Черкесские (горские) греки
История
Самоназвание — Урым , происходит от тюрко-турецкого термина, что определенно указывает непосредственно на Анатолию и Понт, в качестве возможных источников заимствования. Вопрос о происхождении горских греков остается неразработанным: в литературе этот вопрос даже не рассматривался. Существуют две вероятности их происхождения: 1) либо они остатки православного греческого населения черноморского побережья Кавказа, со временем перешедшие на черкесский язык; 2) либо — немногие оставшиеся черкесы-христиане, называющиеся греками по своей принадлежности к православной вере.
Самоназвание — Урым , происходит от тюрко-турецкого термина, что определенно указывает непосредственно на Анатолию и Понт, в качестве возможных источников заимствования.
Вопрос о происхождении горских греков остается неразработанным: в литературе этот вопрос даже не рассматривался. Существуют две вероятности их происхождения: 1) либо они остатки православного греческого населения черноморского побережья Кавказа, со временем перешедшие на черкесский язык; 2) либо — немногие оставшиеся черкесы-христиане, называющиеся греками по своей принадлежности к православной вере.
По словам самих жителей аула Бжедугхабль, они остатки греческого населения черноморского побережья Кавказа, со временем перешедшие на черкесский язык.В какой-то степени, возможно, может пролить свет на этногенез горских греков легенда, записанная прикомандированным к 27-му конному полку для составления его истории хорунжим С.Захаровым у пожилого абадзеха: "Назад тому прошло много сот лет, как на Кавказе на северном и южном склоне хребта, жили так называемые урумы — христианской веры отколь, какого государства, и что был за народ эти урумы, он не знает; только в одно время турецкий султан прислал к ним очень много своего войска, будто бы с миролюбивыми видами, и в защиту их от каких-то неприятелей, но вышло напротив, — турецкое правительство добиваясь с давнего времени подданства урум, лестию и силою оружия, и желая овладеть прекрасною страною и богатствами Кавказа, не могло этими путями достигнуть своей цели; решилось прибегнуть к хитрости — доверчивые урумы, впустив в свою землю многочисленное турецкое войско, вполне убедились что оно пришло охранять их от неприятеля, отнюдь не подозревая злого их умысла. Через недолгое время прибывшее войско, видя доверие к ним урумов, ринулось на них всеми силами, и истребило наполовину мужской пол, а остальных взяло в плен и поработило к себе в крестьяне. После приведения в исполнение предписанного турецким правительством плана, начальнику этим войском конечно следовало возвратиться в Турцию и донести о покорении урумов, но он, а равно его помощники и все турецкое войско, пленившись красотою жен изменнически убитых ими урумов, прекрасным и здоровым климатом и в особенности золотоносными россыпями находящимися где-то в горах по их понятию целыми буграми, остались жить в горах навсегда, отказавшись притом от подданства Турции. Правительство турецкое, узнав об этом посылало несколько раз отряды для наказания изменщиков, и отнятия у них покоренного края, но отряды эти особого важного вреда причинить им не могли, а некоторые присоединились даже к ним, и потому они оставались на Кавказе неприкосновенными. Из числа начальников турецкого войска оставшегося на Кавказе, главные начальники назвали себя ханами, а затем остальные чиновники князьями и дворянами, потомки первых князей в абадзехском племени остались князья Болотоковы, в последствии уже когда было тесно жить в горах, прибывшие турки размножившись и разделившись на разные племена, перешли жительством на Белую и Лабу к границам ногайцев, на вопрос не находили ли азиатцы в горах каких либо материалов, абадзех этот отозвался так: что до вторжения сюда турок первые жители урумы, находили будто бы в горе Котьх золото, которое сдавали в Турцию имея с оной сообщение в Анапе, прямою дорогою по этой же горе Котьх, которая идет валом нигде непресеченною от самой Анапы на юг, и упирается с левой стороны в р.Пшишь противу Ст. Куринской, и что кроме того с прибытием к ним Магомет Амина, было открыто серебро на северном перевале в верховьях р.Белой, для разработки этих рудников Магомет Амин посылал будто бы до 200 человек русских беглых и пленных, и что начали было уже добывать серебро, но убыхи узнав об этом двинулись в больших силах чрез перевал к открытым рудникам, и истребили всех решительно там бывших, русских и абадзехов, когда повелитель азиатского народа узнал о том поступке убыхов, спрашивал их. На каком основании они позволили себе разрушить его укрепление и побить рабочих, которые на это отозвались, что они поступили так очень справедливо, потому что если русские узнают что в горах есть серебро, двинут все свои войска в горы и покорят их очень скоро, Магомет Амин получил таковой ответ и вероятно находя его справедливым, оставил свои занятия по разработке этих рудников, и более их уже не начинал"..........
