ВОЗРОСШЕЕ МАСТЕРСТВО (1940— 1941 годы)

ВОЗРОСШЕЕ МАСТЕРСТВО (1940— 1941 годы)
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
18:26, 20 июнь 2021
5 112
0
В первом полугодии 1940 года ансамбль продолжал обслуживание трудящихся республики и активно готовил-ся к предстоящей поездке по многим областям, краям и республикам Советского Союза. Из Пальчика коллектив выехал в конце августа 1940 года. Первые его концерты пропит в Москве, Ленинграде. Затем он отправился в западные области Белоруссии и обслужил жителей ряда городов - Белостока, Бреста, Слонима. Наибольшим успе-хом наши артисты пользовались у жителей Слонима, где они провели три концерта. Многие зрители города побыва-ли на этих концертах несколько раз.
ВОЗРОСШЕЕ МАСТЕРСТВО (1940— 1941 годы)В первом полугодии 1940 года ансамбль продолжал обслуживание трудящихся республики и активно готовил-ся к предстоящей поездке по многим областям, краям и республикам Советского Союза. Из Пальчика коллектив выехал в конце августа 1940 года. Первые его концерты пропит в Москве, Ленинграде. Затем он отправился в западные области Белоруссии и обслужил жителей ряда городов - Белостока, Бреста, Слонима. Наибольшим успе-хом наши артисты пользовались у жителей Слонима, где они провели три концерта. Многие зрители города побыва-ли на этих концертах несколько раз.
Дальнейший маршрут поездки ансамбля протянулся через Урал п Сибирь к юго-восточным границам Советско¬го Союза. Он выступал и Кирове, Перми, Свердловске, Челябинске, Омске, Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, Чите. Об этих концертах ансамбля местная печать высоко отзывалась. Пермская областная газета «Звезда» отмечала: «...на сцене мы видим подлинно народное искусство Кабардино-Балкарской республики... В любом танце сохранен подлинный характер народности, танцы лишены излишней экзотичности, чем, к сожалению, грешат очень многие концертные ансамбли подобного ро¬да». Иркутская газета «Советская молодежь» подчеркива¬ла: «Концерты ансамбля, с которым познакомились ирку¬тяне, отличаются простой и подлинной народностью. Таковы музыкальные произведения «Балкарская песня о пастухе», народная песня «Андемиркан», «Кабардино-Балкарский марш».
В январе 1941 года в Чите ансамбль провел три кон-церта. Отражая мнение общественности города, областная газета «Забайкальский рабочий» в статье под названием «Мастерство» писала:
«Мастерство. Вот слово, которое наиболее применимо к Государственному Кабардино-Балкарскому ансамблю пляски и музыки. Исполнение каждого номера небольшой, но интересной программы стоит на уровне высокого мас¬терства... Музыканты, и особенно зурнист заслуженный артист республики Т. Ашуров, бубнист А. Исаков, так искусно извлекают из народных инструментов то нежно-печальные, то величаво-торжественные, то бурно-стреми¬тельные напевы и мелодии, что в зрительном зале не остается ни одного равнодушного ,к их исполнению. С большим чувством и профессиональной культурой на му¬зыкальных инструментах исполнены народные песни — старинная героическая кабардинская «Андемиркан», песня о пастухе, грузинская «Сулико» и другие.
Большое место в программе занимают пляски. Читин-ский зритель видел немало прекрасных танцоров, в том числе такой коллектив, как Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски. И тем не менее пляски танцоров из Кабардино-Балкарии смотрятся с захватыва¬ющим интересом п подлинным увлечением.
Пляски Кабардино-Балкарского ансамбля своеобразны и привлекательны по-сиосму. В разнохарактерных танцах с исключительной чеканностью передан неповторимый на-циональный колорит, их глубокая народность, уходящая своими истоками и далекие времена. Медлительная, плав-ная пляска девушек и мужчин в ярких национальных костюмах то сменяется стремительностью, 'боевым темпом, то переходит в размеренные движения, то она веет теплом п лаской, то блеснет торжественно-утверждающе, то взмет¬нется ураганным порывом.
И во всех случаях зритель с увлечением следит за многообразными переливами и оттенками этих плясок.
С огромным подъемом исполняет ансамбль старинные кабардинские танцы — «Лезгинку», «Кафу», праздничный массовый танец «Удж-хэж», воинственный танец «Хоруми» (кстати, хорошо театрализованный), горский танец «Эр-данкой»...
Исполнители... демонстрируют высокую технику. Труд-нейшим танцем на носках в совершенстве владеют все мужчины — так высоко стоит в ансамбле танцевальное искусство. Солисты-танцоры — заслуженные артисты рес-публики А. Аталиков, Я. Рахаев, Б. Шаваев, артист 3. Ду-ков — блеснули незаурядным мастерством, неутомимостью.
Исключительное впечатление оставляет заключитель-ный массовый танец. Это какой-то захватывающий вихрь силы, ловкости, темперамента, красок. Зрительный зал отвечает исполнителям долгими бурными аплодисментами.
Коллектив Кабардино-Балкарского ансамбля пляски и музыки... демонстрирует высокоразвитую культуру совет¬ской Кабардино-Балкарии, знакомит зрителя и слушателя с богатым, подлинно народным творчеством возрожденно¬го народа...»
Ансамбль уделял большое внимание и обслуживанию воинских частей. «За отличное овладение искусством» коллектив был награжден грамотой Дома Красной Армии Уральского военного округа, а пограничники Забайкаль-ского военного округа написали в самых восторженных тонах похвальный отзыв в адрес артистов ансамбля.
В этой продолжительной поездке сотрудники ансамбля испытали много трудностей, так как концерты проходили в таких районах, где осенняя непогода и зимние морозы были более суровыми, чем на территории Кабардино-Бал¬карии. Но везде концерты проходили с большим эмоцио¬нальным подъемом. Концерты часто закапчивались яркими митингами.
За время гастрольной поездки ансамбль провел свыше 100 концертов и обслужил большое количество зрителей как гражданского населения, так и военнослужащих.
После завершения гастрольной поездки ансамбль вы-стуиил с отчетным концертом в Пальчике. Он состоялся 12 апреля 1941 года во Дворце пионеров (ныне медфак К13ГУ). В нем принял участие и Кабардино-Балкарский государственный хор. Совместное выступление двух кол¬лективов вызвало большой интерес у нальчан.
В мае и в начале июня ансамбль регулярно выступал перед трудящимися районов нашей республики, перед отдыхающими курорта Пальчика. Он также совершил ряд коротких гастрольных выездов в братские автономные республики и области Северного Кавказа.
В начале июня 1941 года коллектив усиленно готовился к длительной гастрольной поездке в Ленинград, Карель¬скую АССР, Латвию, Эстонию и Литву. Но поездка не состоялась из-за начавшейся Великой Отечественной вой¬ны, которая внесла коренные изменения как в личную жизнь, так и в производственно-творческую деятельность коллектива.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)