Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История в лицах » Эдмонд Спенсер о средневековом названии страны черкесов и «черкесских зайцах»

Эдмонд Спенсер о средневековом названии страны черкесов и «черкесских зайцах»

Эдмонд Спенсер о средневековом названии страны черкесов и «черкесских зайцах»
История в лицах
zara
Фото: Адыги.RU
17:41, 04 август 2011
7 111
0
Английский разведчик, в 1830 г. прибывший в Черкесию, был основательно подготовлен к своей профессиональной деятельности. В его задачу входило изучение всех сторон жизненного уклада черкесов, в том числе знакомство с их историей и конфессиональной ориентированностью. В отличие от многих других английских агентов, Спенсер о Кавказе и Черкесии знал «все». К черкесам он строго относил только жителей Северо-Западного Кавказа. Отличие их от соседних народов Спенсер доводил до антропологии. По его свидетельству, «черкесские мужчины никогда не роднятся с какими-либо другими народами, кроме как со своими собственными, они сохраняют их род незагрязненным. князь или уздень никогда не продают своих дочерей в жены, кроме как лицам своей национальности»3.
Английский разведчик, в 1830 г. прибывший в Черкесию, был основательно подготовлен к своей профессиональной деятельности. В его задачу входило изучение всех сторон жизненного уклада черкесов, в том числе знакомство с их историей и конфессиональной ориентированностью. В отличие от многих других английских агентов, Спенсер о Кавказе и Черкесии знал «все». К черкесам он строго относил только жителей Северо-Западного Кавказа. Отличие их от соседних народов Спенсер доводил до антропологии. По его свидетельству, «черкесские мужчины никогда не роднятся с какими-либо другими народами, кроме как со своими собственными, они сохраняют их род незагрязненным. князь или уздень никогда не продают своих дочерей в жены, кроме как лицам своей национальности»3. Выясняя у черкесов название их страны, Спенсер уточнил, что черкесы называли свое отечество и самих себя «Атехей». Этноним и одновременно наименование страны Спенсер разделял на «Атех» - долину и «хей» - море. Однако он не указал, из какого языка происходит само слово. Вполне возможно, что слово «Атехей» принадлежало не черкесскому языку, а скорее языку одного из соседних народов. Твердо можно утверждать одно - суффиксальное «ей» - сугубо кабардинское. Но не более... И оно приобретено не ранее XIII в., после расселения черкесов рядом с кабардинцами. Однако у слова «Атехей» есть чисто фонетическое сходство со словом «этей». Так, по данным Рейнеггса, этнических алан называли татары4. Но вряд ли на этом шатком основании стоило бы делать какие-либо выводы об этнической природе черкесов. Э. Спенсер спрашивал - что им, черкесам, известно об их древней истории? Они подтвердили, что являются пришельцами на Северо-Западный Кавказ. Но не стали посвящать разведчика в свое далекое прошлое. Спенсеру показалось - «все это окутано глубочайшим мраком». На самом деле, отвечая на вопрос англичанина, черкесы рассказали легенду, уходившую в седую древность. Она относилась к их более ранней, обетованной родине. Спенсер записал: «Черкесы и абазины в своих преданиях говорят, что страна, перед тем, как их раса заняла ее, была населена народом столь маленького роста, что заяц служил им конем вместо лошади»5. В этой легенде скрывалась суть происхождения горных черкесов Северо-Западного Кавказа. Она была для понимания Спенсера слишком недоступной, и он не придал ей значения. Между тем черкесы поведали разведчику об одном из сказаний осетинского «Нартовского эпоса», где для «крохотных» людей зайцы могли служить лошадьми. Например, мотив «героического сватовства»: На «коне ростом с зайца» сидит сын Аца, Ацамаз, который намеревается свататься к дочерям сына Анзора»6. Если бы исследователь не располагал ничем другим, кроме сказания «о зайцах», то даже в этом случае должен был бы серьезно задуматься об этнических связях черкесов с древними скифами. Но у Э. Спенсера есть еще одна несколько неожиданная подробность. Записывая со слов самих черкесов названия племен и насчитывая их «12 или 13», он в качестве племени привел также «осеты»7. Судя по данным Спенсера, основное этническое ядро черкесов составляли абадзехи, натухайцы и осеты. В свете других сведений, относящихся к XIX в., черкесское племя с этнонимом «осеты» не должно было явиться для Спенсера случайным. Ну, а то, что «осеты» восходят к скифско-аланскому миру со своим осетинским языком, вряд ли может вызвать сомнения. И последнее. Спенсер указал на диалекты, на которых разговаривали черкесы. Сложно судить, что подразумевал под «диалектами» разведчик - то ли это разные языки, то ли всего лишь диалекты одного языка. Однако Спенсер подчеркивал, что каждое племя имело свой диалект. Скорее всего, это были действительно диалекты - не могли же черкесы, коих было 13 племен, обладать таким количеством языков.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)