История дзюдо в Адыгее

История дзюдо в Адыгее
История
zara
Фото: Адыги.RU
01:13, 05 февраль 2020
8 596
0
Говорят, что стремление к борьбе у адыгов в крови. Свидетельство тому — богатая, интересная, а порой и трагическая, история народа. В предгорьях Северного Кавказа, вдоль реки Кубани, по побережью Черного и Азовского морей жили предки адыгов — меоты. К X веку сложилась адыгейская народность с единым языком. С самого начала адыги (черкесы) тесно соприкасались со славянами. Были эти контакты мирными и не мирными. В «Слове о полку Игореве» упоминается о поединке Мстислава с косожским (так в русских летописях называли адыгов) князем Редедем, Обитая в специфических природных условиях в предгорьях Северного Кавказа, в соседстве с многими воинственными народами и в то же время на границе степных племен и горцев, адыги (черкесы) занимались скотоводством, охотой, земледелием.
История дзюдо в АдыгееГоворят, что стремление к борьбе у адыгов в крови. Свидетельство тому — богатая, интересная, а порой и трагическая, история народа.
В предгорьях Северного Кавказа, вдоль реки Кубани, по побережью Черного и Азовского морей жили предки адыгов — меоты. К X веку сложилась адыгейская народность с единым языком. С самого начала адыги (черкесы) тесно соприкасались со славянами. Были эти контакты мирными и не мирными. В «Слове о полку Игореве» упоминается о поединке Мстислава с косожским (так в русских летописях называли адыгов) князем Редедем,
Обитая в специфических природных условиях в предгорьях Северного Кавказа, в соседстве с многими воинственными народами и в то же время на границе степных племен и горцев, адыги (черкесы) занимались скотоводством, охотой, земледелием.
Адыгам почти всегда приходилось вести борьбу за существование своего народа. И особенно тяжелым был гнет Золотой Орды. Татаро-монгольские кочевники разоряли аулы, отнимали скот, угоняли в неволю молодых девушек. Но и в этих условиях адыги (черкесы) не прекращали борьбы. В народе до сих пор жива следующая легенда: «По лесной дороге двигался отряд кочевников с награб-; ленной добычей. Возглавлял их особо известный своей жестокостью хан. Вдруг неожиданно на шее хана оказалась петля, она затянулась, и жирное тело хана взметнулось к густой кроне дуба. Захватчики опешили. Тут жена их спины прыгнули с деревьев десятки адыгов. Схватка была короткой, все враги были уничтожены, пленники освобождены, а награбленное добро возвращено жителям».
Более двух веков адыгейский народ вел трудную и изнурительную борьбу с непрерывными набегами орд турецких султанов и крымских ханов. В это суровое время Адыгея добровольно присоединилась к русскому государству, что спасло адыгов от полного уничтожения.
Русские казаки и адыгейские крестьяне нередко приходили на помощь друг другу, вместе боролись против крепостного ига, В истории крестьянских восстаний Бзию-ко зау и Пши-орк зау примеров такого сотрудничества особенно много.
В 1957 году в Майкопе торжественно было отмечено 400-летие добровольного присоединения Адыгеи к России, т. е. дружбу братских народов проверили века.
Характер горцев формировался под влиянием многих факторов: величественная, а порой и суровая природа горного края, сложные социальные отношения, необходимость непрерывной борьбы за существование, древние традиции — все это выковало характер народа, главными чертами которого являются гордость и гостеприимство, независимость и отзывчивость, горячий темперамент и находчивость.
В народе до. сих пор жива следующая легенда: «У аула остановилось войско. Гонцы передали жителям условие: судьба аула пусть решится в поединке батыров — победит батыр аула — войско уходит, проиграет — жители аула должны будут три года обеспечивать войско питанием и фуражом.
Собрались старейшинь! решать: кто же сможет противостоять чужеземному богатырю? Три дня думали. Тем временем чужеземец демонстрировал свою силу и уме«( ние. Он легко побеждал одного за другим по пять-шесть воинов подряд. И увидели жители аула, что чужеземец, не только высок, крепок и силен, но и быстр и ловок, как горный медведь.
И решили старейшины, что войско у чужеземцев большое и сильное и аулу против него не выстоять, поэтому нужно попытать счастья в борцовском поединке.
Аул выставил самого сильного и смелого батыра, но чужеземец легко победил его. Выставили второго, однако и он продержался совсем немного. Больше надеяться было не на кого.
В горе жители, в растерянности старейшины: еще бы, весь аул будет три года в кабале.
И вдруг один горец говорит:
—• Прошу всех, кроме двух-трех самых уважаемых в ауле старцев освободить комнату.
Когда все вышли, горец продолжал:
— Поймите меня и не обессудьте. Чужеземца может победить наша невестка.
— Ты что, шутишь что ли? Если чужеземца не смогли победить два наших батыра, а ты предлагаешь выставить женщину, чтобы опозорить наш аул на долгие годы?
— Нет, уважаемые, я не шучу, я сам видел однажды такое, что своим глазам не поверил, — Рассказывай, — потребовали старейшины.
— Однажды рано утром встал я и слышу, как невестка прогоняет годовалую телку, которая мешала ей доить корову. Но телка все лезла и лезла к вымени. Это так разозлило невестку, что она схватила эту телку и перебросила через забор. А в телке было не меньше десяти пудов. Так что я уверен: невестка справится с кем угодно».
Старейшины поручили этому горцу договориться с невесткой. Та согласилась, оделась в мужское платье, подпоясалась.
И вот начался третий поединок. «Батыр» аула поднял чужеземца на руки и выкинул его с такой силой, что тот отказался продолжать поединок. А когда чужеземцы узнали, что их батыра победила женщина, то войско с позором ушло от аула».
И как гласит легенда — три дня продолжался народный праздник, а молодые джигиты показывали всему аулу српе умение в борьбе и верховой езде.
Условия труда и быта адыгов требовали воспитания физически крепкого подрастающего поколения, способного к напряженному труду в постоянном противоборстве с горной стихией, к борьбе за свободу и независимость своего народа. Народные физические упражнения оказывали в этом неоценимую пользу. Являясь частью общей культуры народа, народные физические упражнения носят традиционный характер и они любимы народом.
У адыгов наиболее популярны различные игры и состязания на конях и особенно борьба. В любом ауле вы увидите, что мальчишки здесь борются всюду: на берегу реки и на лужайке, на улице и на спортплощадке.
Правила народной борьбы не всегда были одинаковыми: в одних аулах разрешалось брать за ноги, в других — нет, нередко из приемов разрешалась только подножка (лъэхъу) и запрещались захваты ногами, но почти у всех разрешались захваты руками за одежду.
Борьба обычно проводилась на какой-либо ровной площадке. Борцы выступали в одежде. Разделения борющихся по весу не было, не ограничивалось и время схватки, поскольку засчитывалось только чистая победа, т. е. когда один из борцов оказывался на лопатках. Приемы нередко передавались от отца к сыну, т. е. были как бы семейными.
Одному из авторов почтенные жители аула Большое Псеушхо рассказывали интересный случай, очевидцами которого они были.
На свадьбе утром устроили борьбу. Два борца начали поединок и вскоре один из них очутился на плечах другого. По-видимому один борец пытался провести бросок типа современной мельницы. Но верхний борец руками захватил одну руку соперника, а ногами другую и верхнюю часть туловища. Нижний борец не мог почему-то провести бросок, видимо, ему не хватало умения, а верхний сознательно не уходил из создавшегося положения, т. к. опасался попасть на лопатки. В таком необычном положении они и продолжали борьбу. Но силы оказались равными и конца поединку не было видно. Между тем пришло время обеда. Перед судьями, а ими, как правило, были старейшие и уважаемые жители аула, встал необычный вопрос: «Что делать?» И они решили запомнить положение, в котором оказались борцы, развести их, а после обеда продолжить схватку из того же положения. После обеда схватка продолжалась, на шестом часу ее нижний борец решил встать на колени и попытаться сбросить своего соперника. Вероятно он решил, что с коленей это сделать легче. Но верхний борец быстро спрыгнул с плеч своего соперника и сразу положил того на лопатки.
Когда мы предложили современным борцам, мастерам спорта, побороться в таком необычном положении, то через несколько минут они были не в состоянии продолжать схватку. Даже сделав скидку на годы, которые прошли после описанного случая на свадьбе, а сам случай, видимо следует отнести к легенде,
нельзя не признать, что народные борцы обладали незаурядной силой, ловкостью, выносливостью.
Интерес к борьбе в народе очень велик. И когда в настоящее время в аулах проводятся соревнования по борьбе, то нередко можно наблюдать такую картину: седобородые старцы спорят о борьбе, что захваты не те, правила не такие, что вот раньше было... И это не случайно, поскольку борьба у адыгов древнее, тра* диционное занятие.
Ни один традиционный праздник в Адыгее не обхо^ дился и не обходится без состязаний борцов. А победители таких соревнований всегда пользовались уважением и любовью жителей аула.
В народных физических упражнениях и играх естественные природные факторы играли немалую роль, поскольку они по существу без всяких затрат (использовались камни, горные реки и т. п.) позволяли решать жизненно важные задачи: оздоровительные, воспитательные, военно-прикладные, трудовые.
С изменением условий жизни народа видоизменяются и народные средства физического воспитания. Однако подлинный расцвет физической культуры горцев произошел после Великой Октябрьской социалистической революции, которая освободила адыгов и другие народы царской России от двойного, а нередко и тройного, гнета, экономического грабежа, политического бесправия, полицейского произвола. Советская власть предоставила горцам огромные возможности для расцвета экономики, образования, науки, культуры, в том числе и физической.
Получила свое дальнейшее развитие и национальная борьба. Причем она теперь выполняет как бы двойную функцию. С одной стороны, она является самостоятельным видом народной борьбы, по которой проводится первенство Северного Кавказа, с другой — национальная борьба служит неиссякаемым резервом олимпийских видов борьбы.
Технический арсенал национальной борьбы разнообразен, он включает приемы как вольной, так и классической борьбы и самбо. Схватка продолжается до 7 минут. Победа может быть чистой (если борец бросит'соперника на лопатки, оставшись сам на ногах) или по очкам. Ничьей в национальной борьбе нет, в случае,
когда 7 минут схватки не выявили победителя, дается еще три минуты, а далее — до первого оцениваемого приема. Если же в дополнительное время борцы не выполнят оцениваемых действий, то обоим засчиты-вается поражение,
В национальной борьбе атлеты подразделяются на весовые категории. Почетное звание «Мастер спорта РСФСР» присваивается лучшим из лучших. Например, необходимо в течение трех лет дважды занять первое или второе место.
Следует отметить воспитательное значение национальной борьбы. Действительно, дети g самых ранних лет воспитываются в духе давних традиций и в атмосфере уважения к борцам. Они видят, каким авторитетом пользуются лучшие из них, как их любит и уважает народ. Как тут не захотеть бороться самому? С детского возраста многие ребята борются, приобретают навыки, осваивают приемы, стремятся к победе. И эти стремления юных борцов поощряются старейшими и уважаемыми людьми.
Национальная борьба служила и служит могучим источником для развития всех межнациональных видов борьбы и особенно самбо и дзюдо.
Газета «Советский спорт» (12 сентября 1974 года), отвечая на вопрос: «Откуда черпает Коблев спортивные таланты?» — справедливо писала: —«Из горных аулов Адыгеи, где буквально каждый подросток увлекается национальной борьбой».
Взаимовлияние, взаимосвязь национальной борьбы, дзюдо и самбо вполне очевидны, и нередки случаи, когда одни и те же борцы достигают успехов в двух; а то и в трех видах борьбы. Например, Владимир Невзоров, Гумер Костоков, Арамбий Емиж, Виктор Раз-долькин, Бислан Чесебиев — мастера спорта СССР международного класса по самбо и дзюдо.
