Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История в лицах » Выдающийся сын Адыгеи - К 87-летию Адыгейской автономной области

Выдающийся сын Адыгеи - К 87-летию Адыгейской автономной области

Выдающийся сын Адыгеи - К 87-летию Адыгейской автономной области
История в лицах
zafe
Фото: Адыги.RU
11:18, 28 август 2016
11 347
0
Ш.-Г.У.Хакурате родился 28 апреля (10 мая) 1883 года в ауле Хаштук Екатеринодарского уезда (Тахтамукайского района) в семье крестьянина-середняка Умара и Хасижи Хакурате. В 1899 году окончил Панахесское одноклассное училище, а в 1905 году — Екатеринодарскую военно-фельдшерскую школу и стал первым адыгом, получившим медицинское образование. На работу был направлен в Кубанскую войсковую сельскохозяйственную школу. Находясь еще в военно-фельдшерской школе, Хакурате вступает в социал-демократический подпольный кружок. © Газета "Советская Адыгея" М.Гонежук

Ш.-Г.У.Хакурате родился 28 апреля (10 мая) 1883 года в ауле Хаштук Екатеринодарского уезда (Тахтамукайского района) в семье крестьянина-середняка Умара и Хасижи Хакурате. В 1899 году окончил Панахесское одноклассное училище, а в 1905 году — Екатеринодарскую военно-фельдшерскую школу и стал первым адыгом, получившим медицинское образование. На работу был направлен в Кубанскую войсковую сельскохозяйственную школу. Находясь еще в военно-фельдшерской школе, Хакурате вступает в социал-демократический подпольный кружок.

Однажды в сельскохозяйственной школе был обыск. В секретном донесении генерал-губернатору Кубанской области от 21 мая 1908 г. пристав 3-й полицейской части Избаш указал, что при обыске в Кубанской войсковой сельскохозяйственной школе обнаружено, что главным агитатором революционной пропаганды является фельдшер сей школы житель аула Хаштук Екатеринодарского отдела Шахан-Гирей Умарович Хакурате, магометанин, 21 года, холост, который окончил курс в Екатеринодарской фельдшерской школе в 1903 году и при котором найдены принадлежащие ему следующие книги — перечислены 17 запрещенных книг по различным вопросам марксизма, экономики, социальным вопросам, философии, истории и т.д.

По результатам проверки по приказу временного генерал-губернатора Кубанской области генерал-лейтенанта Бабыча управляющий школой Назаров, учителя Пилинский и Терещенко были отстранены от должностей, а фельдшер Хакурате с учеником Ямпольским высланы за пределы Кубанской области как лица, вредные для общественного спокойствия и безопасности.

В молодом возрасте став революционером, Ш.-Г.У.Хакурате, принимал активное участие в революционном движении на Кубани, на Северном Кавказе, в Черноморье. С 1905 года — член РСДРП. Воевал против белогвардейщины. С апреля по май 1920 года служил в Первой Конной армии С.М.Буденного, участвовал в боях на Украине против врагов Советской власти. В июне 1920 года Кубано-Черноморский комитет РКП(б) отозвал Ш.-Г.У.Хакурате из армии и направил его на работу в Горский исполком при Кубано-Черноморском облисполкоме. С 20 июля 1921 года Хакурате становится председателем Горского исполкома. Вся дальнейшая судьба Хакурате была посвящена организации автономии Адыгеи.

Архивные материалы и воспоминания государственных, партийных руководителей и общественных деятелей того периода убедительно подтверждают ту огромную роль, которую сыграл Ш.-Г. У.Хакурате в организации автономии Адыгеи, в становлении культурной и хозяйственной жизни области.

При его непосредственном участии были подготовлены материалы, экономически и политически обосновывающие своевременность постановки вопроса об автономии, направленные в Народный комиссариат России по делам национальностей.

26 января 1922 года коллегия этого комиссариата заслушала вопрос «О Кубанских черкесах» и постановила «принципиально признать желательным выделение 33 аулов Кубанского отдела и 11 аулов Майкопского отдела Кубано-Черноморской области с чересполосными русскими поселениями в Черкесскую автономную область».

4 мая 1922 года пленум Горского окружного исполкома Кубани и Черноморья постановил: избрать делегацию в составе 3-х человек во главе с Ш.-Г.У. Хакурате и «командировать в Москву для ходатайства перед надлежащими органами о выделении трудовых горцев Кубано-Черноморской области в автономную область». Уже 22 мая на заседании коллегии Наркомнаца с участием адыгейской делегации был принят проект положения о Черкесской (Адыгейской) автономной области для обсуждения его в срочном порядке в административной комиссии ВЦИК.

Президиум ВЦИК 2 июня 1922 года образовал специальную комиссию из трех лиц в составе представителей: ВЦИК, Черкесской области и Кубано-Черноморской области «для выяснения на месте вопроса о возможности выделения Черкесской области из Кубано-Черноморской области с последующим докладом в Президиум ВЦИК». Комиссия пришла к выводу о необходимости выделения территории с черкесским населением в автономную область.

11 июля 1922 года пленум Кубано-Черноморского исполкома утвердил заключение комиссии о выделении из пределов Кубани и Черноморья Черкесской (Адыгейской) автономной области. А 27 июля 1922 года президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета принял историческое постановление об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области. 24 августа 1922 года область была переименована в Адыгейскую (Черкесскую) автономную область.

Образование автономии явилось крупным историческим событием в жизни адыгейского народа. Оно сыграло большую роль в укреплении местных органов власти. Образование автономии дало адыгейскому народу «равенство во всем, в том числе и в государственном строительстве» (В.И.Ленин).

Благодаря неустанной работе исполкома и лично Ш.-Г.У.Хакурате были привлечены широкие массы коренного населения к активному участию в хозяйственном и культурном строительстве. Объезжая аулы, участвуя в сходках жителей аулов, станиц, хуторов, Хакурате замечал способную молодежь, посылал ее на учебу, смело выдвигал на руководящую работу. Во все существовавшие в тот период учебные заведения были направлены представители Адыгеи. В 1925—1927 годах в Москве, Ленинграде и других городах обучалось 157 человек по брони, а в 1935-1936 учебном году в вузах и техникумах обучалось 2104 будущих специалиста для области.

При активном содействии Ш.-Г. У.Хакурате на местах были организованы органы самоуправления — сельские советы, волисполкомы. Хакурате заботился о развитии и укреплении органов власти, в том числе милиции, прокуратуры и суда, но особенно прокуратуры, которой доверял самые сложные и ответственные задания, даже организацию и проведение в районах съездов Советов. Прокуроры в первые годы образования области часто избирались кандидатами и членами президиума облисполкома и делегатами областных съездов Советов, руководителями многочисленных комиссий.

До Октябрьской революции 1917 года адыги (черкесы) (96%) были совершенно неграмотными, культурно-просветительских и учебных учреждений вовсе не было. По инициативе Хакурате при Горском исполкоме был образован отдел народного образования, который приступил к открытию в аулах школ, созданию необходимых условий для их работы. В апреле 1926 года в Адыгее было 46 школ (12 школ в 1917 году), то есть количество школ по сравнению с дооктябрьским периодом увеличилось в четыре раза, а количество учащихся — в шесть раз — с 400 до 2455 человек.

В 1930-1931 учебном году по всей области было введено обязательное начальное, а в 1933 году — семилетнее обучение детей. В 1935-1936 учебном году дети были охвачены семилетним обучением, действовали 219 школ, в которых обучалось 45024 учащихся. Под руководством Хакурате развернулась планомерная работа по ликвидации неграмотности. Подчеркивая размах этого дела, Н.К.Крупская писала: «За букварь сели и стар и млад, особенно усердно за учебу взялись черкешенки». Уже в 1931 году неграмотность взрослого населения в основном была ликвидирована, и Адыгея превратилась в область сплошной грамотности.

В адрес Хакурате поступили поздравительные телеграммы от Н.К.Крупской и М.И.Калинина. Область была награждена переходящим Красным Знаменем. Учительская газета «За коммунистическое воспитание» от 13 февраля 1931 года писала: «Адыгея вписала славную страницу в историю культурной революции. Поразительное и небывалое явление. Адыгейская область по уровню грамотности догнала передовую капиталистическую Англию. Опыт Адыгеи необходимо широко популяризировать как лучший образец культурного штурма... Блестящие культурные достижения аулов должны стать достоянием широчайших масс не только Северного Кавказа, но всего Советского Союза».

В Адыгее были открыты техникумы, учительский институт, научно-исследовательский институт, создано Адыгейское отделение Союза советских писателей и т.д. За постоянное внимание к школе, учительским кадрам Ш.-Г.У.Хакурате любовно называли «другом науки, просвещения».

В области быстрыми темпами развивались промышленность и сельское хозяйство. Были построены многочисленные мельницы, консервные и другие заводы, коллективные хозяйства, колхозы, совхозы.

Ш.-Г.У.Хакурате заслужил всеобщую любовь жителей Адыгеи. На должность председателя исполкома Адыгейской автономной области он переизбирался восемь раз. В 1932 году коммунисты оказали ему большое доверие, избрав первым секретарем Адыгейского обкома партии. Областную партийную организацию он возглавлял до 5 октября 1935 года, пока не перестало биться его сердце.

