ЛЕГЕНДЫ РЕКИ ШАХЕ

ЛЕГЕНДЫ РЕКИ ШАХЕ
Литература
zara
Фото: Адыги.RU
00:56, 07 июнь 2011
7 777
0
Из всех местных водных артерий, река Шахе, бесспорно, является самой мошной и полноводной. Наверное, поэтому люди селились здесь с древних времён. Река Шахе в древности носила название Ахеунта, очевидно, в честь греков-ахейцев, прибывших сюда из далёкой Эллады. Посёлок Головинка (Шэхэпэкъал) находится рядом с морем. Всего в семи километрах от него вглубь гор расположен шапсугский аул Кичмай. Вообщем-то, кичмайских аула два по обе стороны реки Шахе. В честь того, что они находятся в долине этой реки, существует другое название - Шехечей. Собственно, Кичмай (К1ышмай), - это Большой Кичмай или Шехечей эшху. Он находится на правом берегу реки Шахе. Малый Кичмай носит также название Шехечей ц1ык1у. Существует также третий вариант названий этих аулов. Большой Кичмай находится на правом берегу реки. Это сторона солнечная, поэтому
ЛЕГЕНДЫ РЕКИ ШАХЕИз всех местных водных артерий, река Шахе, бесспорно, является самой мошной и полноводной. Наверное, поэтому люди селились здесь с древних времён. Река Шахе в древности носила название Ахеунта, очевидно, в честь греков-ахейцев, прибывших сюда из далёкой Эллады. Посёлок Головинка (Шэхэпэкъал) находится рядом с морем. Всего в семи километрах от него вглубь гор расположен шапсугский аул Кичмай. Вообщем-то, кичмайских аула два по обе стороны реки Шахе. В честь того, что они находятся в долине этой реки, существует другое название - Шехечей. Собственно, Кичмай (К1ышмай), - это Большой Кичмай или Шехечей эшху. Он находится на правом берегу реки Шахе. Малый Кичмай носит также название Шехечей ц1ык1у. Существует также третий вариант названий этих аулов. Большой Кичмай находится на правом берегу реки. Это сторона солнечная, поэтому местные называют его также Тыгъагъо, т.е. Солнечная сторона. Малый Кичмай зовут Тхакъо, т.е. Теневая сторона. Самое ближайшее к Большому Кичмаю селение на этом же берегу реки, носит всего одно, но очень интересное и загадочное название,- Ахинтам (Ахынэ там). Это село как бы предваряет легендарную тропу Ахына, пролегающую до самых верховьев реки Шахе. ЛЕГЕНДЫ РЕКИ ШАХЕС божеством Ахыном, покровителем скотоводства, у адыгов связано множество легенд и воспоминаний, так что можно сделать вывод о древности и особом почитании этого божества. Учёные до сих пор спорят о происхождении имени Ахына. Как водится в научных кругах, мнения по этому вопросу неоднозначны. Некоторые исследователи (Г.Ф.Турчанинов) считают, что Ахын (Ахун) - божество, заимствованное у древних греков — ахейцев. Греческое название Чёрного моря, - Понтос Ахейнос. Другие исследователи (М.А.Кумахов) полагают, что Ахын, - местное автохтонное божество кавказских горцев, в честь которого названа гора Ахун, возвышающаяся над Сочи. Интересно, что Ахын, - старинное кабардинское название Чёрного моря. Кто прав в этом споре, сложно разобраться. Возможно, что истина посередине. Пожалуй, что налицо симбиоз двух древних этнических групп в сочетании со взаимопроникновением религии и культуры. Таким образом, Ахын мог быть почитаемым как в более отдалённые эпохи, так и в поздние времена. Интересный факт, что культы, связанные с почитанием священных коров можно встретить у самых различных народов. От Великой священной коровы, дарительницы жизни, восприняли все коровы земного мира свою щедрость и доброту; силу и жертвенность. Священных коров почитали в Индии и Египте. Образ молочных рек, как изобилия всех благ, характерен для общеиндоевропейской традиции, признающей молоко священным напитком. Если же сравнить ведический, греко-римский и сходный ритуалу хеттов, упоминаемый в завещании императора Хаттусилиса, то везло присутствует обряд принесения в жертву богам избранной взрослой коровы. Вследствие сказанного, можно утверждать о религиозном и культурном сродстве между греками-ахейцами и хеттами-кавказцами. Учитывая всё это можно судить об архаике обычаев, бытовавших некогда на реке Шахе. На легенды, связанные с Ахыном и его священной коровой обращали своё внимание такие известные исследователи местной старины, как Л.И. Лавров и К.Х.Меретуков. За некоторыми нюансами, суть этих сказаний одна. Давайте попробуем на основе материалов здешних народных преданий реконструировать бытовавший на реке Шахе интересный древний обычай. Огромен, велик и богат был Ахын. Он имел страшный вид и носил овечью шубу шерстью наизнанку. Посох его пастуший был во сто саженей. Случалось, стоит Ахын на высокой-высокой горе; спустит свой посох; воткнет железный наконечник во дно долины и перепрыгивает на противоположную гору. Вот какие прыжки с шестом случались у нас на Кавказе в стародавние времена - сейчас уж не то. Измельчал нынче народ. А сколько коров и овец было в стадах великана Ахына? Не сосчитать и за год. Стада его покрывали все окрестные горы. Побаивались люди грозного великана, однако, любили и почитали, как своего заступника. Времена то были суровые. Дикие волосатые люди - мезитли по лесам-горам так и шастали, охотников пугали, отбирая дичь. По синему небу временами проносились огромные зелёные зубастые драконы. Схватят корову в свои когти и как не бывало. А в гнилых болотах временами заводились отвратительные крылатые змеи. Они наводили ужас на окрестные селения, чиня людям разные пакости. Случалось, обовьёт змей своими скользкими кольцами всё селение вокруг, так что ни проехать, ни пройти. Или реку запрудит: сиди и майся тогда без воды. Иной раз корову в выкуп запросит, а другой раз самую писанную красавицу ему в жертву подавай. Вот и прозвали эту тварь бляго. В этом слове наиболее очевидно проявилось семантическое сродство адыгского и русского языков. Ведь, признаться, чисто по-русски слово бляго тоже не означает ничего хорошего. Вот такой то «змей-горыныч» и поселился в болоте близ нынешнего аула Б.Кичмай в местечке, которое ныне называю Ахинтам. Что же было делать людям? Решили призвать на помощь своего заступника, богатыря Ахына, который пас свой скот на высокогорных пастбищах. Взял тогда храбрый Ахын самую жирную корову из своего стада и поспешил спрятаться в засаде, поджидая появления чудовища. Вскоре прилетел огромный крылатый змей. Обрадовался он корове, решив про себя, что это выкуп селян. Не долго думая, обвил жертву и давай душить се своими кольцами. Вот тут то и выскочил храбрый Ахын из своей засады да порубил змея на мелкие кусочки. Говорят, будто бы и сам он тогда скончался от яда дракона, проникшего в полученную им рану, да только вот разве может божество умереть? Во многих сказаниях Ахын погибает, но затем вновь восстаёт, словно Феникс из пепла. А вот селение и священную рощу, бывшую здесь когда-то, так и назвали в честь этого подвига - Ахинтам. Старожилы и доныне показывают равнину на южной окраине села Ахинтам. Раньше там было болото, в котором в те далёкие времена обитало это довольно своенравное чудовище. Собственный корреспондент ИА НатПресс (г. Туапсе) Анна Кирикова
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)