Статьи / История / 12 марта 2015

Магомед-Амин объединил черкесские племена

«Обладая суровым характером, замечательной энергией, VMO.NI и ор¬ганизаторским характером, он медленными, но твердыми шагами шел к намеченной цели - создать религиозно-политическое государство и са¬мому стать во главе его подобно Шамилю».4 Магомед-Амин был первый деятель в Закубанском крас, котором} удалось соединить в одно целое многочисленные племена от Лабы до Бзыби. Это удалось осуществить Магомед-Амину потом}, что царизм эко¬номически разорял, и политически унижал многочисленное свободолю¬бивое горское население Северо-Западного Кавказа Черкесы ненавидели царизм за то. что они были оттеснены им с при¬вольных земель и пастбищ, за то, что их аулы были сожжены, разорены. Магомед-Амин, как политик, оценил это положение, как благоприят¬ствующее для объединения горцев Северо-Западного Кавказа в борьбе против царизма. «Таинствснносгь. которою окружил себя Магомед-Амин, увлека¬тельная речь, гордый и повелительный тон с окружающими его старши¬нами, муллами и эфендиями. приветливое и ласковое обращение с наро¬дом, обещания лучшей будущности - все это произвело на абадзехов впе¬чатление обаятельное»."1 Реформированный мюридизм Шамиля в искусных проповедях орато¬ра Магомед-Амина («Златоуста») делал свое дело. «От слияния религии с политикой произошло то. что имя мусульма¬нина стало уже решительным выражением политического образа мыслей и независимости горцев от русского правительства..».. Простой народ - «тхвохотли» - был основной социальной и полити¬ческой силой, на которой была основана государственная система Маго¬мед-Амина. В состав «религиозно-политического государства Мухаммед-Эмина входило пространство, ограниченное течением реки Лабы от ее верховьев до впадения се в Кубань, низовьев Кубани и Черноморской прибрежной полосы вплоть до самой Абхазии и Сванстии. В 1852 году агенты Му¬хаммед-Эмина побуждали даже к восстанию жителей высокогорной страны Сванстии».'"' Магомед-Амин, опираясь на простой народ (тхво.хотлей). духовенст¬во. - провел в подвластной ему территории Северо-Западного Кавказа военно-гражданские преобразования. Его рассматривали, как «единственного человека, который мог бы сделать что-нибудь для своего наро¬да».47 Все подвластное ему население он разделил на участки по 100 дворов в каждом. В свою очередь, каждый участок подразделялся на 5 отделе¬ний. Низшей ячейкой по-прежнему оставалась аульская сходка. Община пользовалась правом избирать старшин. Во главе отдельных участков стояли начальники - старшины (или наибы), которые назначались Магомед-Амином. Во главе отделений стояли также назначенные Магомед-Амином «муртазеки» - воины, последователи мюридизма: «Мухаммед-Эмин, утвердясь окончательно между абадзехами, и вы¬строив почти на всех значительных речках «мягкемс»... безусловно, вла¬ствует над народонаселением, которое, ценя выгоды, приобретенные с введением нового порядка вещей, совершенно покорилось его властн...».4* Действительно, Магомед-Амин стремился устроить при каждом уча¬стке ««мягкеме»» («махкама» - судебное управление), состоявшее из пя¬ти выборных от общества старшин под председательством эфендия, на¬значаемого лично Магомед-Амином. Как правило, главой ««мягкеме»» назначатся муфтий, он же являлся начальником округа, и при нем состоял совет из трех кадиев. При каждом ««мягкеме»» была мечеть, мусульманское духовное училище (медресе), тюрьма, помещение для судей, муфтия, конной стра¬жи, конюшни, провиантского магазина. В ««мягкеме»» также собирались м>'ртазеки, происходили народные собрания. На содержание муртазеков жители окрестных аулов приносили в ««мягкеме»» по 15 фунтов пшена и по два круга сыра.4 Количество ««.мягкеме»» изменялось в зависимости от успехов Ма¬гомед-Амина в борьбе с царизмом. В ««мягкеме»» суд совершался по нормам шариата: «лазутчиков ли¬шали жизни, ворам отсекали руки, ослушников воли наиба, противников мюридизма и наших приверженцев сажали в ямы...».50 Магомед-Амин «с удивительной легкостью» своим судом по шариату примирял отдельные племена, которые находились в состоянии враж¬ды51 Общее, единое руководство всеми этими «мягкеме» осуществлялось лично Магомед-Амином.52 Для упрочения своей централизованной власти Магомед-Амин соз¬дал собственную резиденцию на реке Белой, ниже так называемого Ка¬менного моста, считавшегося у горцев какой-то недоступной твердыней, и расположенного у самого схода в отвесное скалистое ущелье, по кото¬рому была пробита тропа в Даховское общество.5' Численность постоянного войска