскому побережью Кавказа к северо-западу от Шахе, а шапсуги начали переходить и на северный склон. Большого различия между этими двумя адыгейскими племенами не было, не было и четкой границы между ними, чаще всего они жили смешанно, лишь в крайней северо-западной части Черноморского побережья Кавказа (к северо-западу от Джубги) натухайцы имели сплошное распространение. К югу от Джубги, до р. Шахе, преобладало шапсугское население, при этом в междуречье Псезуапсе - Шахе и по долине Псезуапсе сохраняло еще некоторую самостоятельность и обособленность племя гоайе (гои).

Из различных источников и опросов сочинских шапсугов (по семейным преданиям) нам известны наименования и расположение наиболее крупных населенных пунктов причерноморской Шапсугии середины XIX в. В долине Шахе, отличавшейся густой заселенностью со смешанным убых-ско-шапсугским населением, был известен крупнейший аул Шахечю, тянувшийся на десятки километров по обоим берегам Шахе, в ее нижнем и среднем течениях. При этом в низовьях долины р. Шахе аул Шахечю еще именовался как Субешх, а в среднем течении - Большой Кичмай. Последнее название сохранилось за современным шапсугским аулом, располагающимся в 5-6 км от устья р. Шахе. Аул Субешх в конце Кавказской войны был населен преимущественно убы-хами, предводителем которых был Эльбух Берзек; поэтому было известно и другое название - аул Эльбуза Берзека.

В долине Псезуапсе наиболее известны были аулы: Ха-куч (в верховьях), Тхахепш или Божьи Воды (в среднем течении), Гуайе и аул Заурбека (в низовьях). Аул Хакуч был центром Хакучинского общества, в настоящее время это место необитаемо. На месте большого аула Тхахепш (Божьи Воды) сейчас располагаются шапсугский аул им. Кирова и село Марьино.

Аул Гуайе находился на левобережье долины р. Псезуапсе, в 7 км от ее устья, на месте современного села Алексеевка и считался центром шапсугского подразделения гоайе (гуайе или гои) с господствовавшей фамилией Коблевых. Аул Заурбека располагался на правобережье устьевой части долины р. Псезуапсе, на месте современного пос. Лазаревское. Заурбек был представителем псезуапсинских шапсугов -гоев в последние годы Кавказской войны.

Нижнее и среднее течения долины р. Аше занимал один из крупнейших аулов Черноморской шапсугии - Лохотх или Лыготх, начинавшийся в устье и тянувшийся до 20 км вверх по течению. Современные 1-й, 2-ой и 3-ий Красноалександ-ровские аулы являются лишь осколками аула Лохотх, различные части которого имели свои названия: 1-ый - Хаджи-ку, 2-ой - Кележ, 3-ий - Шоджик. В верховьях р. Аше находился аул Чекоз.

Если пятидесятитысячное население Убыхии после окончания Кавказской войны полностью эмигрировало в Турцию, то в пределах причерноморской Шапсугии сохранилось несколько аулов с аборигенным населением. В пределах Большого Сочи это аулы Кичмай и Нижнее Шахе, в долине р. Шахе, аул им. Кирова в долине р. Псезуапсе, аулы Шхафит, 1-й, 2-й и 3-й Красноалександровские и Б. Псеуш-хо в долине р. Аше, аул Наджиго в долине р. Макопсе.

Многие шапсуги переселились в поселки Аше, Лазаревское, Головинка, Дагомыс и в г. Сочи. Наиболее распространенные фамилии причерноморских шапсугов, проживающих сейчас в пределах Большого Сочи, немногочисленны и не превышают двух десятков. В порядке распространенности это следующие фамилии: Напсо, Сизо, Схабо, Тлиф, Тешевы, Боус, Хахо, Хейшхо, Коблевы, Чачух, Хушт, Бгано, Шхала-ховы, Хлечас, Ачмизовы, Сажо, Хапий, Нибо и др.

Шапсуги проживают также в Туапсинском районе, в долинах рек Туапсе и Агой, в Тахтамукайском районе Адыгейской автономной области Краснодарского края.

Первые шаги по изучению адыгейского языка были сделаны русским академиком И.А. Гюльденштедтом в конце XVIII века и адьюнктом Российской Академии наук Г.Ю. Клапротом, в начале XIX века, которые во время своих путешествий по Кавказу записали образцы адыгейской речи. В первой половине XIX в. большую роль для изучения адыгских языков сыграли труды первых адыгских ученых Б. НогмоваиУ. Берсея. Изучению лексики адыгейского языка был посвящен «Словарь русско-черкесский» JI. Люлье, много лет прожившего среди причерноморских черкесов и хорошо знавшего адыгейский язык. Известный лингвист П.К. Услар оставил черновые заметки и небольшие статьи, содержащие адыгейскую лексику и характеристику звуков адыгейского языка. Первый адыгейский ученый-лингвист Д.А. Ашхамаф создал первую грамматику адыгейского языка. Окончательные разработки по основам адыгейского литературного языка принадлежат Г.В. Рогава.

Причерноморские шапсуги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, имеющего свою письменность на основе русской графики (до 1927 г. использовался арабский алфавит, а в период с 1927 по 1938 г. - латинский алфавит). Современный литературный адыгейский язык развивается на основе темиргойского диалекта.

Адыгейский язык относится, как и языки убыхов и абазин, к абхазско-адыгейской ветви иберейско-кавказских языков. На адыгейском языке в пределах Краснодарского края сейчас говорят более 100 тыс. человек.

Фонетика адыгейского языка характеризуется необыкновенным обилием согласных (более 60) и крайней бедностью гласных — в первичных корнях гласных только две: «э» и «ы» краткие. Однако из стяжения слогов могут образовываться и долгие: е, и, а, о, у. Обычный порядок слов в предложении: подлежащее, прямое дополнение, остальные члены, сказуемое. Глагол очень богат формами лиц, чисел, времен, наклонений, залогов. В лексике современного адыгейского языка выделяются первичные корни типа открытого слога, из сочетаний которых образуется большинство адыгейских слов.1

В период Кавказской войны в военных документах часто встречалось наименование племени хакучи, аулы которых располагались в труднодоступных горных котловинах в верховьях рек Псезуапсе и Аше. Существовавшее здесь с давних пор шапсугское Хакучинское общество, получившее название от реки Хакучипсы (приток р. Псезуапсе), с началом многолетней Кавказской войны постоянно пополнялось беженцами из различных адыгейских племен, сюда же стягивались беглые казаки и солдаты русской армии. Хакучи говорили на измененном шапсугском диалекте и этнически составляли единое целое с шапсугами. Причерноморские шапсуги Лазаревского района Большого Сочи и сейчас еще выделяют из своей среды шапсугов-хакучей.

На местах аулов бывшего Хакучинского общества в верховьях Псезуапсе и Аше сейчас никто не живет. В наше время хакучи составляют значительную часть населения Большого Кичмая, несколько семей живет в 1-ом Красноалексан-дровском ауле, а так же в ауле Куйбышевка (Карповка) в долине реки Агой, близ Туапсе.

www.circas.ru
фото: afoto.infoшаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu