Этнография
Абадзеш
Этнография / 14 март 2015
Абадзеш - гора в республике Адыгея , находится в районе высокогорного плато Лаго-Наки; является высшей точкой хребта Мурзикао – 2150м. В основе оронима лежит название одной из этнографических групп
Аскъэлай (аул Ассоколай)
Этнография / 14 март 2015
По административному делению, закрепленого Положением от 20 января 1866 г. все горское население Кубанской области разделялось на 5 военно-народных округов: Псекупский, Лабинский, Урупский,
НЕКОТОРЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ МЕЖДУ РЕКАМИ БЗЫБЬ И СОЧИ
Этнография / 14 март 2015
Абхазо-убыхские поселения были по своему характеру почти совершенно тождественными. Как и на всем этом побережье, они представляли собой разбросанные в полном беспорядке отдельные дворы с
Бжъапэ — «Старый хребет»
Этнография / 14 март 2015
Бжъапэ — «Старый хребет» — тянется от а.Блечепсин мимо а. Ходзь, к югу, к Кавказским горам.
Бэслыней хьаблэ — ст. Бесленеевская
Этнография / 14 март 2015
Бэслыней хьаблэ — ст. Бесленеевская Мостовского р-на. «Первое из этих племен — Беслен, оно располагается у истоков Лабы, где река вытекает из высоких гор, и его жилища располагаются до истоков р. Ход
Бэнэкъо хьаблэ
Этнография / 14 март 2015
Бэнэкъо хьаблэ — так называют несколько кварталов севернее средней части аула, где поселились переселенцы из Бэнэкъо: последнее переселение в 1895 г.
Бэнэкъо гъогужъ
Этнография / 14 март 2015
Бэнэкъо гъогужъ — «Старая дорога в Беноково». Дорога идет от ст. Беноково до р. Лабы.
Бэнэкъо — с. Беноково
Этнография / 14 март 2015
Бэнэкъо — с. Беноково Мостовского р-на: после того, как в результате Кавказской войны его покинули адыги (черкесы), было заселено русскими. Было основано «беглыми кабардинцами». Ходзинцы толкуют
Бабыгуей
Этнография / 14 март 2015
Бабыгуей — несколько кварталов в а. Ходзь — «Околоток Бабуговых». Он охватывает территорию от квартала Киржиновых до дома Беданоковых. Некоторые считают, что свое название эта часть аула получила в
Беданокъохьаблэ
Этнография / 14 март 2015
Беданокъохьаблэ — ст. Переправная Мостовского района. Расположена в 15 км южнее а. Ходзь.
Бамбэчей
Этнография / 14 март 2015
Бамбэчей — къушъхьахъу — летнее пастбище в горах
Бэрэкъей
Этнография / 14 март 2015
Бэрэкъей (Баракай) — ст. Баракаевская Мостовского района, заселена русскими в 1862 г., расположена в 30 км южнее а. Ходзь. «В прошлом основан абазинцами. Бэрэкъей, другое абазинское племя, проживает
Ахъсокъо (Ахсоко)
Этнография / 14 март 2015
Ахъсокъо (Ахсоко) — «Лес Ахса сына». Большой лес в 15 км юго-зап. а. Ходзь. 1 Тлюстен Ю. Б. В а. Ходзь. Майком, 1967, с. 6—7. 2 Адыгэ 1уэры1уатэхэр. Нальчик, 1963. б) Коков Дж. Н. Адыгейская
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.)
Этнография / 27 февраль 2015
Начинаю свой рассказ не с участия в научных экспедициях, а с далеких историко-этнографических впечатлений, полученных в пору, когда мои исторические познания ограничивались тем, что слышал в школе, а
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.)
Этнография / 27 февраль 2015
У каждого станичника были кунаки среди адыгейцев. Кунак моих родителей, Долчэрий из аула Тлюстенхабль, часто рассказывал о семейных и общественных обычаях своего народа. В 1917— 1919 гг. он ходил в
Посещения Лакшукая
Этнография / 27 февраль 2015
Посещения Лакшукая в 1921 — 1923 гг. позволили познакомиться с некоторыми сторонами быта Адыгеи. Вот, например, двор, в котором стояли два жилых дома. В них жили семьи двух женатых братьев, ведущих
В АДЫГЕЙСКИХ АУЛАХ ЛАКШУКАЙ И КОШЕХАБЛЬ (1929—1930 гг.)
Этнография / 27 февраль 2015
Став студентом этнографического отделения Ленинградского университета, я решил провести летние каникулы в Адыгее. И вот снова аул Лакшукай, где поселился у своего друга Тлепцокова Амирзана. С ним и
Аулы Адыгеи
Этнография / 27 февраль 2015
29—30 июля 1931 г. я прошел по маршруту: ст-ца Пашковская, аулы Тлюстенхабль, Тугургой, Лакшукай, Гатлукай, Пчегатлукай. Аулы эти населены бжедугами и принадлежат к старейшим в Адыгее. Облик у них
В БАЛКАРИИ И ДРУГИХ МЕСТАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (1936 г.)
Этнография / 27 февраль 2015
В селе Кызбурун II наряду с черепичными крышами внднеютс и соломенные. Загоны для скота, круглые кукурузники и уборнь сплетены из хвороста и крыты соломой. Курятники и кукурузник нередко побелены. За
Описание Кабарды
Этнография / 27 февраль 2015
2 августа поздно вечером выехал на грузовой машине в Нальчик. Ночевал в Нижнем Чегеме. Утром в ожидании транспорта знакомился с селением. Кроме исполкома Эльбрусского района в нем помещаются
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.)
Этнография / 21 август 2014
Автору в 1923 г. удалось ознакомиться с летописью ст-цы Пашковской, доведенной до 1878 г. Большое место в ней отводилось военным и мирным отношениям между казаками и черкесами. Летопись дополнила
В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)
Этнография / 19 август 2014
25 июля 1948 г. я впервые вступил на землю Абхазии. Это было в Гагре. Так как высокие горы подходят там к самому морю, то селение имело в прошлом важное военное значение и некоторые авторы сравнивали
В ЧЕРКЕСИИ И КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (1940 г.)
Этнография / 19 август 2014
2 августа 1940 г. я прибыл в Черкесск и узнал о происшедшей реорганизации тамошнего научно-исследовательского института. Теперь он стал называться Институтом языка и литературы. Исторические
В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)
Этнография / 16 август 2014
Башня в западной части цитадели отличается от других башен и бастионов крепости и напоминает собой так называемую генуэзскую башню в самом Ахали Афони. Из цитадели открывается роскошный вид на
В АДЫГЕЕ (1955 г.)
Этнография / 15 август 2014
С 21 по 25 сентября, находясь в Майкопе на научной сессии, познакомился с адыгейским писателем Д. Г. Костановым. Он из аула Вжедугхабль, населенного адыгейцами и греками. Интересно, что те и другие
В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)
Этнография / 13 август 2014
Это предание опровергает версию издателей «Кабардинского фольклора», будто «уже во времена Ш. Ногмова (сто лет назад) по Зеленчуку сохранилось только имя Адиюх, а предание о ней не было известно,
Черке́сия
Этнография / 03 январь 2014
Черке́сия (Адыгэ хэку),(адыг. Адыгэ Хэку ), (груз. ჩერქეზეთი ) — историческая область на Юге современной России (Краснодарский край,
Ж. Б. Тавернье о селениях
Этнография / 30 январь 2013
Я говорю здесь только о селениях, так как во всей стране, описание которой я привел, нет ни городов, ни крепостей. Эти селения, в особенности в Черкесии, построены все по одному образцу, с
Ахын
Этнография / 07 октябрь 2012
Ахын, адыг., название горы на Черноморском побережье (к северо-востоку от г. Сочи). Происходит от общеадыгского названия божества с синкретической функцией -бог Черного моря, покровитель скотоводства
«Бабуков аул»
Этнография / 07 октябрь 2012
«Бабуков аул» - название каб. аула, который находился на месте совр. станицы Незлобной близ Георгиевска до 1859г. (13, II, 141). В основе - каб. фамилия Бабыгу. Ср. Бабыгуей- прежнее название каб. с.
Балъкъ
Этнография / 07 октябрь 2012
Балъкъ [Балк] каб. форма названия реки Малка- л.п. Терека. Балъкъыжъ (-жъ «старый, большой»- мелиоративный формант). Следует различать названия Балъкъ и Малка, с одной стороны, а с другой- не следует
«Бакан»
Этнография / 05 октябрь 2012
«Бакан», п. Адагума. Адыгская форма - Бэкъан. Для объяснения гидронима можно привлечь: 1) личное имя Бакан (известна версия о том, что это имя принадлежало крымскому хану, убитому здесь); 2) турецкое
«Аше»
Этнография / 03 октябрь 2012
«Аше» р. и пос. на Черном море между Лазаревским и Макопсе. Название мало изучено. Местное население пытается увязать его со словом 1ашэ «оружие», якобы потому, что в районе Красноалександровских
Ахъмэтыбг
Этнография / 02 октябрь 2012
Ахъмэтыбг [Ахметибг] адыг., «Ахмет-гора». Продолговатая отвесная гора близ слияния Большой и Малой Лабы у с. Курджиновской. Существует версия о том, что за горой сохраняется имя предводителя войска,
Ахынтхьэч1эгъ
Этнография / 01 октябрь 2012
Ахынтхьэч1эгъ [Ахинтхачаг]- шапс.; из Ахын- имя бога Черного моря, покровителя скотоводства и рогатого скота и тхъэчЪгъ «под богом» (название священных мест, где приносились жертвы). Название
Тавро рода Беровых
Этнография / 10 август 2012
Некоторые тавро рода Беровых указанные в книге «Беровы фамилия в истории» по моему мнению, ни как не могли существовать. К примеру возьмем тавро под номером 1 и 2, если внимательно посмотреть то уж
БАБУКОВСКИЕ КАЗАКИ
Этнография / 10 август 2012
Так назван раздел упомянутой книги С. Бейтуганова. На ее страницах приводится донесение бригадира Терского казачьего войска генерал-майору Орбелиани от 20 мая 1861 г. Сказано, что «все бабуковцы уже
Андрыгу (Андрюки)
Этнография / 02 октябрь 2011
Андрыгу (Андрюки) — селение в Мостовском районе,которое первоначально было основано абазинцами.
Аджырхэ якъоладжэ
Этнография / 02 октябрь 2011
Аджырхэ якъоладжэ (Аджирхэ яколадже) — балка, у которой живут Агировы. Буквально: «Балка Агировых».
Ахъмэтыбг
Этнография / 02 октябрь 2011
Ахъмэтыбг — Ахъмэт ибг (Ахметибг) — «Ахмет гора». Находится в 80 км южнее а. Ходзь, на юго-западе от ст. Ахметовской. Продолговатая отвесная скала близ слияния Большой и Малой Лабы. Легенда гласит,
Ахъмэтыкъу
Этнография / 02 октябрь 2011
Ахъмэтыкъу (Ахметук) — ст. Ахметовская Лабинского района. Ахъмэт — собственное имя, кюо — «сын», «балка».— «Ахмета сына селение или балка».
Азиатская балка
Этнография / 02 октябрь 2011
Азиатская балка — так называют балку за станом 2-й бригады возле «Хьажумар имэкъуеуап1э».
Ахъсокъо гъогужъ
Этнография / 02 октябрь 2011
Ахъсокъо гъогужъ (Асхокр гогуж) — «Старая дорога Ахсокова». Дорога идет от а. Ходзь в сторону леса Ахъсокъо.
Ахъсокъуашъхьэ
Этнография / 02 октябрь 2011
Ахъсокъуашъхьэ (Ахсокуашха) — «Голова Ахсоко» - верхняя северная часть Ахсокъо мэз.
Ажэжъбэкъу
Этнография / 02 октябрь 2011
Ажэжъбэкъу (Ажеж беку) — горная вершина в Кавказских горах. Очень хорошо видна из а. Ходзь утром в ясную погоду. Русские называют ее «Чертовы ворота». Ворота образовались тысячелетия назад. Путь
Экономика Происшествия

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
x