КОРОЛЕВА ИГРИЩ - ПШЪАШЪЭ ДАХ

КОРОЛЕВА ИГРИЩ - ПШЪАШЪЭ ДАХ

КОРОЛЕВА ИГРИЩ - ПШЪАШЪЭ ДАХПрисутствие на игрище самых знатных, умных и красивых девушек округи считалось обязательным, во всяком случае,—весьма желательным условием. Они были настоящим украшением торжества. Понятно также, что, радуя глаз мужчин и женщин, стариков и детей, эти красавицы в немалой степени способствовали формированию и поддержанию праздничного настроения: в будни такого созвездия нарядных и красивых девушек невозможно было увидеть нигде.
Следует обратить внимание еще на один, особый момент. Красота и шире — гармония были составной частью не только внешней, но и внутренней формы игрищ. Они были призваны способствовать правильному, удачному переходу группы из одного состояния в другое, что, в сущности, составляло сверхзадачу игрища. С этой точки зрения наибольший интерес представляет даже не столько сама традиция выбора первой красавицы игрищ — пшъашъэ дах, сколько та функция, которая затем на нее возлагалась. Согласно сценарию шапсугских игрищ, она (в паре с вожаком танца) возглавляла последний, заключительный круговой танец, то есть почти в буквальном смысле слова пролагала для группы путь к удаче.
В Бжедугии выбор красавицы был обставлен особенно торжественно и пышно. Это было великолепное зрелище, напоминавшее во многом современные конкурсы красоты. Оно приурочивалось неизменно к последнему дню игрищ, когда все присутствующие уже составили определенное мнение о девушках, достойных получить столь высокое звание. Главным арбитром был совет старейшин. Посовещавшись между собой, они называли несколько кандидатур и сообщали об этом хатияко. Хатияко становился в центр плясового круга и громогласно объявлял эти имена, девушки-распорядительницы (пшъашъэ хьэтияк1о) выводили названных претенденток поочередно в круг для общего обозрения. Бывало, хотя и очень редко, что кто-либо из толпы предлагал ввести в круг еще одну девушку. Мнение публики, особенно пожилых женщин, при этом тоже учитывалось.
Под звуки специального марша все участники игрища еще раз внимательно рассматривали девушек, чтобы выбрать одну, самую достойную. Ясно, что оценивался целый комплекс свойств каждой из претенденток на столь высокое звание: черты лица, белизна кожи, совершенство фигуры, богатство и красота нарядов, умение держаться на людях, а также, безусловно, искусство танцевать и петь. Словом, тут все имело значение, и подчас решающее.
Жители адыгейских аулов близ Краснодара рассказывают, что на знаменитом «Автоном джэгу» в 1926 году чаша весов склонялась сначала в сторону дочери Дысатын из Нового Бжегокая — девушки неописуемой красоты. Но затем ее кандидатура была отклонена по двум веским, по понятиям адыгов, причинам: волосы девушки были слегка подрезаны, а платье слишком коротко; и то, и другое не укладывалось в традиционное представление о совершенстве внешнего облика девушки. В итоге предпочтение было отдано Ачмиз Хайшет из аула Хаштук.
И все же при прочих равных условиях решающее значение имела природная красота девушек. Не случайно, чтобы зрителей не ввел в заблуждение макияж (пудра, румяна, подведенные сурьмой брови), девушек заставляли умыться. Судя по сообщениям информаторов, в начале века у бжедугов это был едва ли не обязательный компонент рассматриваемой церемонии. Вот что рассказывает об этом Хутыз Ханмелич: «Через некоторое время после того, как меня и несколько других девушек вывели в центр круга, нам предложили умыться.
В круг вошел двоюродный брат жениха, выполнявший роль распорядителя танцоров (к1алэ хьатияк1о). В руках у него были кувшин с водой, мыло; на плече висело полотенце. Все это было передано девушкам - распорядительницам, и нас всех попросили умыться с мылом, что мы и сделали. После этого всех нас вновь осматривали старейшины и с ними хатияко; совещались еще некоторое время. Наконец хатияко подошел к нам с красивым знаменем в руке (пчыпа1о) и поставил его (всадил в землю) рядом со мной. Это означало, что я стала королевой красоты». Вслед за этим другие девушки покидали круг. Оставалась в центре лишь та, что была признана лучшей из лучших. Слева и справа от нее пристраивались девушки - распорядительницы и стояли, почтительно поддерживая королеву под руки. В честь избранницы народа музыканты играли с особым подъемом марш. Толпа ликовала, слова восхищения красотой девушки и одобрительные возгласы людей тонули в грохоте сотен выстрелов. Предоставив толпе возможность выразить таким образом свои эмоции, хатияко через несколько минут движением жезла устанавливал полную тишину и громко объявлял имя девушки, имя ее отца, название аула, в котором она живет, высказывал целый ряд добрых пожеланий самой девушке, родителям, ее воспитавшим, а также всему их славному роду. В ответ королева красоты могла высказать людям слова благодарности за оказанную ей честь, а также пожелать им здоровья, счастья, долгих лет жизни.
