Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История в лицах » МАГОМЕД-АМИН - НАИБ ШАМИЛЯ В ЧЕРКЁСИИ - часть I

МАГОМЕД-АМИН - НАИБ ШАМИЛЯ В ЧЕРКЁСИИ - часть I

МАГОМЕД-АМИН - НАИБ ШАМИЛЯ В ЧЕРКЁСИИ - часть I
История в лицах
zara
Фото: Адыги.RU
02:26, 11 июль 2011
9 102
0
В 1998 год исполняется 180 лет выдающемуся соратнику и сподвижнику имама Шамиля - Магомед-Амину", с деятельностью которого связана новая и яркая полоса в истории народов Западного Кавказа в их народно-освободительном движении 1840-50-х годах против царизма. Без преувеличения, по была уникальная личность в истории Кавказа. Как писал еще в 1860 году царский генерал и историк Николай Карлгоф «из последних деятеле» падшего уже на Кавказе мюридизма особенное внимание заслуживает и по справедливое™ должен занимать первое после Шамиля место Магомет-Амин... он не может быть посгавлен наряду с другими его наибами, а на него должны смотреть как на особого политического деятеля»
МАГОМЕД-АМИН - НАИБ ШАМИЛЯ В ЧЕРКЁСИИ - часть IВ 1998 год исполняется 180 лет выдающемуся соратнику и спод¬вижнику имама Шамиля - Магомед-Амину", с деятельностью которого связана новая и яркая полоса в истории народов Западного Кавказа в их народно-освободительном движении 1840-50-х годах против царизма. Без преувеличения, по была уникальная личность в истории Кавказа. Как писал еще в 1860 году царский генерал и историк Николай Карлгоф «из последних деятеле» падшего уже на Кавказе мюридизма особенное внимание заслуживает и по справедливое™ должен занимать первое по¬сле Шамиля место Магомет-Амин... он не может быть посгавлен наряду с другими его наибами, а на него должны смотреть как на особого полити¬ческого деятеля».1 Посланный Шамилем на Западный Кавказ, он в течение 11 лет (1848-1859 гг.) руководил горцами в борьбе против колониальных захватчиков. К сожалению, научных исследований об этом выдающемся предста¬вителе партизанской борьбы горцев до обидного мало. Что же известно на и о нем до назначения его Шамилем своим наи¬бом в Черкесию? Согласно собствен неручно написанной автобиографии Магомед-Амина, он родился в дагестанском селении Гонода (Honoda) Андаляль-ского союза сельских огщин (нынешнего Гунибского района РД - A.M.) В 11-летнем возрасте он потерял отца, и «... скитался в качестве тельмиза»..." (ученика, студента) Первоначальное образование он получил у своего дяди Даитбека, а потом завершил образонание v знаменитого Абдурахмана (Согратлинско-го). Магомед-Амин был «хафизом», т.е. знал наизусть весь Коран.' В 17-летнем возрасте он становится мюридом Шамиля, «заняв влия¬тельное место среди его приверженцев,... пользовался доверием имама, был назначен наибом в борющуюся за свободу Малую Чечню,... но это назначение носило, вероятно, временный характер и имело подтекстом дальний прицел. Шамиль готовил в его лице человека, годного быть на правленным в нужное время к черкесам .. Магомед-Амин два года изучал предания, поверья, обычаи, религиозные верования, вообще образ жизни черкесов».4 Необходимо отметить, что Магомед-Амин был не первым посланцем Шамиля на Северо-Западном Кавказе. Первым наибом Шамиля среди черкесов был Хаджи-Мухамад.5 По¬сле его смерти Шамиль направляет в Черкесию Сулеймана-эфенди/' Од¬нако, второй наиб якобы изменил Шамилю, был подкуплен царским ко¬мандованием и выступил публично против Шамиля.' Однако, горцы Северо-западного Кавказа отправляли к Шамилю де¬путацию за депутацией с просьбой направить к ним наибов, способного стать предводителем их борьбы с самодержавием. Когда в 1848 году абадзехские послы прибыли к нему с просьбой о направлении к ним руководителем кого-либо из его приближенных, Ша¬миль, хотя кандидатура своего посланника была намечена им давно, уме¬ло и тонко имитировал несколько отказов, благодаря которым повторные просьбы послов создавали Магомед-Амину некоторые преимущества в будущем.* По другим данным, Шамиль оказался в затруднении при выборе кан¬дидатуры. Магомед-Амин предложил свою кандидатуру, шейх Джамалу-дин Казикумухский поддержал его и имам согласился, несмотря на воз¬ражения Амирхана Чиркссвского.9 Переезд Магомед-Амина был осуществлен с соблюдением всех воз¬можных мер предосторожности, и в 1848 году он прибыл «... за Кубань, скрытый в арбе, наложенной разными товарами, и неожи¬данно появился за Лабою». 0 Прибытие Магомед-Амина в Черкесию в 1848 году подтверждается и рапортом ген.-м. Ковалевского ген.-Л. Завадовскому от 17 января 1849 года." В народной памяти сохранились рассказы черкесов - старожилов о прибытии Магомед-Амина в Адыгею. Первыми беспрекословное свое подчинение и верность Магомед-Амину изъявили абадзехи. из числа которых наиб сформировал себе гвардию («муртазсков»). «Мохамед-Амин успел между горцами более своих предшественни¬ков, потому, что. во-первых, он действовал умнее их; во-вторых, он умел навести там ужас именем Шамиля.».11 Согласно автобиографическим данным, написанным Магомед-Амином по просьбе Казсм-Бска он «один среди черкесов, ездил с места на место, увещевая их к повиновению, чего и достиг: все они мне подчи¬нились и приняли присягу на покорность». 4 О своих достижениях Магомед-Амин письменно доктадывал и сво¬ему имаму. Население Закубанского края было разделено царскими властями на «мирное» и «враждебное». «Враждебными» к царизму считались: абадзе¬хи. шапсуги, убыли, и-большая часть натухайцев, а «мирными» - все ос¬тальные мелкие племена: бжедуги, темиргоевцы. хатукаевцы. егорукаев-цы. махощевцы. урупские (беглые) кабардинцы, бесленеевцы. башилба-евцы, баракаевцы, шахгиреевцы, кизнлбековцы, баговцы. медовеевцы. и джигеты. Все вышеперечисленные племена относятся к адыгейской (черкес¬ской) или абхазской группе: кроме убыхов. не принадлежавших ни к тем, ни Другим Эти племена проживали «в пределах пространства, ограниченного течением Лабы от се верховьев до впадения ее в Кубань, низовьем по¬следней реки и берегом Черного моря от устья Кубани до пределов вла¬дения абхазского».16 На состоявшемся в конце января 1849 года народном собрании абад-зехов «шейх Магомед-Эмин» как его стали величать, зачитал собрав¬шимся письмо Шамиля, в котором черкесам предписывалось подчинить¬ся новому наибу. Собрание одобрило, подтвердило решение имама. Утвердившись у абадзехов, Магомед-Амин направил воззвание к другим племенам черке¬сов. В течение всего 1849 года он непреклонно шел к достижению своей цели: преодолевая при этом сопротивление дворян и тохов Политическая программа наиба в ранний период его пребывания з Черкесии ориентировала на подготовку вооруженного отражения цар¬ских военных отрядов, прекращение всех форм сношений с русских военных крепостей, для чего он усиленно внедрял среди черке¬сов шариат: сохраняя и развивая институты «хаджиретов». созданных еще его предшественниками. Он усилил свои позиции тем, что учредил суды, издал законы и создал постоянное войско. Только в 1849 году Магомед-Амин совершил 101 набег на линии рус¬ских укреплений.1' Признание власти наиба шло триумфально, и к середине 1849 года он утвердился среди черкесов настолько, что решил силой склонить на свою сторону «мирных», «покорных» России черкесов 5 июня 1849 года он повел крупный отряд на земли тсмиргоевцев и сгорукаевцев, которые признали его власть. ИА примеру 8 июня последо¬вали махошевцы. Такое же намерение бесленеевцев было сорвано чрезвычайными ме¬рами начальства правого фланга Кавказской линии Дело в том. что до прибытия Магомед-Амина в Черкесию «не только вес народонаселение... но и ни одно m племен никогда не составляло связного политического тела.... не было никаких правительственных уч¬реждений, общественных властей и гражданской связи»1". - т.