В поле зрения европейцев, как русских, так и иностранцев (чаще всего чиновников и путешественников или шпионов), греки, проживающие среди адыгов попали в первой трети XIX столетия, когда интерес к Северо-Западному Кавказу необычайно возрос, в связи с русско-турецкими войнами. Горское население стало делиться российскими чиновниками на "мирное" и "немирное", появились случаи перехода чем-либо недовольных горцев в русские владения на земли Черноморского Казачьего Войска. Таких горцев сселяют в два населенных пункта, появившихся в начале XIX века: Гривенский Черкеский аул и Татарское селение Ады. Судя по переписке между кордонными постами, карантинами, пограничными укреплениями и Войсковой канцелярией, заселяют вышеозначенные пункты горцы из разных адыгских племен ( в большей степени шапсуги и натухаевцы, в меньшей — абадзехи, махошевцы и керкенейцы-черченеевцы), ногайские татары [если правомочен такой термин], а также армяне и позднее греки. Так, впервые российские власти сталкиваются с адыгоговорящими греками, которые в документах получают наименование горских или черкесских.
В делах о переселении встречается упоминание и о греках, прошедших через карантинные мероприятия 7-9 июня 1804 года. Но, судя по характеристике "жительствующий за Кубанью зашедший туда из Трапезона грек Данила Пандели (в другом месте Данило Опандилов), жена его Екатерина, сын Иван, ясирь из черкес Анна Гошемаф", просящие о русском подданстве и о водворении в Таганрог, являлись временными жителями Закубанья, и вряд ли их можно отнести к горским черкесским грекам, хотя, скорее всего, они знали "черкесский" язык, раз даже имели крепостную из черкес. С другой стороны, данный пример может быть показателен как в вопросе происхождения данной группы греков, так и их самосознания — раз имелись связи с греками Трапезунда, оттуда эта группа могла произойти, но, вероятно, благодаря именно им у черкесоговорящих греков поддерживалось устойчивое греческое, то есть православное самосознание.
Формирование этой этнической группы связано с появлением ее в пределах Российской Империи, выхождением из-за Кубани на территорию Черноморского Казачьего Войска. Дело в том, что, по-видимому, среди адыгов греки жили дисперсно семьями или группами семей , и отдельных "греческих" поселений (аулов) не составляли.
На территории Черноморского Войска черкесские (горские) греки появляются в 1823-24-х гг. Об этом можно говорить определенно, судя по документам, датированными этими годами.В Екатеринодарском карантине рассматривалась его просьба, а также предложение Заводовского "Грека Николая Сафире...перепустить из Закубани с его семейством". Вопрос был решен положительно: по явке грек должен быть перепущен в Марьянский кут с семейством и имуществом, в котором и подвергнут 21 дневному карантинному наблюдению. До этого на Екатеринодарском меновом дворе Николай Сафире показал, что он родился за Кубанью в "Абазехском племени", потом перешел на жительство в "Хамышейские владения в аул Гадьгабль", семейство его состоит из жены, двух сыновей и двух дочерей, и он желает поселиться в Гривенском ауле. Просьбу его удовлетворили.
В июле 1840 года из-за Кубани к Екатеринодарскому меновому двору прибыли грек Ян Какше (Кокше) с женою Урун-Хан и детьми: сыном Назаром, дочерьми Марьею, Софьею и Нашхо.
Следующий по времени документ 1841 г. рассказывает о переходе на российскую территорию через Павловский Пост "выбежавшего из гор Шапсугского племени" грека Семеона Серафимова 31 года с женою Пак (Пако) 28 лет, сыновьями: Маркидис (Маркидич, Марнизич) 12 лет, Андрей 9 лет, Степан 6 лет и Хапак 3 года. На месяц им были выданы кормовые деньги из расчета 10 коп. на взрослого и 5 коп. на малолетнего в день. Греческое семейство было водворено в Гривенный Черкесский аул (куренное управление), о чем и доложил Куренный Атаман Урядник Гацук Татаюк. Немаловажный факт: Серафимову был выдан билет о дозволении забрать два раза по три арбы леса, заготовленного в хуторе Поручика Султана Сагат Гирея и доставить в Гривенский аул для устройства домовладения.
К декабрю 1847 г., когда составлялись сведения о греках Гривенского аула в связи с их переселением в Переясловскую станицу, горских греков насчитывалось 7 семей (фамилии Демтировы, Серафимовы, Кокшевы, Дефтенковы): 33 человека — 18 мужчин и 15 женщин.
"Эдипсукаевская" группа, состоящая из жителей одноименных аулов 1-го и 2-го, известна по посемейному списку, составленному в том же январе 1866 года, в связи с переселением ее, вместе с "прочноокопцами" и "гривенцами", на место бывшего аула Хаджихабль. Согласно списку, в Эдипсукае 1-ом проживало 10 семей (все Девтеровы): 26 мужчин, 27 женщин, а всего 53 человека. В Эдипсукае 2-ом упомянуты всего две семьи (обе Девтеровы): 5 мужчин, 4 женщины, а всего 9 человек. Такие этноареальные группы можно выделить среди горских греков уже на территории Российской империи, что же касается Закубанья, то правомерно говорить о "племенном" выделении земель, и, соответственно, греки указываются как "выбежавший из гор Шапсугского племени", родившийся в "Абазехском племени потом перешел на жительство в Хамышейские владения".
Что же касается поселений, то тут тоже необходимо дифференцировать поселения в Закубани и в российских пределах, держа в памяти вышеуказанную особенность их, а именно: совместность проживания с черкесами.
О закубанских аулах, в которых проживали горские греки , известны очень скупые сведения. Кроме упомянутых двух Эдипсукаев, это аул Гадьгабль "в Хамышейских владениях ", в котором жил Николай Сафире ; аул при реке Сухупс в "Абазехском народе" — Яни Кокче; и аул Понежукай, житель которого грек Хатату Левтеров с семейством из 6 душ обоего пола в октябре 1865 года пытался переселиться в селение Армавир (против Прочного Окопа). Ему это не удалось — приговор общества армянского селения не согласился с переселением.
На российской территории, кроме упомянутых аулов Гривенского Черкеского, Прочноокопского Армянского (Армавир), Эдипсукаев 1-го и 2-го, "гривенская" группа проживала в Переясловском Армянском поселке около одноименной станицы, куда их переселили между мартом и декабрем 1848 года. Около середины 1860-х гг. "гривенцы" соединяются с "прочноокопцами" в Армавире, а затем в 1866 г. совместно с "эдипсукаевцами" основывают первый самостоятельный поселок горских греков под названием Греческий на месте бывшего аула Хаджихабль. До этого греки не проживали в "моноэтничной" среде: в Гривенском их соседями были черкесы, в Переясловском — "русские"(казаки и иногородние) , в Армавире — черкесогаи. Вместе с черкесами греки проживали и в Понежукае, и в обоих Эдипсукаях. Но недолго поселок Греческий существовал: в октябре 1867 г. в него вселяют 130 семей выходцев из Великороссии и учреждается село Новомихайловское. В то же время, в октябре 1867 г. было составлено два посемейных списка: "... жителям села Новомихайловского, учрежденного в бывшем Греческом поселке, противу ст. Григориполицкой","... Грекам, живущим на левом берегу Кубани, противу ст. Григориполицкой, в Греческом поселке". То есть, по-видимому, некоторое время поселок еще был: в феврале 1868 г. старшина села Греческого "вновь поселенного противу ст. Григориполицкой" доносил в управление Урупского округа о происшествии в семье "...Туземца Хасана Турка, временно проживающего в селении..." Хасан Турк, из бжедух, один из тех, кто жил в ауле Хаджихабле до вселения горских греков, и хотя, было решение о выселении бжедухов еще в 1866 г., оно, наверное, не было реализовано. Таким образом, фактически образования "моноэтничного" греческого поселения не произошло: бжедухи продолжали в нем жить, сохранялся симбиоз.
В 1871 г. появляется аул Бжедугхабль.
Еще раз хочется подчеркнуть, что под формированием этой этнической общности автор подразумевает ту ее часть, которая обосновалась в пределах российского государства в 1820-1860-х гг. Неизвестно, какое количество греков осталось среди адыгского массива, но то, что таковые имелись несомненно. Англичанин Белл, путешествовавший по Черкесии в конце 30-х годов, в письме пятом от 18 мая 1837 года из района речки Цемес (современный Новороссийск ) пишет: "Тот человек, что был ранен на Абине, как я писал, принадлежит к старинному греческому роду; кажется, он очень хороший мастер по седельному делу и помогает своим искусством моему хозяину, но для меня интереснее то открытие, что он один из лучших музыкантов в окружающей местности. Это я узнал по его игре на незатейливом инструменте своего рода маленькой скрипке; размером этот инструмент почти со скрипку танцевального скрипача: верхняя доска почти плоская, задняя — полукруглая и просмоленная для того, чтобы править смычок; эта скрипка имеет только две струны из конского волоса,на колышках и мостике, как и на наших; смычок почти в виде арки, или лука, струны натянуты слабо и подтягиваются рукой игрока, когда необходимо; основание инструмента упирается как у виолончели, в пол или в землю, причем скрипач сидит на полу или земле (так как здесь нет стульев) и играя, повертывает инструмент (у которого нет выемок посередине) для лучшего исполнения вариаций; он перебирал пальцами и вибрировал так же, как и мы, и с такими слабыми средствами он, однако, захватил меня и возбудил к своей игре живой интерес...". В другом письме от 22 мая 1837 года Белл упоминает этого человека "наш греческий черкес". Также две семьи горских греков отказались переезжать из Эдипсукаев I и II (по одной из каждого) в поселок Греческий (б. Хаджи-хабль). Эти факты позволяют предположить действительно произошедшее выделение части греков из адыгской среды, собственно говоря, "появление" в истории такой этнической общности, ее актуализацию по конфессиональному и, возможно, по каким-либо еше признакам.
Общая численность
Динамика численности черкесских (горских) греков прослеживается весьма условно и лишь в XIX веке: по посемейным спискам и по переписи 1897 года. Отношение к подсчету численности по посемейным спискам должно быть критическим: во-первых, из-за трудностей учета лиц женского пола и во-вторых, необходимо помнить, что мы считаем только тех горских греков, которые переселились на российскую территорию.
Языковая ситуация
Переселившись в Бжедугхабль греки, видимо, продолжали говорить на темиргоевском (к1эмгуй) диалекте адыгейского языка.
Долгое время бжедугхабльские греки не были двуязычны: адыгейский язык служил для них единственным коммуникативным средством и естественной основой метаязыка культуры. Устные фольклорные жанры были адыгейскими. В греческой среде циркулировали те же тексты (или их очень близкие варианты), что и у окружающего адыгейского населения. В этом смысле можно говорить о фольклорной традиции бжедугхабльских греков, как о части общеадыгской фольклорной традиции. В настоящее время лишь единицы из стариков помнят и говорят на адыгейском языке, а большинство горских греков русскоязычны.
Этническая ситуация
Горские греки как этническая группа существует только в составе этнокультурной общности. Подобные общности "обладают некой постоянной структурой из"ячеек", каждая из которых соответствует той или иной функции, необходимой для выживания, но всегда заполняется иной внешней культурой, образуя с ней своеобразный симбиоз".
После переселения в 1848 г. из Гривенского аула в Переясловскую станицу они встретились с восприятием себя как "чужих", как "азиатцев", по-видимому из-за языка и антропологического типа. В докладной записке "от общества переселенцев из Гривенского аула Греков Переясловского Аула" от 30.05.1853 г. они приводят примеры антагонизма. Казаки постепенно растащили строительный лес, привезенный переселенцами, но податели записки "..на первый случай все это перенесли и предполагали так, что жители станицы Переясловской тем хотят нас отклонить только от поселения и думали, что они по злобе к Азиатцам и нас притесняют — думали со временем увидят нашу честную и общежительскую жизнь и увидят наше хорошее с ними обращение , привыкнуть к нам и будут с нами жить мирно; но все это выходит из последствий напротив". Когда Рашпиль выделил им для хлебопашества землю по правую сторону Ростовской дороги и до хутора Подполковника Бармтищенка, станичные власти им не только ни отвели земли, но вовсе вытеснили из "своей Царины". При отыскании потерянного ранее скота, греки пытались получить на найденный скот сидетельства, на что получали всякий раз отказ. "Когда же случаются какие пропажи в станице Переясловской, то они (казаки — Прим. автора) по злобе на нас за землю приходят к нам в Аул и обыскивают все домы; но впрочем по розыскам их никогда ничего не отыскивалось, что выказывает только их злобу на нас..."
В настоящее время в ауле Бжедугхабль живут в основном русские и курды, которые появились здесь позднее. Кроме того раньше рядом с аулом располагался х. Черногоркин (по фамилии землевладельца). Сейчас он слился с аулом. Это, в первую очередь, и способствовало относительному увеличению численности русского населения.
Вторым по численности компонентом населения являются черкесские греки. Раньше, в 20-30-е гг., по сведениям информантов, они преобладали. В последнее время в связи с армяно-азербайджанским конфликтом в а. Бжедугхабль, а также в окрестные села (Белое, Преображенское) переселилось большое количество семей курдов из Армении.
Особенности культуры
На первых порах, греки Бжедугхабля внешне, по своим культурным признакам, сильно не отличались от окружающего адыгейского населения.
Видимо, первоначально дома (сакли -унэшхо) у черкесских греков были общеадыгского типа (турлучные, с соломенной крышей и др.). При переселении в аул начали закладной техникой строить рубленные деревянные дома (эта же новация, правда редко, прослеживается и в ряде адыгских аулов). Поначалу только две семьи в ауле имели более престижные кирпичные дома по типу русских.
Дома строились одно- и двухкамерными. В дальнем углу устраивался очаг с "черкесской трубой" из плетня, обмазанного глиной. Позже в первой комнате, на западной стороне, стали устраивать красный угол по образцу русских, где находилась икона и лампадки. В доме выделялась мужская и женская половины. Эта традиция исчезла к 1920-м гг.
Кухня строилась отдельно от жилого помещения. Пищу готовили в медном котле на треножнике (как известно, такие треножники были очень распространены в быту северокавказских горцев).
По одежде нельзя было отличить греков от адыгейцев. Правда очень быстро стала различаться ритуальная одежда: саван покойника, свадебный костюм невесты, которые у греков делались на европейский манер, в то время как адыги (черкесы) продолжали использовать их традиционные формы.
Система питания была также адыгской. Греки соблюдали и все пищевые запреты, которые к тому времени, с принятием ислама, получили распространение среди западноадыгских племен. Свинья считалась нечистым животным, поэтому ее мясо совсем не употреблялось в пищу. По словам Н. И. Демтировой, ее дед имел обыкновение колоть вилами любую свинью, случайно забредшую в их огород. Гораздо меньше, чем сейчас употребляли спиртные напитки, в том числе во время свадебных застолий.
Бжедугхабльские греки соблюдали все основные правила адыгского этикета. Как известно, адыгейцы, как и другие северокавказские горцы, и в отличие от русских, армян, обладали собственной сложной системой этикетных правил — адыгэ хабзэ, например: когда в дом приходили гости, всем полагалось встать; или же, запрещено было переходить кому-либо дорогу, особенно мужчине; нельзя было мужу и жене вместе появляться на улице и т.д.
По свидетельству наиболее старых информантов, первоначально, как и адыгейцы, греки практиковали брак через умыкание. Отец все той же Н.И. Демтировой украл ее мать и женился на ней. Ему тогда (1904 г.) было лет двадцать, ей -16 лет.
Своими структурными особенностями свадьба черкесских греков повторяла адыгский тип "свадьбы со скрыванием", используя термин М. Сигорского: свадебное торжество и основные обряды проходят только в доме жениха, а не невесты; родители невесты не приходят в дом жениха; жених не присутствует во время свадьбы в собственном доме, а уходит к своим родственникам; невеста находится во время свадьбы в доме жениха (в спальне), но скрыта ото всех на весь период ритуала, и далее еще в течение двух недель; затем невесту на короткий период забирают обратно в родительский дом; приданное перевозят после свадьбы и связывают это с примирением сторон после умыкания; через год молодые возвращаются в дом невесты; избегание молодой свекра и других родственников мужа длится всю жизнь.
Первое время в обрядах свадебного цикла (собственно свадьбе) бжедугхабльских греков еще ощутимы были многие чисто адыгские ритуально-игровые элементы: конноспортивные состязания во время перевоза невесты в дом жениха, борьба за сафьяновую кожу с участием верховых (шъо-зехь), бой всадников дубинами при приближении к дому жениха (къорэгъзау). Очень скоро в структуру греческой свадебной обрядности вошли новации, связанные с распространением влияния христианской церкви: в ритуал перевоза невесты было включено венчание в церкви (къорэгъзау начинался непременно после возвращения из церкви), сама свадьба теперь привязывалась к календарному циклу христианских праздников .
В обрядах похоронно-поминального цикла гораздо труднее выделить исконный слой и новации. Очевидно, эта область культуры наиболее тесно сопряжена с чисто идеологическими ценностями и, как никакая другая, зависит от конфессиональных условий. Уже в бытность Н. И. Демтировой, греки аула хоронили своих умерших в гробу, на могилу ставили крест, в то время, как адыгейцы пользовались только саваном, а во всем другом поступали в соответствии с предписаниями ислама.
Поминали покойного на девятый день (ма-фибх "9 дней" - мафэ "день" и бгъу "девять"), сороковой день (мафатфочитф "дней сорок" - т1ок1итГу "сорок") и на годовщину. Близкие обязательно носили траурную одежду черного цвета. Кроме этого, в знак траура, в течение 40 дней мужчины не брились. Но тоже самое, по сведениям информантов, было характерно и для поминальных традиций адыгейцев. Интересно, что в других районах Адыгеи, первые поминки устраивали не на девятый, а на седьмой день (мафибл "7 дней" - мафэ "день" и блы "семь").
Социальная структура
Вопрос о статусе греков внутри адыгского общества довольно сложен и не может считаться окончательно разрешенным. Нынешние греки аула Бжедугхабля ничего не помнят о своей сословной принадлежности.
В целом ряде случаев высшая адыгская знать (князья пши) традиционно рассматривала представителей социальной верхушки подвластных им народов в качестве своих вассалов. В этой иерархии черкесские греки формально могли быть то дворянами, но более низкого, чем уорки ранга (у Щербины— уздени 1-й степени), то тфокотлями (свободными крестьянами).
В именном списке ст. Переясловской фигурируют две знатные греческие фамилии: Демтировы (3 семьи) и Дефтенковы (1 семья). Причем подчеркивается, что они "по закубанскому обычаю почитаются за дворян, но документов не имеется кроме настоящего чина". Числено эти фамилии превосходят остальных греков "из простых" (две семьи Серафимовых и одна — Кокшевы). Крепостными у греков были адыги (черкесы), причем не только у "дворян", но и у простых.
При освобождении крепостных в октябре 1863 г. было указано в форме "Сведения.." от кого именно они и как были приобретены и какого они племени. Так вот, крепостные (ясыри) урядника Петра Демтирова — "наследственные от потомства, когда и как приобретены не знает, из черкес Бжедуховского племени"; такое же объяснение приведено для крепостных Семена Довтенка (по-видимому, Дефтенков в предыдущих документах — Прим. автора), но его ясыри "из черкес Абадзехского племени". Крепостные же Ивана Серафимова "достались покупкою в 1860 году от Есаула Чебандфия Султанова сына Шеретлу-оглу, в чем имеет письменный документ, из черкес Абадзехского племени". Права владельцев приведены в следующей графе, там же указаны сроки прекращения права на владения. Демтиров и Довтенок как лично отозвались из давнего времени владеют на правах за Кубанских дворян, владение оными тогда может быть прекращено когда и дворян за Кубанских подвластных России владения прекратятся". Серафимов же (кстати, из простых греков) показал "по покупке имеет условие на право владения на 20 лет, по истечении этого срока должны быть свободны". Наличие крестьян у Демтировых и Дефтенкова прослеживается с первых посемейных списков, декабря 1847 г. в Гривенском. У Пота (Петра) Демтирова имелись "крепостная девица из Черкес Паке, мальчик из Черкес Тлемаф", у брата Пота Павла Демтирова — "крепостная женщина из Черкес Ливояр", у Семена Дефтенкова — "крепостной мальчик из Черкес Борен". В списке, составленном 12 марта 1848 г. в Гривенском указан возраст переселяющихся мужчин, в том числе и крепостным: Тлемафу 17 лет, Борену — 10 лет. В декабре 1848 г. список уже составляется в Переясловской станице: упомянуты те же Тлемаф, Борен и женщины Паако 15 лет и Люап 60 лет (обе крестьянки Пота Демтирова, напротив последней приписка "умерла"). В "переясловском" списке 1855-56 гг. крестьянке Пако 23 года, у нее уже есть дочь Скурин 2 лет; Борену — 18 лет. И, наконец, при освобождении крестьян в 1863 г. в вышеупомянутом "Сведении..", составленном еще в Переясловской, встречаем знакомые имена: у Петра Демтирова "ясыри" женщина Паке 35 лет, с дочерью Срул 8 лет и сыном Тлимофом 4 лет; у Семена Довтенка "ясырь" Борен 35 лет, с женою Цеку 18 лет и сыном Гаджимафом 1 года. Именно они указаны, как "наследственные от потомства". Но, видимо, не было схематичного разделения: "дворяне" наследуют крестьян, "простые" греки покупают. Любой дворянин естественно мог себе купить крестьянина. Достоверно об этом можно судить по делу о побеге крестьянина Хапота Пейзакова Хут ("из шапсуг") от владельца своего Ивана Демтирова в мае 1865 г. Полковник Могукоров, житель Гривенской, на следствии показал: "..частно ему известно что он Хут куплен Греком Петром Демтировым у какого-то Абадзеха по существующим у горцев порядкам без всякой Купчи, и документы на право владения Черкесом Хут он Могукоров Демтирову не выдавал...".
У горских греков аулов Эдипсукай 1-ый и 2-ой тоже имелись крепостные, как минимум вплоть до января 1866 г., когда был составлен "Список семействам Греков проживающим в Псекупском Округе, объявившим желание переселиться". К сожалению, мы не имеем сведений о сословной принадлежности жителей двух последних аулов, поэтому не можем судить о способе приобретения крестьян и о правах на них. Одно можно заметить сразу: количественно крестьян гораздо больше, нежели чем у "гривенцев". На наш взгляд, это может объясняться ситуацией "естественного" (нормального) существования греков в исконно черкесском ауле, а не во вновь образованном на российской земле, ведь при переходе через границу многим грекам приходилось оставлять своих крепостных в Закубанье. К тому же, кроме крестьян, встречается случай еще одной категории зависимого населения — унаут: вдова Восаб 20 лет у грека Хурая Девтерова. Всего же в Эдипсукае 1-ом насчитывалось 35 человек крестьян (17 мужчин и 18 женщин), в Эдипсукае 2-ом — 5 человек (1 мужчина и 4 женщины).
Очень трудно предположить, хотя и этого нельзя исключить полностью, что на северо-западном Кавказе, в силу его периферийности, в обеих группах сохранились какие-то реликтовые формы социальной жизни. Скорее всего они переняли нормы своей организации, ее код, у соседей адыгов, если только не связаны с ними еще более тесной генетической связью .
По крайней мере, часть "дворянских" семей среди закубанских греков могла сформироваться в результате отношений аталычества между ними и адыгскими пшиуорками.
Горская феодальная знать отдавала своих детей на воспитание в семьи купцов — греков. Благодаря установившимся таким образом аталыческим связям воспитатели получали особые права, в том числе большие привилегии в торговле.
Итак, после описания, даже такого поверхностного, перед нами предстает очень своеобразная этническая общность: с осознанием собственной идентичности и с полнейшим отсутствием этнически маркированных элементов культуры, включая язык.
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?