Статьи
ТЕОФИЛ ЛАПИНСКИЙ (ТЕФФИК-БЕЙ) - ГОРЦЫ КАВКАЗА И ИХ ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ПРОТИВ РУССКИХ ЧАСТЬ -3
Статьи / 05 февраля 2011
Законы адыгов. — Коран и адыгехабзе, или обычное право. — Виды суда. — Мехкеме. — Кровная месть. — Наказания. — Языки и диалекты. — Письменность. — Магометанские школы. — Способности и стремление к
Хаджебиеков: Адыгея хорошеет на глазах
История в лицах / 26 января 2011
В Адыгее единороссы подготовили предвыборную программу, опираясь на опыт прошлых лет. Прежде чем утверждать проект была проанализирована вся проделанная с 2006 года работа. За 4 года сделать удалось
СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ
Литература / 23 января 2011
К ней относятся автохтонный этнос этого региона — адыгейцы (самоназвание адыге), а также близкородственные им кабардинцы и черкесы. По конфессиональной принадлежности они мусульмане-сунниты.
Как старый кот обратился в хаджи
Литература / 19 января 2011
Коту на старости лет стало трудно ловить мышей. Плохо мое дело, – подумал кот, – надо что-то придумать . И придумал. Намотал на голову чалму в знак того, что он уже стал хаджи, и велел передать
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, МИФОЛОГИЯ, ЭПОС. АДЫГЭ ИЛИ АДЫХЭ?
Литература / 19 января 2011
Смысл и первоначальное содержание самоназвания народа, его значение всегда вызывает интерес. Сегодня же, когда люди все чаще обращаются к своим историческим корням в поисках внутренней стабильности и
ИСЛАМ В ЧЕРКЕСИИ В ПЕРИОД ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ 1840—1850 гг.
Религия / 19 января 2011
Вопрос о роли ислама в период освободительного движения адыгов Северо-Западного Кавказа в отечественной историографии был сфокусирован на религиозно-политической деятельности наибов, посланных
МИФИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ АДЫГСКОГО ЭПОСА “НАРТХЭР”
Религия / 19 января 2011
В адыгском нартском эпосе, как и в других эпосах кавказских народов, важное место занимают образы мифических существ. В более архаичных циклах эпоса такими персонажами, в основном, являются разного
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ АДЫГОВ
Религия / 19 января 2011
Космогонические мифы адыгов занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения, поскольку описывают пространственно-временные параметры вселенной, т. е. условия, в которых
МОДЕЛЬ МИРОЗДАНИЯ В АБХАЗСКОЙ МИФОЛОГИИ
Религия / 19 января 2011
Выделившись из животного мира, человек уже на ранних этапах своей истории хотел выяснить, что представляет собой окружающая среда, пытался определить свое место в ней. Жизнь вынуждала прилагать
ЭЛЕМЕНТЫ ПРЕДФИЛОСОФИИ В ЭПОСЕ
Религия / 19 января 2011
Проблема содержания и формы дофилософского знания всегда волновала философов, которых интересовал вопрос: из чего вышла философия? Различные подходы к решению данной проблемы очерчены в работах
Дубровин Н. - Религия черкесов и их суеверие. — Верование в существование различного рода духов. — Народные легенды. — Колдуны и ведьмы. — Гадание.
Религия / 12 января 2011
В прежнее время, черкесы все исповедывали христианскую религию. Песни, сказки и предания черкесов свидетельствуют, что христианство введено было при Юстиниане, что при нем воздвигнуты были храмы,
МУЧЕНИЧЕСТВО СВ. ГРИГОРИЯ, СВ. РИПСИМЭ И ГАЯНЫ: Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием.(Арабская версия).
Религия / 12 января 2011
В поездку 1902 г. на Синае мною была обследована арабская рукопись № 460. Часть ее, заинтересовавшую меня, я сфотографировал. Издаваемый по ней ныне впервые арабский, к сожалению, дефектный в начале,
Христианство в Шапсугии: исторический аспект.
Религия / 12 января 2011
Аннотация: В статье говориться о том, что Кавказ является одним из древних центров христанства, где учение Христа начало проникать в те же века что и в Римскую империю. Северо-Западный Кавказ пережил
Хиджаб: взгляд изнутри - Опыт ношения хиджаба японской женщиной
Религия / 12 января 2011
Когда я приняла, а точнее, вернулась в Ислам, религию нашей истинной природы, во Франции бушевали жестокие дебаты по поводу девушек, носивших хиджаб в школах. Они до сих пор продолжаются.