е. наиб) Шамиля предстояло создать гос\дарство черкесов, и в этом деле Маго¬мед-Амин копировал действия своего имама в Дагестане. Как известно, одно из требований ислама состоит в установлении со¬циального равенства между мусульманами, что в условиях антагонисти¬ческих обществ придавало этому учению революционную направлен¬ность. Упрочив свою власть. Магомед-Амин начал проповедовать идеи ра¬венства мусульман, а затем и добиваться отмены рабства и феодальной зависимости крестьян, что вызвало недовольство феодалов-черкесов И все же упрочение позиций позволило ем) весной 1851 года при¬ступить к решению «сверху» ключевой социальной проблемы адыгов -освобождению рабов-м\сульман. о чем он возвестил публично. Политика поддержки наибом свободного и независимого крестьянства вела к отхо¬ду от него социальных верхов. Так дворяне убыхов и прибрежных шап¬сугов стали видеть в Магомед-Амине врага. - наравне с наступающими отрядами царизма. В связи с таким положением, царская армейская верхушка пыталась внести раздор между Магомед-Амином и его соратниками.19 Бывшие же рабы боготворили Магомед-Амина за свое освобожде¬ние. Магомед-Амин также повел решительную борьбу против постыд¬ного обычаи - работорговли среди черкесов. Прочно твердив свое влияние, наиб проводит в Чсркссии ряд ре¬форм по образцу тех, которые уже были проведены в Дагестане Шами¬лем Вся территория западной Адыгеи делится на участки. В каждом уча¬стке создастся «махкама» (орган управления),21 состоящий из пяти вы¬борных лиц под председательством эфенди (духовного лица), который назначается Магомед-Амином лично Решению этого Совета подлежали все дела: как светские, так и духовные. Каждый участок обязан был выставлять по 100 всадников, состав¬ляющих постоянное войско наиба и в случае всеобщей мобилизации яв¬ляющихся кадрами, вокруг которых форм провались новые части Содер¬жались эти кадры за свой счет, и только личное влияние и авторитет Ма¬гомед-Амина могли в таких условиях сохранять в войсках необходимую дисциплину и порядок. Таким образом, реформы внесли в страну здоро¬вый государственный дух. Горцы выступали теперь против царских войск под главенством единого военного и духовного вождя Магомед-Амина. С крупными военнлми действиями против русских Магомед-Амин не спешил. Наиб выстулал против русских войск небольшими партизан¬ским отрядами, ограничиваясь пока что мелкими операциями. Сначала необходимо было укрепить внутреннее положение в стране Поэтому борьба шла, прежде всего, за отторжение так называемых мир¬ных племен, чтобы соединить их против русских войск.22 В течение всей первой половины 1850 года горцы Северо-Западного Кавказа нанесли чувствительные поражения русским войскам, особенно в местных ущельях Верхнего Уруна и его притоках.23 По приказанию Магомед-Амина черкесы в пределах Черноморской береговой линии непрерывно нападали на укрепления и форты Зная Магомед-Амина как одного из талантливых полководцев в ар¬мии Шамиля, видя проявления его организаторских способностей на но¬вом поприще, результатом которых было объединение дотоле разрознен¬ных адыгейских племен, русское командование видит в его лице грозного и мощного врага и оно начинает зорко следить за каждым его шагом. Летом 1850 года среди черкесских атемен распространилась прокла¬мация Шамиля, в которой он призывал к «Джихаду - священной войне против «гяуров».24 Чтобы не дать возможность окончательно усилиться опасному врагу, русское командование стягивает на западный фронт военных действий многочисленные военные части и весной 1851 года переходит к актив¬ным широкомасштабным операциям, и 26 мая этого же года бой с пре¬восходящими русскими силами у горы Умна оканчивается для Магомед-Амина неудачей. Спустя некоторое время неудачей заканчивается и сра¬жение с отрядами Эристова. Короткий срок его пребывания в Черкесии не позволил наибу надле¬жащим образом реорганизовать свои отряды и улучшить технику борьбы так чтобы успешно выдерживать сражения с крупными войсковыми со¬единениями противника, превосходящими его войска и численностью и вооружением.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)