Национальная борьба адыгов хороша как частица культуры народа, как отражение национального характера, как своеобразная и яркая народная традиция. Изучать и бережно сохранять ее, как впрочем и другие виды народных физических упражнений,—задача нынешнего поколения.
Известно, что самбо расшифровывается так: самозащита без оружия. Человек, владеющий приемами этой борьбы, не растеряется в любой чрезвычайной обстановке. Самбо не раз выручало наших бойцов на фронте, его приемы изучают и молодые воины. Родилось самбо в нашей стране. В августе 1938 года Комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР издал приказ № 633 о массовом развитии в стране нового вида борьбы, в котором борьба самбо характеризовалась как «чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и оборонному значению вид спорта».
Современное самбо как бы синтезировало все самое интересное, яркое, самобытное из народных видов борьбы: грузинской «чидаобы» и армянской «кох», адыгейской «адыгэбэнач» и молдавской «трынте», русской на поясах и якутской «хапсагай», таджикской «гуштинги-ри» и азербайджанской «гюлеш», борьбы узбекской и казахской, татарской и башкирской и многих других народов. В самбо легко можно обнаружить элементы национальной борьбы каждой народности нашей страны, и поэтому не случайно у него так много приверженцев. На состязаниях самбистов всегда интересно. Каскады головокружительных приемов, острые ситуации, азарт и трезвый расчет — все это зритель видит на ковре в избытке. А уж если давать характеристику атлетам в самбистской куртке, то каждый из них прежде всего настоящий боец. У него могут быть уязвимые места в подготовленности, просчеты в- тактике, но смелость и отвага самбисту присущи всегда. Читатель, согласитесь, что выходить на ковер, зная, что соперник все время готовит тебе какой-нибудь захват, постоянно «ловит» на болевой прием или бросок — на такое отважится не каждый. Поединок здесь — настоящая школа мужества.
У истоков самбо стояли В. С. Ощепков, А. А. Хар-лампиев, В. М. Чумаков, Н. М. Галковский, В. Спиридонов.
Касаясь перспектив развития самбо, В. С. Ощепков писал в газете «Красный спорт»: «Трудно даже представить сегодня, какое светлое будущее уготовано новорожденному. Пройдет время, и спорить в искусстве самообороны будут лучшие спортсмены мира». Эти слова оказались пророческими. Первый чемпионат СССР был проведен в Ленинграде в 1939 году, с
1947 года — чемпионаты проводятся ежегодно! В 1971 году самбо стало «спартакиадным» видом спорта. Международное признание борьба самбо получила в 1966 году, когда Международная любительская федерация борьбы (ФИЛА) приняла советскую федерацию в свои члены. В ноябре 1972 года в Риге в торжественной обстановке был поднят флаг первого открытого чемпионата Европы, в котором приняли участие борцы Болгарии, Великобритании, Испании, Югославии, Ирана, Японии и, конечно, Советского Союза. По окончанию соревнований президент ФИЛА Милан Ерцеган заявил: «Чемпионат превзошел все наши самые смелые предположения и заразил нас всех большим оптимизмом. Он законодательно утвердил самбо на европейском пьедестале, открыл ему путь к мировому, яризнанию».
. Один из тренеров родины дзюдо, Японии, борцы которой завоевали на первом открытом первенстве Европы две золотые медали, С. Сасахара, являющийся членом бюро ФИЛА, сказал: «Мы, японцы, считаем борьбу самбо исключительно перспективным видом спорта. Мы знаем силу советских спортсменов и приехали учиться, прежде всего, у них. Чемпионат полностью оправдал наши надежды и утвердил правильность нашего отношения к самбо — спорту красивому и очень нужному человеку».
С 1973 года регулярно стали проводиться чемпионаты мира по борьбе самбо.
Советские самбисты, и в том числе атлеты Адыгеи, успешно выступают во всех международных соревнованиях.
