Где находятся корни рода Совмен?

Где находятся корни рода Совмен?

Где находятся корни рода Совмен?Многовековая и богатая на события история шапсугских аулов до сих пор в полной мере не изучена. Местные энтузиасты по крупицам пытаются восстановить факты и страницы прошлого своих населенных пунктов, сохранить для потомков свидетельства очевидцев, старожилов, ведут активные поиски исторических документов, письменных источников, позволяющих вписать в летопись наших селений новые славные вехи и достижения. А подобные изыскания зачастую приносят самые удивительные результаты… Осенью прошлого года во время широкого празднования юбилея аула Псебе от одного из сельчан, увлеченно рассказывавшего о родном селении, я услышал, что неподалеку отсюда, всего в паре километров, расположено местечко, которое псебинцы издавна называют "Сомен сап" ( "Шъэумэн тIысыпIэ"), что дословно можно перевести как "место поселения Совменов". Когда именно возник данный топоним, современное население аула точно уже не помнит. Известно лишь, что отсчет истории самого аула Псебе начинается, как минимум, с 1461-го года. Учитывая то обстоятельство, что долина реки Псебе в те времена была густо заселена, можно предположить, что это название тоже возникло несколько веков назад. Как свидетельствует история, до Кавказской войны на месте нынешнего Псебе, располагалось родовое имение Коблевых – аул Коблетам. В народе рассказывают, что один из потомков Коблевых показал священный дуб, который когда-то давно был посажен здесь первым основателем аула и рассказал, что отсчет истории Псебе нужно вести веком ранее от года женитьбы русского царя Ивана Грозного на адыгской княжне Марии Темрюковне, которое, как известно, состоялось в1561 году… Рамазан Ачох – директор сельского клуба аула Псебе, долгие годы собирающий материалы по истории села, рассказывает, что в годы Кавказской войны обозленное упорным сопротивлением, которое шапсуги на протяжении многих лет оказывали царским войскам, военное командование отдало распоряжение направить несколько вооруженных карательных отрядов в долины рек – их задачей было не просто усмирение непокорных горцев – полное уничтожение аулов. Известно, а этого не скрывали и сами участники рейдов, и историки, что адыгские селения уничтожались без какого-либо разбора или сожаления – приказы, что естественно, обсуждать было не принято, поэтому в ходе "зачисток" солдаты не щадили ни взрослых, ни детей… Не избежали трагической участи собратьев и 30 аулов, в то время располагавшиеся в долине реки Псебе. Из боевых сводок Адагумского отряда известно, что начало полному выжиганию этих селений было положено 1 декабря 1863 года, всего за полгода до окончания военных действий на Кавказе. Пройдясь огнем и мечом по долине, оставляя за собой на месте некогда многолюдных поселений одни только пепелища, военный корпус добрался до аула Совмен, который также был разорен и сожжен до тла. Об ауле Совмен сегодня известно немногое. Рассказывают, что находился он на правой стороне реки, в двух с половиной километрах от нынешнего Псебе. Небольшое селение располагалось на красивой поляне, неподалеку от него из скалы бил горный родник. Рядом с аулом, как это и было принято в адыгских селениях, находилось родовое кладбище Совменов. Гора с родником до сих пор называется "Шъэумэн икутыр". Спустя годы после махаджирства в Турцию в 1883 году 17 семей вернулись в родные места и возродили селение Псебе. Несколько семей Совменов, в свое время чудом сумевших избежать гибели, вместо бегства в Турцию были вынуждены перебраться на Кубань (сегодня наибольшее число шапсугов проживает в Тахтамукайском районе Республики Адыгея. – А.Н.). Первые возвращенцы Псебе рассказывали, что на месте аула Совмен они собственными глазами наблюдали пепелища от многочисленных жилищ, фрагменты фундаментов домов, сохранившиеся кое-где фруктовые сады, которыми некогда славился этот край… Со временем с лица земли исчезли и эти немногочисленные свидетельства трагической судьбы шапсугского селения Совмен. Остались, как рассказал Рамазан Ачох, только название местечка, родник, да некоторые фрагменты захоронений родового кладбища. Старожилы Псебе вспоминали, что в начале 20-го века в аул специально приезжала старушка, бывшая жительница аула Совмен, которая побывала на родном пепелище. Она, как рассказывала сама, была из числа тех переселенцев, что в свое время перебрались на Кубань, где и осталась со своей семьей. Молва гласит, что именно после общения с ней псебинцы уже твердо стали называть гору, родник и долину, где некогда находилось селение, "Шъэумэн Хэкужь" – "Родина Совменов"… Анзор НИБОшаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu