ХАТТЫ, СИНДО-МЕОТСКИЕ ПЛЕМЕНА

ХАТТЫ, СИНДО-МЕОТСКИЕ ПЛЕМЕНА
История
zara
Фото: Адыги.RU
11:59, 16 октябрь 2021
20 200
0
Понятие «культура» охватывает многообразные явления человеческого бытия. Феноменология культуры заключается в том, что она многоцветна, калейдоскопична, содержит неистощаемое богатство форм и оттенков. В этом и заключается трудность осмысления мира культуры. И одним из первых шагов ее познания является выявление отдельных форм. Без этого невозможно понять суть культуры. Однако познающая мысль не может остановиться на этом первом шаге. Пытливый взор исследователя устремлен к тому, чтобы проникнуть внутрь явлений (феноменов), выявить их глубинную сущность, ту подоснову, которая позволяет объединить многоразличные отдельности в единой целостности, мозаику единичностей заключить под одну общую рамку 1, как указывает один из крупных специалистов современности по проблемам культурологии В. Е. Давидович.
ХАТТЫ, СИНДО-МЕОТСКИЕ ПЛЕМЕНАПонятие «культура» охватывает многообразные явления человеческого бытия. Феноменология культуры заключается в том, что она многоцветна, калейдоскопична, содержит неистощаемое богатство форм и оттенков. В этом и заключается трудность осмысления мира культуры. И одним из первых шагов ее познания является выявление отдельных форм. Без этого невозможно понять суть культуры. Однако познающая мысль не может остановиться на этом первом шаге. Пытливый взор исследователя устремлен к тому, чтобы проникнуть внутрь явлений (феноменов), выявить их глубинную сущность, ту подоснову, которая позволяет объединить многоразличные отдельности в единой целостности, мозаику единичностей заключить под одну общую рамку 1, как указывает один из крупных специалистов современности по проблемам культурологии В. Е. Давидович.

Уровень «духовного плодородия» человечества, его «духовного гумуса» в достаточной степени можно определить при широкомасштабном изучении культуры всех – и многочисленных, и малочисленных – народов нашей планеты, ибо каждый из них уникален по-своему и внес что-то свое в мировую цивилизацию.

Однако, чтобы раскрыть в полном объеме сущность человеческой культуры, недостаточно изучения сегодняшнего состояния культуры народов. Необходимо еще перейти вброд реку времени, совершить экскурс в историю становления народа. При этом необходимо исследовать, какое влияние оказывали на становление их культуры другие цивилизации.

Уже в античном обществе, когда человек начинает предпринимать первые попытки «окультуривания» растений и животных, начинается процесс становления и развития культуры. С этого времени человек создает культуру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. Человек, воздействуя на природу, создал культуру, свою же природу. Но как не похожи внешне и внутренне друг на друга разные народы, так и их культуры. Это многообразие по своей культуре народов делает само человечество более привлекательным и сложным в своем проявлении.

В этом смысле исследование феномена культуры одного из древнейших обитателей Кавказа – адыгов представляется и с научной, и с практической сторон небезынтересным. Изучение их культуры актуально еще и тем, что она не только уходит своими корнями в глубокую древность и создана в том регионе нашей планеты, где происходил процесс становления человека как разумного существа, но и развивалась в условиях постоянного «отстаивания» своих важнейших принципов перед внешним врагом и успешно выдержала испытание временем.

Адыги (адыгэ) самоназвание современных кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Адыгейцы в свою очередь подразделяются на несколько в прошлом крупных адыгских племен. Наиболее многочисленные из них: шапсуги, абадзехи, натухайцы, бжедуги, темиргоевцы, жанеевцы, бесланеевцы и др.2

Адыгский язык относится к абхазо-адыгской языковой группе. В нее еще входят абхазский, абазинский, убыхский языки. Эта группа в свою очередь подразделяется на три подгруппы: адыгскую (адыгейский и кабардино-черкесский языки), абхазскую (абхазский и абазинский) и убыхскую (убыхский язык) 3. Непосредственными предками адыгов являлись племена синдов, меотов, дандариев, фатеев, керкетов, торетов, тариетов, досхов, псессов, зихов и др., которые проживали в IV–III тысячелетиях до н. э. на Северном Кавказе. Самыми ближайшими родственными племенами были хатты, кашки (каски), которые проживали в рассматриваемый период в Передней Азии 4. С периода средневековья адыги (черкесы) среди восточных и западных народов известны под названием «черкесы».

Адыго-черкесы создали особый тип культуры, в котором выработали уникальную систему воспитания, взаимоотношений людей, не похожую ни на одну в мире. Название ей – «адыгэ хабзэ» (адыгский этикет). Его невозможно было создать в одночасье, тем более никакими постановлениями, решениями тех или иных правящих органов. Для того чтобы создать такую уникальную культуру, которая признана во всем мире и воспринята во многом почти всеми соседними народами, потребовались тысячелетия, все это время она утверждала свою жизнеспособность, несмотря на многочисленные «атаки» на нее. Именно поэтому многие ее принципы и элементы переняли некоторые народы.

Но культура любого народа не может ни появляться, ни существовать, ни развиваться в отрыве от ее создателя и носителя – самого народа. Культура каждого народа – ее история во всем объеме ее проявления. Но ни одна культура не появляется на голом месте, и она не может функционировать изолированно от других культур, как не может существовать отдельный народ изолированно от других.

Огромную роль в становлении культуры адыгов и абхазов сыграла цивилизация хаттов и касков, которые являются, по признанию многих авторитетных ученых как отечественных, так и зарубежных, одними из предков абхазо-адыгов. О близком родстве хаттов, касков и абхазо-адыгов свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры, сходство их языка, уклада жизни, традиций и обычаев, религиозных верований, топонимика и многое другое.

В свою очередь хатты имели тесные контакты с Месопотамией, Сирией, Грецией, Римом. Таким образом, культура Хаттии и сохранила в себе богатое наследие, почерпнутое из традиций древних этносов Анатолии, а также заимствованное из культур Месопотамии, Сирии, Кавказа, особенно абхазо-адыгов.

В частности, о непосредственном родстве абхазо-адыгов с цивилизацией Малой Азии, т. е. хаттами, свидетельствует всемирно известная Майкопская археологическая культура, относящаяся к III тысячелетию до н. э. 5. На Северном Кавказе, именно в среде обитания адыгов, благодаря активным связям со своими родственными племенами в Малой Азии – хаттами, сложилась Майкопская культура. Именно поэтому мы находим удивительные совпадения в обрядах погребения могущественного вождя в Майкопском кургане и царей хаттов в Аладжа-Хююке Малой Азии.

Следующим свидетельством связей абхазо-адыгов с древневосточными цивилизациями являются монументальные каменные гробницы-дольмены. Многочисленные научные исследования свидетельствуют, что носителями майкопской и дольменной культур были предки абхазо-адыгов. Не случайно адыги (черкесы)-шапсуги называли дольмены «испун», «спыун» («дома испов»6), вторая часть слова образована от адыгского «унэ» – («дом»), а абхазы – «адамра» («древние могильные дома»). Хотя дольменную культуру связывают с древнейшим абхазо-адыгским этносом, считается, что сама традиция строительства дольменов занесена на Кавказ извне. Например, на территориях современных Португалии и Испании дольмены были сооружены еще в IV тысячелетии до н. э. далекими предками современных басков, язык и культура которых довольно близки абхазо-адыгскому 7.

Следующим доказательством того, что хатты являются одними из предков абхазо-адыгов, является языковое сходство этих народов. В результате длительного и кропотливого изучения хаттских текстов такими крупными специалистами, как И. М. Дунаевский, И. М. Дьяконов, В. В. Иванов, В. Г. Ардзинба, Э. Форрер и др., установлено значение многих слов, выявлены некоторые особенности грамматического строя хаттского языка. Все это позволило ученым установить родство хаттского и абхазо-адыгского языков.

Тексты на хаттском языке, написанные клинописью на глиняных табличках, обнаружены при археологических раскопках в столице древней Хаттской империи (г. Хаттуса), которая находилась вблизи нынешней Анкары. Ученые полагают, что все современные северокавказские языки автохтонных народов, а также родственные хаттский и хуррито-урартские языки происходят от единого праязыка. Этот язык существовал примерно 7 тыс. лет назад. Прежде всего к северокавказским языкам относятся абхазо-адыгская и нахско-дагестанская ветви 8.

А что касается касков или кашков, то в древних ассирийских письменных источниках кашки (адыги (черкесы)) и абшела (абхазы) упоминаются как два разных направления одного и того же племени. Однако этот факт может свидетельствовать о том, что кашки и абшела в ту далекую пору уже являлись отдельными, хотя и близкородственными племенами.

Помимо языкового родства отмечается близость хаттского и абхазо-адыгских древних религиозных верований. Например, это прослеживается в именах богов: хаттского Уашхо и адыгского Уащхъуэ. Кроме этого, мы наблюдаем сходство и хаттских мифов с некоторыми сюжетами героического нартского эпоса абхазо-адыгов.

Специалисты указывают, что древнее имя народа «хати» до сих пор сохранилось в названии одного из адыгских племен – хатукаевцев (хьэтыкъуей). С древним самоназванием хаттов связаны и многочисленные адыгские фамилии, такие, как Хьэтэ (Хата), Хьэткъуэ (Хатко), Хьэту (Хату), Хьэтай (Хатай), Хьэтыкъуэ (Хатуко) и др.

С именем хаттов следует соотнести и название организатора, церемониймейстера адыгских обрядовых плясок и игр «хьэтыякIуэ» (хатияко), который своими обязанностями весьма напоминает «человека жезла» – одного из главных участников ритуалов и праздников в царском дворце Хаттского государства.

Одним из неопровержимых доказательств того, что хатты и абхазо-адыги (черкесы) родственные народы, являются примеры топонимики. Так, в области Трапезунда (современная Турция) и далее на северо-западе вдоль побережья Черного моря отмечен ряд древних и современных названий местностей, рек, оврагов и т. д., оставленных предками абхазо-адыгов, на что обращали внимание многие известные ученые, в частности Н. Я. Марр.

К числу названий абхазо-адыгского типа на данной территории относятся, например, названия рек, включающие в себя адыгский элемент «псы» («вода», «река»): Арипса, Супса, Акампсис и т. д., а также названия с элементом «къуэ» («овраг», «балка») и т. д. 9 Один из крупных кавказоведов XX в. З. В. Анчабадзе признавал бесспорным, что именно кашки и абшела – предки абхазо-адыгов проживали еще в III–II тысячелетии до н. э. в северо-восточном секторе Малой Азии и они были связаны единством происхождения с хаттами 10.

Другой авторитетный востоковед Г. А. Меликишвили отмечал, что в Абхазии и южнее на территории Западной Грузии встречаются многочисленные названия рек, в основе которых лежит адыгское слово «псы» (вода). Это такие реки, как Ахыпс, Хыпс. Ламыпс, Дагарыпш и др. Он полагает, что эти названия были даны теми адыгскими племенами, которые жили в далеком прошлом в долинах этих рек 11.

Таким образом, хатты, которые проживали в Малой Азии еще за несколько тысячелетий до н. э., являются одними из предков абхазо-адыгов, о чем свидетельствуют вышеприведенные факты. И надо признать, что невозможно понять феномен адыгской культуры хотя бы без беглого ознакомления с цивилизацией Древней Хаттии, которая занимает значительное место в истории мировой культуры. Ибо цивилизация хаттов не могла не оказывать существенного влияния на культуру абхазо-адыгов, являющихся одними из их потомков.

Занимая огромную территорию (от Малой Азии до современной Чечни), многочисленные родственные племена – древнейшие предки абхазо-адыгов – не могли находиться на одинаковом уровне развития. Одни ушли вперед в экономике, политическом обустройстве и культуре, другие отставали от первых. Но эти родственные племена не могли развиваться без взаимовлияния культур, уклада жизни и т. д.

Научные исследования специалистов по истории и культуре хаттов красноречиво указывают на большую роль, которую играли они в этнокультурной истории абхазо-адыгов. Можно полагать, что контакты, имевшие место на протяжении тысячелетий между этими племенами, оказали существенное влияние не только на культурно-экономическое развитие древних абхазо-адыгских племен, но и на формирование их этнического облика.

Общеизвестно, что Малая Азия (Анатолия) была естественным мостом в передаче культурных достижений и в древнейшую эпоху (VIII–VI тысячелетие до н. э.). Здесь сложились культурные центры производящего хозяйства. Именно с этого периода хатты начали выращивать много злаковых растений (ячмень, пшеницу), разводить различные виды домашнего скота. Научные исследования последних лет неопровержимо доказывают, что именно хатты впервые получили железо и оно появилось через них у остальных народов нашей планеты.

Еще в III – начале II тысячелетия до н. э. существенное развитие получает у хаттов торговля, которая являлась огромным катализатором многих социально-экономических и культурных процессов, протекавших в Малой Азии.

Активную роль в деятельности торговых центров играли местные купцы: хетты, лувийцы, хатты. В Анатолию купцы ввозили ткани, хитоны. Но главными статьями торговли были металлы: восточные купцы поставляли олово, а западные – медь и серебро. Особый интерес проявляли ашурские (восточные семиты Малой Азии.– К. У.) торговцы к другому металлу, пользовавшемуся огромным спросом: он стоил в 40 раз дороже серебра и в 5–8 раз дороже золота. Этим металлом было железо, изобретателями способа его выплавки из руды были хатты. Отсюда металлургия железа распространилась в Передней Азии, а потом и в Евразии в целом. Вывоз железа за пределы Анатолии, видимо, был запрещен. Именно этим обстоятельством могут быть объяснены неоднократные случаи его контрабандного вывоза, описанного в ряде текстов 12.

Хатты не только оказывали влияние на родственные им племена, проживавшие на огромном пространстве (вплоть до современной территории расселения абхазо-адыгов), но и сыграли существенную роль в социально-политическом, экономическом и духовном развитии тех народов, которые оказались в их среде обитания. В частности, в течение длительного времени в области расселения хаттов происходило активное проникновение племен, говоривших на индоевропейском языке. Их в настоящее время называют хеттами, но сами они себя именовали неситами. По своему культурному развитию неситы значительно уступали хаттам. И у последних они заимствовали название страны, многие религиозные обряды, имена хаттских богов.

Хатты сыграли значительную роль в образовании во II тысячелетии до н. э. могущественного Хеттского царства, формировании его политической системы. Например, система государственного устройства Хеттского царства характеризуется рядом специфических черт. Верховный правитель страны носил титул хаттского происхождения Табарна (или Лабарна). Наряду с царем важную роль, особенно в сфере культа, играла и царица, носившая хаттский титул Тавананна (адыгское слово «нана» – ((«бабушка», «мать»); женщина имела такое же огромное влияние на быт и в сфере культа.– К. У.) 13.

Многие литературные памятники, многочисленные мифы, переложенные хеттами с хаттского, дошли до нас.

В Малой Азии – стране хаттов были впервые применены легкие колесницы в армии. Одно из ранних свидетельств боевого применения колесниц в Анатолии встречается в древнейшем хеттском тексте Анитты. В нем говорится, что на 1400 пехотинцев войска приходилось 40 колесниц (в одной колеснице находились 3 человека.– К. У.) А в одном из боев участвовало 20 тысяч пехотинцев и 2500 колесниц 14.

Именно в Малой Азии впервые появились многие предметы ухода за лошадьми и обучения их тренингу. Главной целью этих многочисленных тренировок лошадей была выработка у них выносливости, необходимой для военных целей.

Хатты сыграли огромную роль в становлении института дипломатии в истории международных отношений, в создании и использовании регулярной армии. Многие тактические приемы военных действий, обучения воинов были применены впервые ими. Крупнейший путешественник современности Тур Хейердал считает, что первыми мореходами планеты были хатты.

Все эти и другие достижения хаттов – одних из предков абхазо-адыгов – не могли пройти мимо последних.

Одно из заметных и героических мест в истории цивилизации предков абхазо-адыгов занимает синдо-меотская эпоха. Дело в том, что основной массив синдо-меотских племен в эпоху раннего железа занимали обширные территории Северо-Западного Кавказа, район бассейна реки Кубань. Древние античные авторы знали их под общим собирательным названием меоты. Например, древнегреческий географ Страбон указывал, что к числу меотов принадлежат синды, тореты, ахеи, зиги и др. По древним надписям, обнаруженным на территории бывшего Боспорского царства, к этим племенам относились также фатеи, псессы, дандарии, досхи, керкеты и др. Они все под общим названием меоты являются одними из предков адыгов.

Древнее название Азовского моря – Меотида, Меотийское озеро, имеет прямое отношение к меотам. По-адыгски это слово звучит как «мэутхъох»; оно образовано из слов «утхъуа» – помутневшее, и «хы» – море, а дословно означает: «море, которое мутное».

На территории бывшего Советского Союза не было более древнего, после Урарту, государства, чем Синдика. Оно было создано на нынешнем Северном Кавказе предками адыгов. Эта страна охватывала с севера на юг Таманский полуостров и часть Черноморского побережья до Геленджика, а с запада на восток – пространство от Черного моря до левобережья Кубани 15.

Материалы археологических раскопок, проведенных в различные периоды на территории Северного Кавказа, указывают на близость синдов и меотов и на то, что их и родственных им племен территория еще с III тысячелетия до н. э. распространялась до нынешних границ Кабардино-Балкарии с Чечней. Кроме этого, доказано: физический тип синдо-меотских племен не относится к типу скифосавроматского, а примыкает к исконному типу кавказских племен. Исследования Т. С. Кондукторовой в Институте антропологии при МГУ показали, что синды принадлежали к европейской расе 16.

Всесторонний анализ археологических материалов ранних синдских племен свидетельствует о том, что они еще с периода III–II тысячелетий до н. э. достигли значительных успехов в материальной и духовной культуре. Исследования ученых доказывают, что уже в этот далекий период у синдо-меотских племен широкое развитие получает животноводство. Еще в этот период у предков адыгов заметное место занимает охота.

Но древнейшие синдские племена занимались не только скотоводством и охотой, но даже античные авторы отмечают, что у тех синдов, которые проживали возле морей и рек, было развито рыболовство. Исследования ученых показывают, что у этих древних племен существовал некоторый культ рыбы. Так, например, античный писатель Николай Дамасский (I в. до н. э.) сообщал о наличии у синдов обычая бросать на могилу умершего синда столько рыб, сколько врагов убил погребаемый. Синды с III тысячелетия до н. э. начали заниматься гончарным производством, о чем свидетельствуют многочисленные материалы археологических раскопок в различных регионах Северного Кавказа – местах обитания синдо-меотских племен. Кроме этого, в Синдике существовало с древнейших времен и другое мастерство – выделка кости, камнерезное дело.

Самых значительных успехов достигли предки адыгов и сам адыгский этнос в земледелии, скотоводстве, садоводстве. Многие злаковые культуры: рожь, ячмень, пшеница и др.– были основными сельскохозяйственными культурами, которые выращивались ими испокон веков. Адыги вывели много сортов яблонь и груш. Наука садоводства сохранила около десяти названий черкесских (адыгских) сортов яблонь и столько же груши 17.

Синды очень рано перешли к железу, к его получению и использованию. Железо совершило настоящую революцию в жизни каждого народа, в том числе и предков адыгов – синдо-меотских племен. Благодаря железу значительный скачок совершается в развитии земледелия, ремесла, всего уклада жизни древнейших народов.

Железо на Северном Кавказе прочно входит в жизнь с VIII в. до н. э. Среди народов Северного Кавказа, которые начали получать и использовать железо, одними из первых были синды. Об этом говорит тот факт, что античные авторы узнали синдов прежде всего как народ железного века. Недаром древние греки считали Кавказ родиной металлургии, а древних металлургов Кавказа – первыми в мире.

Один из крупнейших кавказоведов, который много лет посвятил изучению древнего периода истории Северного Кавказа, Е. И. Крупнов указывал, что «археологам удалось доказать, что древние носители так называемой Кобанской культуры (ими были предки адыгов.– К. У.), в основном бытовавшей в первом тысячелетии до н. э., все свое высокое мастерство в обработке цветных металлов могли развить только на основе богатого опыта своих предшественников, на ранее созданной материальной и технической базе. Такой основой в данном случае и явилась материальная культура племен, обитавших на территории центральной части Северного Кавказа еще в эпоху бронзы, во II тысячелетии до н. э.»18. А этими племенами, проживавшими в данном регионе, были прежде всего предки адыгов.

Многочисленные памятники материальной культуры, обнаруженные в различных регионах обитания синдо-меотских племен, красноречиво свидетельствуют о том, что они имели широкие связи со многими народами, в том числе с народами Грузии, Малой Азии и т. д., и на высоком уровне находилась торговля. Именно в эпоху железа она достигает наивысшего уровня своего развития. В частности, свидетельством обмена с другими странами являются, прежде всего, различные предметы украшения – браслеты, ожерелья, бусы, сделанные из стекла.

Учеными доказано, что именно в период разложения родового строя и начала военной демократии у многих народов появляется объективная потребность в знаках для ведения своего хозяйства и выражения идеологии – потребность письменности. История культуры свидетельствует, что именно так было у древних шумеров, и в Древнем Египте, и у племен майя на территории Америки, т. е. именно в период разложения родового строя у этих и других народов появилась письменность.

Исследования специалистов показали, что у древних синдов именно в период военной демократии появилась своя, пусть во многом примитивная, письменность.

Так, в местах проживания синдо-меотских племен (в частности на Кубани.– К. У.) найдено более 300 плиток из глины. Они были размером 14–16 см в длину и 10–12 см в ширину, толщиной около 2 см, были сделаны из серой глины, хорошо высушены, но не обожжены. Знаки на плитках загадочны и очень разнообразны.

Специалист по Древней Синдике Ю. С. Крушкол отмечает, что трудно отказаться от предположения, что знаки на плитках являются зародышем письменности. Определенное сходство этих плиток с глиняными, тоже не обожженными, плитками ассирийско-вавилонской письменности подтверждает, что они являются памятниками письменности 19.

Значительное число этих плиток найдено под г. Краснодаром – одном из районов проживания древних синдов.