Борьба дзюдо возникла в Японии и ее предшественниками стали сумо, джиу—-джитсу, дзюдзюцу, косусоку и другие разновидности самурайской борьбы.
Основателем дзюдо является Дзигоро Кано (1860— 1938). Интересно, что он с рождения был хилым мальчиком. Дзигоро Кано начал заниматься борьбой из-за своей слабой физической подготовки. Он обучался борьбе в разных школах, в которых нередко взгляды на борьбу, ее технику, тактику сильно отличались. Обобщив и систематизировав опыт различных школ борьбы, Кано основал спортивный зал, где на 12 татами он совершенствовал известные, пробовал новые при-
емы борьбы. Позднее этот зал стал институтом дзюдо, известным во всем мире под именем КадОкан.
Что же означает слово «дзюдо»?
«Дзю» — мягкий, скромный, «до» манера держаться, точка зрения, склад ума.
Кано говорил: «Дзюдо — это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело, воспитывая волю».
Хейн Эссинк, знаменитый голландский борец, который первым на международной арене нанес японцам чувствительные поражения, поясняя сущность дзюдо, приводит в своей книге следующие рассуждения Дзигоро Кано: «Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер, скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его обладаю силой равной 71 единицам. Если он будет давить на меня всей силой, то, естественно, я уступлю или даже упаду. Но если я буду с той же силой, с которой он наступал, уходить от его захватов, т. е. маневрировать, то он будет вынужден наклоняться в мою сторону, и тем самым потеряет равновесие. В этом новом положении он тоже будет слабым. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потерял точку опоры. И теперь у него осталось из 10 единиц силы только 3, Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все свои 7 единиц силы. На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших усилий».
Д. Кано одним из главных факторов в дзюдо считал «максимальный результат», под которым он понимал следующее: «Цель борьбы дзюдо — добиться максимально лучшего результата с применением минимума усилий».
Иными словами, дзюдо — это техника, быстрота, воля и сообразительность.
Поединок дзюдоистов проводится на татами, которые делают из рисовой соломы. В дзюдо основная цель борца — вывести соперника из равновесия и провести бросок. Поскольку дзюдо — борьба японская, то и ритуал, костюм борцов, терминология, правила — также японские, хотя с выходом на международную арену этот вид борьбы все более становится интернациональным.
Федерация дзюдо создана в СССР в 1972 году. До 1972 года на международной арене безраздельно господствовали японские дзюдоисты. Существовала даже такая практика: японский дзюдоист однажды проигравший в крупных соревнованиях вообще больше не включался в состав сборной команды Японии. На международные соревнования, кроме самых крупных — чемпионатов мира и олимпийских турниров — японцы нередко посылали вторые, третьи номера. С одной стороны, они настолько были уверены в своих силах а, с другой, все же пытались скрыть свои истинные возможности, с тем, чтобы полностью попользовать фактор неожиданности и оказать на своих соперников дополнительное психологическое давление.
На XX Олимпийских играх в Мюнхене японцы впервые встретились с серьезной конкуренцией, а на XXI Олимпийских играх в Монреале позиции японцев были ослаблены настолько, что уже никто, в том числе и сами японцы, не могли считать дзюдо монополией Страны восходящего солнца.
Тренер команды Японии на XXI Олимпийских играх в Монреале Исао Окано, анализируя итоги олимпийского турнира, отметил резкий подъем мастерства дзюдоистов социалистических стран и, в первую очередь. Советского Союза.
Еженедельник «Спорт за рубежом» приводит следующее высказывание И. Окано: «Существовала большая разница между дзюдо Невзорова и Курамото. Передняя подножка Невзорова, которая была оценева «ваза-ари» (полпобеды), была достойна высшей оценки «иппон». У меня было желание крикнуть это арбитру, ведь это было так ясно..., но у меня просто не хватило мужества».
Существует в национальной борьбе у всех народов мира что-то общее, объединяющее, и, пожалуй, главным является стремление атлетов к честному поединку, котором торжествует сила тела и духа.
ИА НатПресс
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)