Курбан-байрам или день Жертвоприношения
Религия / 12 января 2011
Согласно мусульманскому календарю, он наступает 10-го числа месяца зу-ль-хиджа, через 70 дней после окончания поста в месяце Рамадан. По-арабски его называют Ид аль-Адха, Аль-Ид аль-Кабир (Большой
СВИНИНА - ВОПЛОЩЕНИЕ ГРЕХА И БОЛЕЗНЕЙ
Религия / 12 января 2011
Существует широко распространенное заблуждение , что мусульмане черпают энергию, поедая свинину, так как свинья для мусульман - священное животное, и ей поклоняются, словно Богу. Трудно представить
Почитание природы у горцев
Религия / 12 января 2011
Речь идет о тотемизме, вернее, его отголосках. Тотемизм - одна из ранних форм религии, суть которой заключается в вере в родство между человеческими группами и видами животных, птиц и даже растений.
НОЧНЫЕ НАМАЗЫ В РАМАДАНЕ
Религия / 12 января 2011
Одним из предписаний религии Ислам является намаз. В течения дня и ночи Аллах велел совершать пять обязательных намазов, которые на Весах в Судный День будут равняться пятидесяти. Помимо этих
Ислам в Черкессии
Религия / 11 января 2011
В этой статье хотелось бы затронуть вопрос распространения ислама у кабардинцев, черкесов, абазин, шапсугов, объединенных одним этнонимом адыгэ (черкессы). Из истории до нас не дошли сведения о
АДЫЛЬ-ГИРЕЙ КЕШЕВ - ЗАПИСКИ ЧЕРКЕСА, ДВА МЕСЯЦА В АУЛЕ
Литература / 10 января 2011
До восемнадцатилетнего возраста я воспитывался в одном из кадетских корпусов Петербурга. Не стану здесь описывать своих школьных воспоминаний: на бумаге они теряют свою детскую, свежую прелесть.
АДЫЛЬ-ГИРЕЙ КЕШЕВ - ЗАПИСКИ ЧЕРКЕСА- ЧУЧЕЛО
Литература / 10 января 2011
.По Кужибскому ущелью в жаркий полдень ехали пять всадников. Тощие кони едва передвигали ноги и с трудом ступали по каменистому грунту. Застывший пот густым белым слоем покрывал их спины и бока, а
АДЫЛЬ-ГИРЕЙ КЕШЕВ- ЗАПИСКИ ЧЕРКЕСА-АБРЕКИ часть 2
Литература / 10 января 2011
Мы рассыпались в разные стороны. Я подкрался очень близко к одной кучке, взвел курок винтовки и начал водить дулом, выбирая на ком бы остановить его. Я узнал довольно крупного человека и сделал
АШИНОВ Хазрет Ахметович  (1926—1994)
История в лицах / 08 января 2011
Родился 2 января 1926 года в ауле Габукай Теучеж-ского района Республики Адыгея. С 1941 года, после окончания семилетней школы работал в колхозе, МТС. В 1943—1950 годах служил в рядах Красной Армии.
ПАМЯТИ УЧЕНОГО-АГРОНОМА
История в лицах / 03 января 2011
3 мая 2011 года исполнилось 81 год со дня рождения нашего уважаемого земляка Салима Саучасовича Схабо. Он ушел из жизни в 1992 году, но его дела, его непростая, полная лишений жизнь остались в памяти
СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ДАМИР УШХО
История в лицах / 01 января 2011
Прошедший год стал знаменательным еще для одного нашего уважаемого земляка – уроженца аула Хаджико, ныне – жителя Майкопа, известного ученого и преподавателя Адыгейского государственного университета
ДОСТОЙНЫЙ СЫН ДОСТОЙНОГО НАРОДА
История в лицах / 22 декабря 2010
Печальная весть пришла из Москвы. Там, 11 декабря 2009 года, на 75-м году жизни умер наш земляк, известный ученый-журналист, кандидат филологических наук, доцент МГУ им. М.В.Ломоносова Игорь Нухович
МИФЫ и ЛЕГЕНДЫ
Литература / 18 декабря 2010
Родство географических названий Кавказа, Пиренейского полуострова и Британских островов наталкивало учёных на общее происхождение иберийцев Кавказа и иберийцев Испании и Британии. Была проделана
КАРТВЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ
Литература / 18 декабря 2010
После распада ностратической языковой макросемьи (XII-XI тыс. до н.э.), развившейся в Загросе и Иранском плато, в южные районы Малой Азии (Турции) и Северную Палестину мигрировали носители
НАРОДЫ и ЯЗЫКИ КАВКАЗА
Литература / 18 декабря 2010
Долгое время кавказские языки мало привлекали учёных. 19 век оказался переломным. Накопленный лингвистический материал позволил зародиться индоевропеистике: были установлены многочисленные связи
Материальная культура адыгов в XIV-XVI вв
Культура / 16 декабря 2010
О поселениях и жилищах адыгов в эпоху позднего средневековья сообщает целый ряд авторов (Интериано, д'Асколи, Эвлия Челеби и др.), но основным источником для изучения материальной культуры являются