Помимо Краснодарских плиток, учеными на Северном Кавказе обнаружен другой замечательный памятник древней письменности – Майкопская надпись. Она относится ко II тысячелетию до н. э. и является самой древней на территории бывшего Советского Союза. Эта надпись была исследована крупным специалистом по восточным надписям профессором Г. Ф. Турчаниновым. Он доказал, что она является памятником псевдоиероглифического библского письма.

При сравнении некоторых знаков синдских плиток и письменности, изданной Г. Ф. Турчаниновым, обнаруживается определенное сходство. Так, в таблице IV знак № 34 представляет собой спираль, которая есть как в Майкопской надписи, так и в финикийском письме. Подобная же спираль имеется и на плитках, обнаруженных в Краснодарском городище. В той же таблице знак № 3 имеет косой крест, как в Майкопской надписи, так и в финикийском письме. Такие же косые кресты встречаются и на плитках Краснодарского городища. В той же IV таблице, во втором разделе, имеется сходство букв № 37 финикийской и майкопской письменностей со знаками плиток Краснодарского городища 20. Таким образом, сходство Краснодарских плиток с Майкопской надписью красноречиво свидетельствует о зарождении письменности у синдо-меотских племен – предков абхазо-адыгов еще во II тысячелетии до н. э. При этом следует отметить, что ученые обнаруживают некоторое сходство Майкопской надписи и Краснодарских плиток с хеттским иероглифическим письмом.

Помимо вышеприведенных памятников древних синдов, много интересного мы находим в их культуре. Это и оригинальные музыкальные инструменты из кости; примитивные, но характерные статуэтки, различная посуда, предметы утвари, оружие и многое др. Но особенно большим достижением культуры синдо-меотских племен в древнейшую эпоху следует считать зарождение письменности, период которого охватывает с III тысячелетия до н. э. по VI в. до н. э. Идеология древних синдов этого периода мало изучена. Тем не менее ученые полагают, что они уже тогда поклонялись природе. Так, например, материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что древние синды поклонялись Солнцу. При погребении вождей в курганах они строили большие круги из камня. Кроме этого у них в древности был обычай посыпания покойника красной краской – охрой. Это свидетельство поклонения Солнцу. Ему в глубокой древности приносили человеческие жертвы, и красная кровь считалась символом Солнца. Кстати сказать, культ Солнца встречается у всех народов мира на стадии разложения родового строя и образования классов. Культ Солнца засвидетельствован и в адыгской мифологии. Так, главой пантеона, демиургом и первотворцем у адыгов был Тха (это слово происходит от адыгского слова «дыгъэ», «тыгъэ» – «солнце»). Это дает основание предположить, что адыги (черкесы) отводили первоначально роль первотворца божеству Солнца. Позднее функции Тха перешли к Тхашхо – «главный бог»21. Кроме этого, у древних синдов был и культ Земли, о чем свидетельствуют различные археологические материалы. То, что древние синды верили в бессмертие души, подтверждается найденными скелетами рабов и рабынь в могилах их господ.

Одним из значительных периодов развития древней Синдики, в том числе и ее культуры, является V в. до н. э. Именно в середине V в. создается синдское рабовладельческое государство, которое оставило немалый след в развитии Кавказской цивилизации. С этого периода широкое развитие получают в Синдике земледелие и животноводство. Культура достигает высокого уровня развития. Расширяются торгово-экономические связи со многими народами, в том числе с греками.

Вторая половина первого тысячелетия в истории и культуре Древней Синдики лучше освещена в письменных источниках античности. Одним из значительных литературных памятников по истории синдо-меотских племен является рассказ греческого писателя Полиена, который жил во II в. н. э., в эпоху царствования Марка Аврелия. В своем рассказе Полиен описал судьбу жены синдского царя Гекатея, меотянки по происхождению, Тиргатао. В тексте рассказывается не только о ее судьбе, но из его содержания видно, в каких взаимоотношениях находились боспорские цари, в частности Ситир I, царствовавший с 433 (432)-го по 389 (388) г. до н. э., с местными племенами – синдами и меотами.

В период синдского рабовладельческого государства высокого уровня развития достигает строительное дело. Строились добротные дома, башни, широкие городские стены шириной более двух метров и многое другое. Но, к сожалению, эти города уже разрушены.

Древняя Синдика в своем развитии испытала влияние не только Малой Азии, но и Греции. Влияние последних на уклад жизни, культуру синдо-меотских племен усилилось особенно после греческой колонизации синдского побережья.

Самые ранние указания на греческие поселения на Северном Кавказе относятся ко второй четверти VI в. до н. э., когда существовал регулярный путь от Синопы и Трапезунда к Боспору Киммерийскому. В настоящее время установлено, что почти все греческие колонии в Крыму возникали не на пустом месте, а там, где были поселения местных племен, т. е. синдов и меотов 22. Греческих городов в районе Причерноморья насчитывалось к V в. до н. э. более тридцати, собственно из которых было образовано Боспорское царство. Хотя Синдика формально включается в состав Боспорского царства и испытывает сильное влияние греческой цивилизации, автохтонная культура древних синдов, как материальная, так и духовная, развивалась и продолжала занимать видное место в жизни населения этой страны. Археологические материалы, найденные на территории синдо-меотских племен, красноречиво доказывают. что технология производства различных орудий труда, оружия, предметов из кости и др. сырья, многие памятники духовной культуры носят местный характер.

Однако в большом количестве обнаружены и предметы, украшения не местного производства, что свидетельствует о развитии торговли у синдов и меотов с народами Египта, Сирии, Закавказья, Малой Азии, Греции, Рима и т д.

Центрами политической и культурной жизни очень рано стали синдские города. В них высокое развитие получили архитектура, скульптура. Территория Синдики богата, в частности, найденными скульптурными изображениями как греческого, так и местного искусства.

Таким образом, многочисленные данные, полученные в результате археологических раскопок на территории синдов и меотов – предков адыгов, и некоторые литературные памятники свидетельствуют о том, что эти древние племена вписали в историю мировой цивилизации немало страниц. Факты свидетельствуют о том, что они создали своеобразную и самобытную материальную и духовную культуру. Это оригинальные предметы украшения и музыкальные инструменты, это добротные здания и статуи, это собственная технология производства орудий труда и оружия и многое другое.

Однако с наступлением кризиса в Боспорском царстве в первых веках нашей эры, куда входила и Синдика, наступает время упадка культуры синдов и меотов. Этому способствовали не только внутренние причины, но и в не меньшей мере и внешние. Со второго века нашей эры наблюдается сильный натиск сарматов в районы проживания меотов. А с конца II – начала III в. н. э. готские племена появляются севернее Дуная и границ Римской империи. Вскоре подвергся нападению готов и Танаис, один из северных городов Причерноморья, который был разгромлен в 40-х годах III в. н. э. После его падения Боспор подчиняется готам. После этого они разгромили Малую Азию – родину хаттов, после чего значительно сокращаются связи их потомков с синдами и меотами – родственными им племенами. С III в. готы нападают и на синдо-меотские племена, разрушается один из главных их центров – Горгиппия, затем и другие города. Правда, после нашествия готов на Северный Кавказ наблюдается в этом регионе некоторое затишье и возрождение экономики и культуры. Но около 370 г. на Европу, и в первую очередь на Северное Причерноморье, вторглись гунны – азиатские племена. Они двигались из глубин Азии двумя волнами, вторая из которых прошла по территории синдов и меотов. Кочевники разрушали все на своем пути, местные племена были рассеяны, пришла в упадок и культура предков адыгов.

В результате нашествия этих и других кочевых племен на Северный Кавказ не только приходит в упадок экономика и культура коренных народов, но разрушается естественный процесс их консолидации, они рассеиваются еще больше по всему региону. Надо полагать, что именно в III–IV вв. н . э. наблюдается еще большее размежевание тех племен и народов, которые имели единые корни своего происхождения, истории и культуры. Фактически они становятся обособленными друг от друга. Прежде всего в этом плане прерывают свои контакты с Северным Кавказом Малая Азия, Египет, Сирия, Греция. На родине абхазо-адыгов из родственных племен образуются самостоятельные союзы – Абхазский, Зихский и Касожский. Последние два – чисто адыгские. Образование этих союзов, особенно зихского и касожского, послужили одной из главных причин дальнейшего разобщения адыгского народа, что значительно сказалось и продолжает сказываться на их развитии, в том числе и культуре.

Именно после нашествий кочевников и их разрушений, осуществленных на территории предков адыгов, на задний план уходят те адыгские племена, которые в прошлом играли наиболее важную экономическую и политическую роль, каковыми были синды и меоты, и в дошедших до нас письменных источниках мы не встречаем упоминаний о них. На смену им на историческую арену выходят наиболее уцелевшие адыгские племена и начинают занимать доминирующее положение среди остальных родственных племен. Таковыми племенами на Северо-Западном Кавказе выступают с этого времени зихи, а в Центральной части – касоги.

