СОЗДАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ АНСАМБЛЯ

СОЗДАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ АНСАМБЛЯ
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
18:26, 20 июнь 2021
6 134
0
Мерная красная олимпиада искусств народов Северного Кавказа убедительно показала необходимость развития национального искусства вообще и театрального искусства и частности. Выявилось, что только Ингушетия и Чечня имеют государственные национальные театры. В Дагеста-не, и Кабарде, в Карачае, в Осетин, в Адыгее работают стихийно организовавшиеся театральные коллективы и кружки. Национальные области Северного Кавказа и Да-гестан должны и ближайшее время получить свои нацио-нальные театры. Для этого, как показала олимпиада, у них есть нее возможности. Олимпиада вызнала новый живой интерес к искусству горских народов. Этот интерес не должен был быть мимо-летным, пройти вместе с закрытием олимпиады.
СОЗДАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ АНСАМБЛЯМерная красная олимпиада искусств народов Северного Кавказа убедительно показала необходимость развития национального искусства вообще и театрального искусства и частности. Выявилось, что только Ингушетия и Чечня имеют государственные национальные театры. В Дагеста-не, и Кабарде, в Карачае, в Осетин, в Адыгее работают стихийно организовавшиеся театральные коллективы и кружки. Национальные области Северного Кавказа и Да-гестан должны и ближайшее время получить свои нацио-нальные театры. Для этого, как показала олимпиада, у них есть нее возможности.
Олимпиада вызнала новый живой интерес к искусству горских народов. Этот интерес не должен был быть мимо-летным, пройти вместе с закрытием олимпиады.
Учитывая итоги прошедших олимпиад самодеятельного искусства, Кабардино-Балкарский областной комитет ВКП(б) и облисполком приняли меры по оживлению на¬родного творчества и созданию новых художественных профессиональных коллективов.
Для претворения в жизнь этих целей с 1 октября 1933 года в Нальчике при Ленинском учебном городке откры-лась Художественная национальная студия с драматиче-ским, хореографическим (танцевальным), национальных инструментов (зурна, гармоника), духовых инструментов и театрально-декоративным отделениями. В этих отделе¬ниях готовили художественные кадры для будущего ка¬бардино-балкарского театра (артистов драмы, оперы,
артистов-музыкантов, художников театра). Принятые в студию обеспечивались общежитием, обмундированием, пи¬танием, а семейные — стипендией.
Приемная комиссия принимала в студию наиболее активных участников художественной самодеятельности, которые проявили свои творческие способности во время прошедших спартакиад и олимпиад. В связи с этим в хореографическом отделении и отделении национальных инструментов студии оказались способные танцоры и ис-полнители на национальных инструментах. Из них в сте-нах студии создастся костяк, на базе которого формирует-ся ансамбль.
Так из Художественной национальной студии иырос первый в Кабардино-Балкарии национальный творческий коллектив, который потом стал называться Кабардино-Балкарским ансамблем.
Датой рождения любого нового художественного кол-лектива обычно становится его первая творческая встреча со зрителем. Если подходить к определению даты создания ансамбля с этой точки зрения, то такой даты у пего не существует. Это объясняется тем, что будущие актеры ансамбля, еще до открытия Художественной студии часто выступали перед зрителями. Да и специально подготовлен¬ной новой концертной программы для официального тор¬жественного открытия ансамбля не было. Каждый участ¬ник ансамбля на концертах исполнял тот танец, который он лучше всего исполнял еще до поступления в студию.
В силу этих обстоятельств у коллектива ансамбля не было торжественного открытия и его официальной датой создания стало 1 октября 1933 года—дата открытия Ху-дожественной национальной студии, в стенах которой он сформировался и из которой он и вырос.
Трудно найти другой творческий коллектив, который с первых дней своего существования проводил бы свою кон-цертную деятельность так смело и решительно, как это делал Кабардино-Балкарский ансамбль.
Молодой коллектив умело сочетал учебу в Художест-венной студии с регулярными выступлениями перед зри-телями Нальчика и сельской местности. В то время нельзя было найти ни одного селения, ни одной станицы в нашей области, где бы он не выступал со своими концертами.
Об одной из таких поездок вспоминала старейшая со-трудница ансамбля, народная артистка Кабардино-Бал-карской АССР и РСФСР Кураца Каширгова: «На попут¬ных машинах мы, четырнадцать артистов недавно организованного ансамбля, добирались в селение Заюково, где должны были дать концерт.
Вот, наконец, и Заюково. Тогда здесь был самый боль-шой в Кабарде клуб. Находился он за околицей. Стараясь ничем не выдать охватившее нас волнение, осматривали мы сцену. Простенький занавес показался всем верхом совершенства.
С нетерпением ждали мы часа, назначенного длят выступления. Но так уж произошло, что день этот прибе-рег напоследок сюрприз. Вечером небо заволокло тучами и .хлынул проливной дождь. Что было делать? Отменять концерт не хотелось. Идти в клуб? Л вдруг, кроме артистов, там больше никого не окажется?
Мы быстро собрались и бодро зашагали по дороге, не обращая внимания на ливень. Протекавшая за селом ре-чушка превратилась в сердитый, мутный, широкий поток. II артистам и зрителям пришлось разуваться.
Клуб встретил пас гостеприимными огнями. Правда, светили керосиновые лампы, по их было много, а об элект¬ричестве тогда только мечтали.
Несмотря па плохую погоду, м .чале не было пи одного свободного места. Это сильно ободрило нас, и концерт мы начали с воодушевлением, с подъемом. В то время кресть-яне не знали, что такое аплодисменты, но мы чувствова¬ли — по улыбкам, по блеску глаз людей, что все идет хорошо. Л когда после исполнения «Кафы» раздалось дружное «Иджыри зэ фыкъафэт!»— «Еще раз станцуй¬те!», успех стал бесспорным.
Дважды повторялась не только «Кафа», но п многие другие танцы. Мы делали это с радостью, ведь программа выступления не относилась к числу обширных, а расста-ваться с такими благодарными зрителями никому не хо-телось.
Концерт окончился поздно. Дождь перестал, и возвра-щаться было легко и весело.
Кажется, никто из актеров не заснул в ту ночь. Теплая встреча окрылила нас, вселила уверенность в своих силах. Долго вспоминались подробности минувшего дня.
На следующее утро волы неторопливо везли арбу с нашим скромным реквизитом из Заюково в Верхний Кур-кужин, где предстояло дать второй концерт.
В селении нас ждали, и радушные хозяева в букваль¬ном смысле не знали, как угодить гостям. Дело в том, что клуба в Верхнем Куркужине не было, и тут боялись, как бы артисты не отказались от концерта. Но мы еще раньше решили — в таких случаях выступать под открытым небом.
Лишь повеяло вечерней прохладой, перед сельским Советом собрались сотни людей. Очерченный ими круг образовал сцену. Играть на ней, разумеется, было не особенно хорошо, но живая, дружеская реакция зрителей вознаградила нас за все неудобства.
Так началась наша артистическая деятельность».
Условия работы, о которых рассказала Кураца Кашир-гова,— типичное явление для тою периода. Чтобы вы-ступить перед зрителями, ансамблю часто приходилось преодолевать немалое расстояние от одного населенного пункта к другому по более или менее удобной проселоч-ной дороге или но малодоступной горной тропе, на арбе или машине, а иногда даже пешком.
Ни ливень, пи разбушевавшиеся горные реки, ни жара, ни холод не могли ослабить то страстное1 стремление, ко-торое было у артистом непременно дойти до самых от-даленных населенных пунктов и нести культуру в широкие народные массы. Где бы пи иыступал ансамбль, в каких бы условиях он ни проводил свои концерты, всегда и везде зрители его встречали с радостью. Вот что вспоминал по этому поводу Болов Мурат, который начал свою артисти¬ческую деятельность в Кабардино-Балкарском ансамбле, а впоследствии счал прекрасным драматическим актером Кабардино-Балкарского госдрам театра им. Лли Шогепцу-кова, первым лауреатом республиканской премии Кабар¬дино-Балкарской АССР в области литературы и искусства, народным артистом КБАССР и заслуженным артистом РСФСР:
«По своему составу коллектив тогда был подобран исключительно хорошо. Все танцоры и танцовщицы пре-красно исполняли кабардинские и балкарские танцы, каждый музыкант на своем инструменте превосходно играл все танцевальные и вокальные мелодии наших народов. В силу этого у зрителей всегда возникало огромное желание еще и еще раз прослушать и просмотреть программу кон¬церта».
Успех коллектива объяснялся еще и тем, что зрители хорошо были знакомы с детства со всеми номерами, кото-рые исполняли артисты на концертах. Об этом вспоминала Бица Жемалдиновна Бленаова, заслуженная артитска РСФСР, проработавшая в ансамбле много лет:
«Я познакомилась с ансамблем, когда была еще школь-ницей. Посмотреть его выступление собрались чуть ли не все жители села. Программа его концерта состояла, главным образом, из народных танцев. Их хорошо знал каж¬дый зритель, и тем не менее никто не мог оторвать глаз от стройных, живых фигур танцоров».
Программа ансамбля вначале строилась из подлинно народных номеров и их исполняли точно так же, как народ исполнял их в быту, без всяких изменений и дополнений к ним.
«Если говорить о том, как проходило наше выступление на концертах, то оно не походило на то, к чему мы при¬выкли теперь,— вспоминал Мурат Болов.— Тогда у нас не было принято объявлять, кто выступает и что он испол¬няет. Пи для зрителей, ни для нас не имело особого зна¬чения, кто ил танцоров начнет концерт, а кто его закончит своим выступлением. Поэтому перед началом концерта мы сразу выходили на сцену, и, как правило, мужчины стано¬вились в одну линию с одной стороны сцены, а девушки в одну линию с другой стороны сцены. Обычно мы начинали концерт по команде балетмейстера или по команде кого-нибудь из танцоров, присутствующих на сцене. По этой команде выходил из шеренги тот танцор, который стоял с краю и начинал свой номер. Л все остальные танцоры, находившиеся в что время па сцепе, хлопали в ладоши в такт музыки. Как только первый танцор заканчивал свой танец, тут же сразу выходил следующий танцор и, не ожидая никакой команды, исполнял свой номер. Так, друг за другом, все танцоры выходили из шеренги и исполняли свои номера».
При организации концертных выступлений артисты ансамбля также старались по возможности сохранить тот стиль, который существовал в народе при проведении тан-цевальных вечеров. Все это говорит о том, что с первых же дней своего существования ансамбль выступал береж¬ным хранителем и пропагандистом лучших образцов под¬линно народного танцевального и музыкального творчества Кабардино-Балкарии.
Ансамбль принял участие в первой Кабардино-Балкар-ской областной совхозно-колхозной спартакиаде, которая проходила в Пальчике с 25-го по 29 сентября 1934 года. По национальным танцам он занял в ней первое место и был включен в состав лучших спортсменов и танцоров, которые должны были представлять нашу область на краевой спартакиаде. Первая Северо-Кавказская краевая совхозно-колхозная спартакиада открылась в Пятигорске 18 октября и продолжалась до 23 октября 1934 года. Со¬ревнования на ней проводились по 18 видам, и посланцы нашей области заняли первые места по 15 видам, а в общекомандном зачете завоевали первое место и получили первую премию — 30 тыс. рублей. Кроме того, получили много групповых и до 70 индивидуальных премий. По на¬циональным танцам ансамбль занял первое место и был награжден музыкальным инструментом (рояль). Индиви¬дуальные премии получили танцоры Асланджери Атали-ков, Якуб Рахаев, Берман Шаваев, Галина Исакова-Иф-раимова, Жануса Лакупова, Мутай Ульбашев, Мухамед-хан Аталиков и другие.
Одна из первых танцовщиц ансамбля—Жануса Лаку-нова вспоминала о том, как они принимали участие в первой краевой совхозно-колхозпой спартакиаде: «В твор¬ческом соревновании по национальным танцам принимали участие лучшие танцевальные коллективы Северного Кав¬каза. В упорном творческом состязании с ними нашему коллективу удалось завоевать первое место. Этому мы очень обрадовались и гордились наградами. В частности, меня наградили патефоном с четырьмя пластинками. Он оказался бесценным подарком не столько для меня, сколь¬ко для членов моей семьи и наших соседей. На нем каж¬дый вечер проигрывали псе пластинки для соседей. И до сих нор многие из них испомппают об этом патефоне добрым словом».
Парком тяжелой промышленности СССР Серго Орджо-никидзе присутствовал на краевой совхозно-колхозной спартакиаде в Пятигорске, и ему очень понравилось, как выступили на пей танцоры из Кабардино-Балкарии, в том числе и юные танцоры Мутай Ульбашев и Мухамедхап Аталиков, которым тогда было по К)—11 лет. Мутай всегда с особой благодарностью вспоминает об этой встре¬че с Серго Орджоникидзе: «Когда мы закончили показ своей программы на спартакиаде, мне сказали, что Орджо¬никидзе приглашает меня с Мухамедханом Аталиковым к себе. Когда мы зашли в ложу, где он находился, мы поздоровались с ним и с теми, которые находились там. Он подозвал нас к себе ближе и поздоровался за руку. А потом обнял меня и стал расспрашивать, как меня зовут, учусь ли я и как учусь. Затем он говорит: «Если ты учишь¬ся так, как танцуешь, то ты молодец! Ты должен учиться и учиться только на отлично! Но и искусство не бросай! Учись еще лучше танцевать. А вот за то, что ты так пре-красно танцевал, я премирую тебя велосипедом. Правда, велосипеда сейчас при мне нет, но ты его получишь в Нальчике». После этого он меня еще раз обнял, пожелал мне успехов в учебе, в работе. Такой же дружеский отцовский разговор Серго Орджоникидзе провел и с Мухамедханом Аталиковым, которому также сообщил, что он тоже получит велосипед за свое мастерство в пляске».
Ребята искренне поблагодарили Серго Орджоникидзе за подарки и взволнованно попрощались с ним, с его товарищами по ложе и ушли.
Через месяц после этой встречи с Серго Орджоникидзе его подарки прибыли в Нальчик. В военкомате эти вели-колепные детские никелированные велосипеды вручили Мутаю Ульбашеву и Мухамедхану Аталикову. Когда ре-бята научились ездить на них и когда они проезжали по улицам города, все ребята смотрели им вслед с большой завистью, потому что такого красивого велосипеда тогда ни у кого не было. Ребята долгое время не расставались со своими велосипедами и всегда они с огромной благо¬дарностью вспоминали Серго Орджоникидзе.
С первых же дней своего существования Кабардино-Балкарский ансамбль активно взялся за освоение своей ноной профессии, за претворение в жизнь той высокой и благородной миссии, которая перед ним была поставле¬на систематическое обслуживание населения области.
Молодой коллектив за короткое время сумел пройти период своего становления, заслужил к себе глубокое уважение и признание трудящихся Кабардино-Балкарской автономной области.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)