Магомед-Амина достигла несколь¬ких тысяч человек. По исчислениям русских офицеров возможный воен¬ный потенциал армии Магомед-Амина составлял SO (ЮО человек.54 Обеспечением войск Магомед-Амина занимался Барасбий, назначен¬ный наибом в «мягкеме» на реке Псекупсе. В своем распоряжении Магомед-Амин имел, помимо личной охраны, в одной Абадзехии 252 духовных лица и 3 тысячи отборных джигитов. Это позволяло ему с изумительной быстротой переноситься с одного места на другое и личным присутствием возбуждать в горцах небывалое единодушие в войсках - энтузиазм к газавату. Магомед-Амин ввел у себя артиллерию и «торжественно возил за со¬бой орудие в тех случаях, когда возбуждал какое-то племя на соединение с собою». Порох, ружья, свинец ему доставлялись контрабандным путем,57 а продовольствием, на случай военных действий, он обеспечил свою ар- 58 мию. «С дезертирами русскими шейх обращался очень ласково и хорошо содержал их, чтобы тем увеличить число побегов русских солдат».59 Магомед-Амин также определил «меру постоянных податей среди подвластных ему племен»,60 но состоятельные тохи Шапсутии и земли натухайцев не вносили налогов со своих доходов. Более того, они не признавали власти Магомед-Амина и вели против него борьбу. Для лучшего сообщения с Черноморским побережьем Магомед-Амин предпринял ряд мер по прокладке дорог, мобилизовав для работ местное горское население.61 Наиб Шамиля ввел сильные ограничения в торговле с русскими. Не¬довольные этими ограничениями говорили, что у них от бессолья бороды сыплются.6" Внутреннюю политику Магомед-Амин осуществлял при помощи Со¬вета старшин и муфтиев. Власть Магомед-Амина была ограничена этим Советом.63 Близкие сподвижники и соратники Магомед-Амина пользовались уважением среди своих племен. Для решения важнейших вопросов Магомед-Амин собирал «Великий Совет», как правило, вызывал от каждого племени знатных и мудрых старейшин - по 2 старейшины и 1 мулле с каждой сотни дворов. '5 Помимо самого Магомед-Амина, в состав «Великого Совета» входи¬ли 40 человек.66 На этих совещаниях вырабатывачись и обсуждались вопросы внут¬ренней и внешней политики, гражданские, военные и социально-экономические преобразования, тактика ведения военных действий с русскими войсками. На этих же совещаниях обсуждался вопрос о строгом проведении шариата и об отношении к различным сословиям отдельных черкесских племен - князьям, дворянам, тхвохотлям и рабам. Отношение Магомед-Амина к князьям и дворянам было недруже¬любное. Более того - ок против них вел борьбу, а представители сильных аристократических партий открыли кампанию против власти «безродно¬го пришельца», «дагестанского пастуха», который посягал на их права и привилегии. Однако известно, что Магомед-Амин являлся потомком казикумух-ских шамхатов, которые вынуждены были бежать в 1681 голу к аварцам, в результате смуты, происшедшей с двоюродным братом - Сурхаем, за право унаследования ханского титула умершего Казикумухского хана Магомедхана6' Один из сыновей Магомед-Хана - Гунашхаи, ранив Сурхай- хана, прибыл в селение Гонода, прожил там 16 лет, умер и похоронен там же. Магомед-Амин является потомком Гунашхана. Магомед-Амин, хотя сам тоже являлся потомком Казикумухеких ха¬нов, в первые же годы своего появления в Черкессии, по отношению к черкесским князьям и дворянам проводил политику своего Имама, кото¬рый был беспощаден к изменникам - бекам и ханам. Освобождая рабов, уничтожая наследственную власть, уравнивая все сословия. Магомед-Амин унижал значение черкесских князей и дворян, что привлекало к нему массы простого народа.69 Князья и дворяне плели против Магомед-Амина заговоры, поджигали ««мягкеме»».70 Магомед-Амин иногда заигрывал с аристократией: руководствуясь политическим расчетом, он для привлечения на свою сторону дворян, поднятия собственного престижа среди адыгов, и получения средств для раздачи низшим классам, женился на сестре темиргоевского князя Бола-токова.71 Среднее сословие - твохотли и простой класс были полностью преда¬ны Магомед-Амину. Будберг писал кн. Воронцову, что «Мухаммед-Эмин находит сочувствие в народе».'2 «Мюридизм, проповедующий равенство, особенно расположил я пользу Мухаммед-Эмина довольно многочисленный ктасс подвластных и рабов, видевших в нем провозвестника своего скорого освобождения». 3 Николай Карлгоф также указывал, что «более же всех сословий пока¬зывало к нему сочувствие подвластные и рабы, которые не без основания ожидали от него своего освобождения».7"скачать dle 12.1
Загрузка...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031