По окончании этих церемоний хатияко приглашал в круг одного из самых искусных и красивых танцоров, способных составить пару королеве красоты. Звучала мелодия быстрого загатлята, выстрелы джигитов огла- шали округу. Восторг публики достигал высшей точки. Танец доставлял особенно большое удовольствие всем присутствующим: это был танец королевы красоты. Чтобы лучше представить атмосферу и некоторые другие тонкости конкурса красоты, сошлемся на воспоминания 88-летнего Зарамук Идриса из аула Понежукай. В 1914 году в двенадцатилетнем возрасте он стал свидетелем выборов королевы красоты на семидневном игрище Хаджуко Кербеча из рода Чичей. Вот выдержка из его рассказа: «Вывели в круг пять претенденток на звание королевы красоты: двух дочерей Анчок Хаджибеча из Ассокалая, дочь Евтыха из Габукая, дочь Асоколоко из Нешукая и дочь Хатогужокохаджи из Понежукая. Некоторое время девушки - распорядительницы водили красавиц по кругу так, чтобы их можно было лучше рассмотреть. Затем послали братьев Баховых, Тутыжа и Хатажа, владевших лавкой, за новыми чашами для умывания. Вскоре они вернулись с чашами и принесли с собой также кувшины с водой, полотенца и мыло в мыльнице. В центре круга вбили столб, к столбу прибили планку, повесили на нее несколько полотенец, рядом поставили все остальное. Девушки-распорядительницы, поливая из чаши, помогли красавицам умыться, затем вместе с хатияко начали снова водить их по кругу. Старейшины никак не могли прийти к единому мнению, каждый отстаивал первенство девушки из его аула. Я слышал весь этот спор, пристроившись за спиной Хаджыбеико Заубеча, старика из нашего аула.
В конце концов первенство было отдано дочери Хатогужоко-хаджи из Понежукая (Хатогужоко Сафарбия). Насколько я понял, чаша весов склонилась в ее пользу лишь потому, что отец девушки был человеком богатым и влиятельным. На самом же деле самой красивой, ладной была из этих пятерых Гуашафыж — младшая дочь Хаджибеча Анчока из Ассокалая. Помню еще, как тогда один из всадников вошел на коне в круг и высказал лично Хаджыбеико Заубечу свое несогласие с решением совета. Но решение старших уже не могло быть отменено» .
Как видим, будучи демократичными по форме, выборы королевы красоты на деле зависели от целого ряда обстоятельств отнюдь не демократического свойства. Традиция выборов королевы красоты у бжедугов прервана. В послевоенное время, как отмечают информаторы, игрище лишилось этой важной церемонии. То же самое касается равнинных шапсугов.
В отличие от этого, в горной Шапсугии и по сей день без выборов королевы красоты не обходится ни одна свадьба. Правда, сама процедура выборов здесь значительно проще и жестче. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что отсутствует этап публичного, открытого выдвижения кандидатов. Все это, так же, как и принятие окончательного решения, берет на себя совет старейшин. Ни сами девушки, ни публика о ходе принятия решения ничего не знают. К концу игрища у старейшин уже складывается единое мнение, они сообщают об этом джегуако (хатияко), и тот громогласно объявляет имя девушки, на которую пал их выбор. Обычно публика беспрекословно соглашается с этим решением. Девушку выводят в круг и под пальбу из пистолетов и игру музыкантов вручают ей украшенный фундуком жезл — дэжъые бэщ . Затем в самом конце игрища она, как указывалось, возглавляет вместе с избранным вожаком кругового танца заключи- тельный удж — удж хурай. Что же касается критериев выбора королевы красоты, то они, практически, те же самые, что и у бжедугов.
В заключение хочется сказать следующее о шапсугских игрищах: звание королевы игрищ обычно отдают красавице из числа гостей, то есть девушке, прибывшей на праздник из какого-либо отдаленного аула. Очень часто в силу этого обстоятельства королевой игрищ избирают отнюдь не самую красивую девушку. Таковы издержки гостеприимства, которым всегда отличались адыги (черкесы).

По материалам: "Черкесское игрище" Б.Х.Бгажнокова, Нальчик 1991г.
ИА НатПресс Анна Кирикова ( г. Туапсе)шаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu