Этнография
Ахъсокъо (Ахсоко)
Этнография / 14 март 2015
Ахъсокъо (Ахсоко) — «Лес Ахса сына». Большой лес в 15 км юго-зап. а. Ходзь. 1 Тлюстен Ю. Б. В а. Ходзь. Майком, 1967, с. 6—7. 2 Адыгэ 1уэры1уатэхэр. Нальчик, 1963. б) Коков Дж. Н. Адыгейская
Аул Шенджий, соборная мечеть
Этнография / 02 март 2015
(Фото из архива Национального музея Республики Адыгея) Мечеть в ауле Шенджий была очень красивым кирпичным зданием узорчатой кладки, увенчанным шестиугольным куполом с полумесяцем и звездой. Оно было
ЭТНОТОПОНИМ КАБАРДА: К ИСТОКАМ НАЗВАНИЯ
Этнография / 02 март 2015
Наиболее полно существующие сведения о происхождении названия Кабарда представлены в исследовании известного специалиста по адыгской ономастике Дж. Н. Кокова, однако и у него нет однозначного ее
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.)
Этнография / 27 февраль 2015
Начинаю свой рассказ не с участия в научных экспедициях, а с далеких историко-этнографических впечатлений, полученных в пору, когда мои исторические познания ограничивались тем, что слышал в школе, а
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.)
Этнография / 27 февраль 2015
У каждого станичника были кунаки среди адыгейцев. Кунак моих родителей, Долчэрий из аула Тлюстенхабль, часто рассказывал о семейных и общественных обычаях своего народа. В 1917— 1919 гг. он ходил в
Посещения Лакшукая
Этнография / 27 февраль 2015
Посещения Лакшукая в 1921 — 1923 гг. позволили познакомиться с некоторыми сторонами быта Адыгеи. Вот, например, двор, в котором стояли два жилых дома. В них жили семьи двух женатых братьев, ведущих
В АДЫГЕЙСКИХ АУЛАХ ЛАКШУКАЙ И КОШЕХАБЛЬ (1929—1930 гг.)
Этнография / 27 февраль 2015
Став студентом этнографического отделения Ленинградского университета, я решил провести летние каникулы в Адыгее. И вот снова аул Лакшукай, где поселился у своего друга Тлепцокова Амирзана. С ним и
В АДЫГЕЙСКИХ АУЛАХ ЛАКШУКАЙ И КОШЕХАБЛЬ (1929—1930 гг.)
Этнография / 27 февраль 2015
В 20-х гг. адыгейцы мало занимались садоводством. В редком дворе можно было увидеть яблони или груши. Чаще встречалась желтая алыча, которую в наших станицах называли черкесской сливой. В те годы
В ЧЕРНОМОРСКОЙ ШАПСУГИИ
Этнография / 27 февраль 2015
Малое Псеушхо — небольшое селение. Оно известно шапсугам под именем К,1одэшъахьып1 — «Место приношений [богу} К.о-дешу». Селение соединено колесной дорогой с русским сел. Георгиевским, которое
В ЧЕРНОМОРСКОЙ ШАПСУГИИ
Этнография / 27 февраль 2015
Дойдя до речки, увидел крыши долгожданного Неджиго. Оно расположено на р. Макопсе (Мэкъопсы), которую в этом месте называют Нежигучей (Нэжъыгук1ей). Подобно другим шапсугским селениям, Неджиго
Аулы Адыгеи
Этнография / 27 февраль 2015
29—30 июля 1931 г. я прошел по маршруту: ст-ца Пашковская, аулы Тлюстенхабль, Тугургой, Лакшукай, Гатлукай, Пчегатлукай. Аулы эти населены бжедугами и принадлежат к старейшим в Адыгее. Облик у них
В БАЛКАРИИ И ДРУГИХ МЕСТАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (1936 г.)
Этнография / 27 февраль 2015
В селе Кызбурун II наряду с черепичными крышами внднеютс и соломенные. Загоны для скота, круглые кукурузники и уборнь сплетены из хвороста и крыты соломой. Курятники и кукурузник нередко побелены. За
Описание Кабарды
Этнография / 27 февраль 2015
2 августа поздно вечером выехал на грузовой машине в Нальчик. Ночевал в Нижнем Чегеме. Утром в ожидании транспорта знакомился с селением. Кроме исполкома Эльбрусского района в нем помещаются
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.)
Этнография / 21 август 2014
Автору в 1923 г. удалось ознакомиться с летописью ст-цы Пашковской, доведенной до 1878 г. Большое место в ней отводилось военным и мирным отношениям между казаками и черкесами. Летопись дополнила
Свидетельства о Черкесии в средние века
Этнография / 20 август 2014
Нашествие гуннов имело для черкесов важные последствия: гунны оттеснили к Кавказу часть аланов. Значительная же часть древней Черкесии, а именно, страна маитов, к востоку от Азовского моря, оказалась
В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)
Этнография / 19 август 2014
25 июля 1948 г. я впервые вступил на землю Абхазии. Это было в Гагре. Так как высокие горы подходят там к самому морю, то селение имело в прошлом важное военное значение и некоторые авторы сравнивали
В ЧЕРКЕСИИ И КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (1940 г.)
Этнография / 19 август 2014
2 августа 1940 г. я прибыл в Черкесск и узнал о происшедшей реорганизации тамошнего научно-исследовательского института. Теперь он стал называться Институтом языка и литературы. Исторические
В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)
Этнография / 16 август 2014
Башня в западной части цитадели отличается от других башен и бастионов крепости и напоминает собой так называемую генуэзскую башню в самом Ахали Афони. Из цитадели открывается роскошный вид на
В АДЫГЕЕ (1955 г.)
Этнография / 15 август 2014
С 21 по 25 сентября, находясь в Майкопе на научной сессии, познакомился с адыгейским писателем Д. Г. Костановым. Он из аула Вжедугхабль, населенного адыгейцами и греками. Интересно, что те и другие
В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)
Этнография / 13 август 2014
Это предание опровергает версию издателей «Кабардинского фольклора», будто «уже во времена Ш. Ногмова (сто лет назад) по Зеленчуку сохранилось только имя Адиюх, а предание о ней не было известно,
Шенджий
Этнография / 10 март 2014
Шенджий: Аул основан в 1860 году[4] . В 1898 году в Шенджие была открыта построенная екатеринодарским препринимателем, уроженцем аула, Лю Траховым [5] соборная мечеть — первая мечеть на Северном
Черке́сия
Этнография / 03 январь 2014
Черке́сия (Адыгэ хэку),(адыг. Адыгэ Хэку ), (груз. ჩერქეზეთი ) — историческая область на Юге современной России (Краснодарский край,
Черноморское побережье
Этнография / 12 август 2013
Черноморское побережье представляет собой длинную полосу земли, тянущуюся по северо-восточному берегу Черного моря с северо-запада на юго-восток на протяжении 670 км от мыса Тузлы на полуострове
Сирийская армия. черкесы
Этнография / 06 март 2013
Формально черкесские эскадроны относились к Армии Леванта (туземным войскам), но их образцовая служба и преданность Франции ставит их в один ряд с самыми залуженными французскими частями. Предки
Ж. Б. Тавернье о селениях
Этнография / 30 январь 2013
Я говорю здесь только о селениях, так как во всей стране, описание которой я привел, нет ни городов, ни крепостей. Эти селения, в особенности в Черкесии, построены все по одному образцу, с
Ахын
Этнография / 07 октябрь 2012
Ахын, адыг., название горы на Черноморском побережье (к северо-востоку от г. Сочи). Происходит от общеадыгского названия божества с синкретической функцией -бог Черного моря, покровитель скотоводства
«Бабуков аул»
Этнография / 07 октябрь 2012
«Бабуков аул» - название каб. аула, который находился на месте совр. станицы Незлобной близ Георгиевска до 1859г. (13, II, 141). В основе - каб. фамилия Бабыгу. Ср. Бабыгуей- прежнее название каб. с.