В отличие от других адыгских племен, зихи, надо полагать, меньше всего пострадали от нашествия кочевых племен и смогли выделиться от остальных родственных им племен. Однако укрепление политического и экономического значения зихов среди соседних им родственных племен началось задолго до гуннского нашествия на Северный Кавказ. Этому способствовало то, что еще во II в. н. э. вождь зихов Стахемфак установил контакты с римлянами и признал себя подданным римского (византийского) императора. Об этой взаимосвязи зихов и римлян свидетельствует Прокопий Кесарийский, который в середине VI в. н. э. писал, что «в древности этим зихам римский император назначил царя: теперь же эти варвары ни в чем не повинуются римлянам». Это говорит еще и о том, что зихи не подчинялись римлянам 23. Так, к VII в. Зихский союз охватил огромную территорию на Северо-Западном Кавказе.

Византийский летописец Феофан, живший во второй половине VIII – начале IX в., упоминает Зихию как исключительную страну на восточном берегу Черного моря. В Зихский союз входили тогда почти все остальные адыгские племена Северо-Западного и Западного Кавказа.

В VI в. зихи приняли христианство, которое сыграло значительную роль в развитии их культуры в последующие эпохи своей истории. Районы, занятые зихами-адыгами, были разделены на епархии, а таковых в Зихии было четыре: в Фанагории, Таматархе (позднее Тмутаракань, Тамань), Зихполисе и в г. Никопсе. Эти зихские епархии подчинялись константинопольскому патриарху и назывались зихскими.

Позже, в XIII–XIV вв., западноевропейские авторы начали именовать всех адыгов «зихами», но на самом деле ими были в основном западные адыги (черкесы).

Наряду с Зихским союзом в VIII в. появляется другое собирательное имя адыгов – «касог» с его вариантами «касах», «касаг», «кашак». Но касоги составляли северо-восточную часть адыгских родоплеменных объединений.

В представлении многих авторов, в том числе и древнерусских летописей, понятие «касог» включало все племена адыгской общности, включая и зихов. Точно так же в понятие «зихи» западные авторы включали всю касожскую часть адыгов 24.

Такова культурная история предков адыгов – хаттов, синдо-меотских племен, которые занимали огромную территорию от Малой Азии до Северного Кавказа (до нынешних границ КБР, Чечни с Ингушетией). Как свидетельствуют исследования ученых-специалистов, древние предки абхазо-адыгов создали уникальную материальную и духовную культуру, которая не могла не оказать своего влияния на адыгскую, о феномене которой речь пойдет отдельно.



1 См.: Культурология. Ростов-на-Дону, 1995. С. 71.

2 См.: Краткий обзор горских племен на Кавказе. Составленный Ад. Берже. Нальчик, 1992.

3 См.: История Абхазии. Сухум, 1991. С. 5–6.

4 См.: Бетрозов Р. Адыги. Нальчик, 1990. С. 4, 29.

5 Некоторые ученые указывают, что Майкопская культура относится не к III, а к IV тысячелетию до н. э.

6 И с п ы – мифическое племя карликов, упоминаемое в нартском эпосе и некоторых легендах адыгов.

7 См.: История Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1995. С. 11–19.

8 См.: История Абхазии. Сухум, 1991; Адыги. 1992. № 3. С. 100–106.

9 См.: История Абхазии. Сухум, 1991.

10 См.: Анчабадзе З. В. Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми, 1976. С. 19.

11 См.: Меликишвили Г. А. Наири-Урарту. Тбилиси, 1954. С. 84.

9 См.: История Абхазии. Сухум, 1991.

10 См.: Анчабадзе З. В. Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми, 1976. С. 19.

11 См.: Меликишвили Г. А. Наири-Урарту. Тбилиси, 1954. С. 84.

13 См.: История Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1995. С. 31–32; Древние цивилизации. М., 1989. С. 123–125.

14 См.: Древние цивилизации. М., 1989. С. 128.

15 См.: Крушкол Ю. С. Древняя Синдика. М., 1971.

16 См.: Там же. С. 39.

17 См.: Тхагушев Н. А. Адыгские (черкесские) сорта яблони и груши. Майкоп, 1948; Научные труды Майкопской опытной станции. Вып. 4. Краснодар, 1967.

18 См.: Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960. С. 381.

19 Крушкол Ю. С. Древняя Синдика. М., 1971. С. 72–76.

20 Турчанинов Г. Ф. Древнейший письменный памятник Кавказа // ВДИ. 1965. № 3. С. 97–108.

21 Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1987. Т. 1. С. 604.

22 См.: Максимова М. И. Античные города юго-восточного Причерноморья. М.; Л., 1956. С. 149; Крушкол Ю. С. Древняя Синдика. М., 1971. С. 80­–81.

23 См.: История Кабардино-Балкарии. Нальчик. С. 44.

24 См.: История Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1995. С. 44–46.

К. У. Унежев
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)