Советское правительство и партия высоко ценили деятельность Ш.-Г.У.Хакурате. В 1924 году он был награжден орденом Красного Знамени за личное участие в ликвидации бандитизма. С 1922 года он являлся делегатом ряда всесоюзных и почти всех всероссийских съездов Советов, был членом ЦИК СССР (нескольких созывов) и членом ВЦИК РСФСР до конца своей жизни, участвовал в работе XVI Всесоюзной партийной конференции, был делегатом XVI-XVII съездов ВКП(б), избирался членом Северо-Кавказского и Азово-Черноморского крайкомов партии и крайисполкомов. Видные деятели Советского государства К.Е. Ворошилов, С.М.Буденный, прославленные герои гражданской войны Д.П.Жлоба, Е.И.Ковтюх и другие деятели государства лично знали Шахан-Гирея Умаровича, считали его своим другом и товарищем. Его хорошо знали и с уважением к нему относились рабочие и интеллигенция Краснодара, Новороссийска и других городов Кубани и Северного Кавказа.

Мечтой всей его жизни было вывести Адыгею на самые передовые позиции не только на Северном Кавказе, но и в Союзе и сделать счастливыми всех ее жителей. Огромные усилия по достижению этой цели не могли не сказаться на здоровье Ш.-Г.У.Хакурате.

5 октября 1935 года в 5 часов в Москве, в Кремлевской больнице, от атеросклероза венечных сосудов сердца с осложнениями, которые привели к параличу сердца, умер основатель и бессменный руководитель Адыгейской автономной области, выдающийся сын адыгейского народа Шахан-Гирей Умарович Хакурате. Организатор и бессменный руководитель Адыгейской автономной области, секретарь Адыгейского обкома ВКП(б) был похоронен 9 октября в сквере напротив Адыгейского облисполкома и педтехникума по улице Красной города Краснодара.

В 1938 году при возникновении «адыгейского дела», по которому все партийное и советское руководство Адыгеи было необоснованно арестовано за якобы контрреволюционную деятельность во главе с уже похороненным Хакурате, могилу его ночью разровняли и превратили в цветник, Хакуратинский район вновь переименовали в Тахтамукайский. Позже все проходившие по «адыгейскому делу» были реабилитированы, а дело прекращено. Однако могила Хакурате не была восстановлена. Ограничились тем, что на здании, где работал Ш.-Г.У.Хакурате, в Краснодаре установили мемориальную доску, а в Майкопе одну из улиц назвали его именем и установили бюст в а.Афипсип.

В 2007 году исполнилось 85 лет со дня образования Адыгейской автономной области. С ходатайством Совет ветеранов прокуратуры Адыгеи обратился к Президенту Республики Адыгея и председателю Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея с предложением установить в столице республики памятник основателю и бессменному руководителю Адыгейской автономной области, видному государственному и партийному деятелю Шахан-Гирею Умаровичу Хакурате.

Госсовет-Хасэ республики по нашему ходатайству принял постановление об увековечении памяти Ш.-Г.У.Хакурате. Однако это постановление осталось на бумаге. В итоге выдающийся сын адыгейского народа на сегодняшний день не имеет ни могилы, ни памятника.

К сожалению, жизнь и дела этого замечательного человека на долгие годы были забыты, о чем говорят такие факты.

В 2008 году при проведении телевидением опроса жителей Майкопа никто не смог сказать: кто такой Шахан-Гирей Умарович Хакурате. А студентам юридического факультета АГУ были заданы два вопроса: когда образовалась Адыгейская автономная область и кто ее основатель? На эти вопросы ни один из 40 студентов не ответил.

Чтобы такого беспамятства не было и чтобы восстановить справедливость, ветераны нашей организации считают необходимым: перезахоронить прах Шахан-Гирея Умаровича Хакурате на его родине в а.Хаштук; установить памятник Ш.-Г.У.Хакурате в Майкопе; переименовать поселок Яблоновский в город Хакурате (если нельзя обратно переименовать Тахтамукайский район в Хакуратинский); создать музей Ш.-Г.У. Хакурате или Национальному музею республики присвоить имя Хакурате и создать в нем постоянно действующий раздел, посвященный деятельности Хакурате и образованию Адыгейской автономной области; установить повышенную стипендию Министерства образования Республики Адыгея для 10 наиболее одаренных учащихся и студентов учебных заведений; изготовить медаль имени Ш.-Г.У.Хакурате для вручения ученым, внесшим наибольший вклад в науку.

Надеемся, что эти предложения поддержат депутаты всех уровней, ученые, педагогические коллективы и все жители Адыгеи.



© Газета "Советская Адыгея"
М.Гонежук
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)