Балъкъ
Этнография / 07 октябрь 2012
Балъкъ [Балк] каб. форма названия реки Малка- л.п. Терека. Балъкъыжъ (-жъ «старый, большой»- мелиоративный формант). Следует различать названия Балъкъ и Малка, с одной стороны, а с другой- не следует
«Бакан»
Этнография / 05 октябрь 2012
«Бакан», п. Адагума. Адыгская форма - Бэкъан. Для объяснения гидронима можно привлечь: 1) личное имя Бакан (известна версия о том, что это имя принадлежало крымскому хану, убитому здесь); 2) турецкое
«Аше»
Этнография / 03 октябрь 2012
«Аше» р. и пос. на Черном море между Лазаревским и Макопсе. Название мало изучено. Местное население пытается увязать его со словом 1ашэ «оружие», якобы потому, что в районе Красноалександровских
Ахъмэтыбг
Этнография / 02 октябрь 2012
Ахъмэтыбг [Ахметибг] адыг., «Ахмет-гора». Продолговатая отвесная гора близ слияния Большой и Малой Лабы у с. Курджиновской. Существует версия о том, что за горой сохраняется имя предводителя войска,
Ахынтхьэч1эгъ
Этнография / 01 октябрь 2012
Ахынтхьэч1эгъ [Ахинтхачаг]- шапс.; из Ахын- имя бога Черного моря, покровителя скотоводства и рогатого скота и тхъэчЪгъ «под богом» (название священных мест, где приносились жертвы). Название
Проблемы культурной идентичности населения Северо-Кавказского региона
Этнография / 25 август 2012
Северный Кавказ — уникальный регион не только Российской Федерации, но и всего мирового сообщества, один из древнейших мировых очагов цивилизации и культуры. Хотя национально-территориальное и
Тавро рода Беровых
Этнография / 10 август 2012
Некоторые тавро рода Беровых указанные в книге «Беровы фамилия в истории» по моему мнению, ни как не могли существовать. К примеру возьмем тавро под номером 1 и 2, если внимательно посмотреть то уж
БАБУКОВСКИЕ КАЗАКИ
Этнография / 10 август 2012
Так назван раздел упомянутой книги С. Бейтуганова. На ее страницах приводится донесение бригадира Терского казачьего войска генерал-майору Орбелиани от 20 мая 1861 г. Сказано, что «все бабуковцы уже
Андрыгу (Андрюки)
Этнография / 02 октябрь 2011
Андрыгу (Андрюки) — селение в Мостовском районе,которое первоначально было основано абазинцами.
Аджырхэ якъоладжэ
Этнография / 02 октябрь 2011
Аджырхэ якъоладжэ (Аджирхэ яколадже) — балка, у которой живут Агировы. Буквально: «Балка Агировых».
Ахъмэтыбг
Этнография / 02 октябрь 2011
Ахъмэтыбг — Ахъмэт ибг (Ахметибг) — «Ахмет гора». Находится в 80 км южнее а. Ходзь, на юго-западе от ст. Ахметовской. Продолговатая отвесная скала близ слияния Большой и Малой Лабы. Легенда гласит,
Ахъмэтыкъу
Этнография / 02 октябрь 2011
Ахъмэтыкъу (Ахметук) — ст. Ахметовская Лабинского района. Ахъмэт — собственное имя, кюо — «сын», «балка».— «Ахмета сына селение или балка».
Азиатская балка
Этнография / 02 октябрь 2011
Азиатская балка — так называют балку за станом 2-й бригады возле «Хьажумар имэкъуеуап1э».
Ахъсокъо гъогужъ
Этнография / 02 октябрь 2011
Ахъсокъо гъогужъ (Асхокр гогуж) — «Старая дорога Ахсокова». Дорога идет от а. Ходзь в сторону леса Ахъсокъо.
Ахъсокъуашъхьэ
Этнография / 02 октябрь 2011
Ахъсокъуашъхьэ (Ахсокуашха) — «Голова Ахсоко» - верхняя северная часть Ахсокъо мэз.
Ажэжъбэкъу
Этнография / 02 октябрь 2011
Ажэжъбэкъу (Ажеж беку) — горная вершина в Кавказских горах. Очень хорошо видна из а. Ходзь утром в ясную погоду. Русские называют ее «Чертовы ворота». Ворота образовались тысячелетия назад. Путь
Аюбхэ ямэкъуп1эжъ
Этнография / 02 октябрь 2011
Аюбхэ ямэкъуп1эжъ (Аюбхе ямекупеж) — «Старое сенокосное место Аюбовых». Находится там, где р. Ходзь образует петлю у Бэнэкъо гъогужъ.

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031