Социальные отношения
Культура / 16 декабря 2010
Несмотря на татаро-монгольское нашествие, у адыгов в конце XIII-XIV веков наблюдается развитие производительных сил, а соответственно и производственных отношений. "Адыгея в XIII -первой половине XVI
Ремесло и домашнее производство
Культура / 16 декабря 2010
О ремесле и домашнем производстве у адыгов в XIV-XVI вв. мы можем судить как по свидетельствам итальянских и отчасти арабских авторов, так и по археологическим материалам, полученным при раскопках, в
Зихи и косоги - предки адыгов. Хозяйство зихов и косогов
Культура / 16 декабря 2010
Степи правобережья Кубани со второй половины III в. н.э. становятся уделом кочевников. Здесь складывается мощный алано-сарматский союз ираноязычных кочевников, который был разгромлен огромными
Религиозные верования у меотов
Религия / 16 декабря 2010
В религии меотов мы находим отголоски более ранних религиозных представлений как анимизм - представление о душе - верований в потусторонний мир, что было связано с культом предков и нашло отражение в
Материальная культура меотов и синдов
Археология / 16 декабря 2010
У оседлых племен Прикубанья жилищами служили небольшие турлучные или саманные дома. Пол был земляной с глиняной обмазкой. Крыши домов, по-видимому, покрывались соломой или камышом. Внутри дома
Разложение родового строя. Племена Северо-Западного Кавказа в эпоху раннего железа
Археология / 16 декабря 2010
На территории Северо-Западного Кавказа железо появляется в VIII в. до н.э. Столь позднее освоение человеком железа объясняется тем, что в природе железо в чистом виде не встречается (метеоритное
Александр Сергеевич Пушкин “Кавказском пленнике”, образ черкеса.
Литература / 16 декабря 2010
Черкес оружием обвешен; Он им гордится, им утешен; На нем броня, пищаль, колчан, Кубанский лук, кинжал, аркан И шашка, вечная подруга Его трудов, его досуга. (…) Его богатство — конь ретивый, Питомец
Емельянова Надежда Михайловна: Мусульмане Кабарды
Религия / 11 декабря 2010
После распада Советского Союза религия, в том числе ислам, играет все более заметную роль в жизни общества. Выступая фактором формирования общественного сознания, а в отдельных регионах (в
Христианство в Шапсугии: исторический аспект
Религия / 11 декабря 2010
В статье говориться о том, что Кавказ является одним из древних центров христанства, где учение Христа начало проникать в те же века что и в Римскую империю. Северо-Западный Кавказ пережил две волны
Черкес, карачай, абаза и ногай. Заметки мусульманина
Религия / 11 декабря 2010
"Карачаевский аул Учкекен, черкесский аул Адыге-Хабль, ногайский аул Эркен-Шахар, абазинский аул Эльбурган, а также две столицы Карачаево-Черкесии – города Черкесск и Карачаевск за 4 дня. С 12 по 15
Друидизм у адыгов
Религия / 11 декабря 2010
Ландшафт Западного Кавказа, разнообразие лесов, обилие пород деревьев, важная роль, которую выполнял лес в системе жизнеобеспечения населения – все это предопределило появление и широкое
ЧЕРКЕССКИЕ ЭТИКЕТНЫЕ НОРМЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
Культура / 11 декабря 2010
В Черкесии, ведшей войны на протяжении столетий, выработалась так называемая «Культура войны». Можно ли сочетать понятие «война» и «культура»? Война – таков был постоянный внешний фон, на котором
Горский этикет - АДЫГЭ ХАБЗЭ
Культура / 11 декабря 2010
Адыгэ самоназвание ряда этнических групп, населяющих Кавказ, кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Среди других восточных и европейских народов они широко известны под названием «черкес», которое сменило
ПРИНЦИП СКРОМНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ
Культура / 11 декабря 2010
Скромность и толерантность (терпимость, снисходительность) моральные ценности общечеловеческого характера. Однако экспликативная модель этих чувств своеобычна у разных народов и разных сословий
ПРИНЦИП ГОСТЕПРИИМСТВА
Культура / 11 декабря 2010
Существует масса несовместимых явлений социальной жизни, и среди них рыцарство и скупость. Рыцари средневековой Франции, Германии, Испании, Японии, также точно как и рыцари феодальной Черкесии,

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031