Встреча в редакции газеты "Советская Адыгея"

Встреча в редакции газеты "Советская Адыгея"

Встреча в редакции газеты "Советская Адыгея"После премьеры в Майкопе кинофильма «Черкесия. Чужбина» гостями нашей редакции стали известный российский тележурналист Ю.Г.Краузе и продюсер фильма А.Н.Нагаплев. Беседа с ними касалась не только нового фильма, но и состояния отечественной кинодокументалистики, в частности, этнического кино, межнациональных отношений в России.

Юрий Геннадьевич Краузе родился в 1936 году в Уфе. Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии. Однако свой жизненный путь связал с журналистикой. Он работал корреспондентом Центрального телевидения СССР. С 1974 года был ведущим еженедельной программы «Человек и закон». Возглавлял эту программу в течение 20 лет. С 1996 года Ю.Г. Краузе создавал сценарии для известной криминальной телепередачи «Документальный детектив» и даже был ведущим ряда ее серий, вел известные телепередачи «Приговоренные пожизненно» и «Пожизненно лишенные свободы».

Аскарбий Нохович Нагаплев родился в 1954 году в ауле Ходзь Кошехабльского района. Учился в Воронежском политехническом институте по специальности экономика и организация машиностроения. 15 лет работал на заводе «Станконормаль». Окончил Майкопский государственный технологический институт по специальности государственное и муниципальное управление. Последние двадцать лет руководит фирмой «Аминат». Автор документальной кинотрилогии «Черкесия» (2007—2011 гг.). Член Союза кинематографистов России, лауреат кинофестиваля «Золотой минбар» (2009 г.) в Казани, основатель и руководитель кинокомпании «Черкесия-фильм».

— Фильм «Черкесия.Чужбина» стал одним из знаковых событий в культурной жизни Адыгеи, других регионов Кавказа, где проживают черкесы. С чем это связано, на ваш взгляд?

Ю.К.: Когда мы стали работать над этим фильмом вместе с Аскарбием и моим другом режиссером Вахтангом Евгеньевичем Микеладзе, я не предполагал, что произойдет настолько глубокое погружение в историю и культуру черкесов. В небольшом по сути фильме мы должны были уместить целую эпоху. Так сложилось исторически, что большая часть черкесского этноса оказалась за пределами родной земли. И тем не менее, многим из них удалось сохранить национальное самосознание, ощущение принадлежности к кавказской земле. Подобные моменты очень знаковы сами по себе, а уж с учетом нынешней ситуации на Кавказе — тем более. Тема страдания людей, их тяга к корням своим, возрождению, духовному воссоединению с Родиной очень актуальна.

А.Н.: Мы снимали фильм в странах Ближнего Востока, где сегодня живут черкесы, и меня потрясло ощущение внутреннего единства нации. Это чувство пришло в процессе общения с соплеменниками, никогда не видевшими Родины-Хэкужъ. Мы не чувствовали, что между россиянами и диаспорами тысячи километров и полтора столетия разлуки. Казалось, народ был обречен на полное исчезновение, но он выжил, и цель картины — показать, что стержень этноса не был сломлен, он живет и развивается. Эти эмоции мы и хотели передать тем, кто будет смотреть этот фильм. Думаю, что цели мы достигли, судя по зрительскому интересу.

— Насколько подобные фильмы могут изменить отношение всех россиян к Кавказу, его истории и многонациональной культуре?

Ю.К.: Работая над этим и другими фильмами на кавказскую тематику, мы поняли, что это важнейшее дело сегодня, когда все чаще слышишь разговоры о том, что нас разъединяют чуть ли не в цивилизационном противостоянии. Все наносное сразу меркнет, как только глубже начинаешь узнавать народы, живущие здесь, их культуру, традиции, понимаешь, что все это достояние не только черкесов, но и всех россиян. В данном случае обращение к черкесской истории, ее тяжелым страницам необходимо для лучшего понимания людей, переживших трагедию. Не зная этого, можно совершить какие-то ошибки, которые могут повлечь за собой большие проблемы. Но к подобным темам нужно подходить вдумчиво, чтобы не дать повод различным «радетелям» вовлечь всех нас в противостояние, связанное с историческими обидами. Это меньше всего нужно самим черкесам.

А.Н.: В последние десятилетия, когда начался рост национального самосознания у большинства народов России, в том числе и у русского, многие обыватели стали больше интересоваться собственными корнями, культурой, обычаями. То есть возрождать свою историческую память, что не может не радовать. Но вместе с тем пошел процесс замыкания этнических общностей. С утратой советской идеологии исчез объединяющий стержень, а отсюда один шаг до отчуждения, непонимания между народами.

Сложилась парадоксальная ситуация: Россия — многонациональная страна, но общенациональной идеи, хотя бы в форме лозунга «Единство в многообразии», так и не появилось. И одна из причин, как я считаю, то, что при всей открытости информации обычные люди меньше стали знать друг о друге. В ходу стереотипы, журналистские штампы. Например, та же фраза «лицо кавказской национальности». А ведь для некоторых открытие, что Кавказ многолик, разнообразен и здесь люди хотят жить в мире и согласии. А экстремизм и терроризм, насаждаемые радикальными религиозными течениями, корнями уходят на запад.

Нас все время бросает в крайности — от примитивного шовинизма до «общества одинаковых лиц». А нам, как воздух, нужна золотая середина, чтобы толерантность была не только на бумаге, но и в реальной жизни. Толерантность — это взаимоуважение, а откуда ему взяться, если люди сегодня очень мало знают друг о друге, живя в плену стереотипов.

— Почему образовательным, просветительским программам, этническому кино так трудно пробиться на телеэкран? Сравнение с советскими временами, увы, не в пользу сегодняшнего дня.

Ю.К.: Это очень больная тема. Документалистика, кино- и телепублицистика вообще, а региональная и национальная тем более, оказались невостребованными, «неформатными» для современного телевидения, которое сейчас стоит на трех китах: новости, сериалы и развлекательные передачи подчас сомнительного качества. И мы сами порой не понимаем, почему так происходит, когда государство провозглашает патриотизм стержнем политики, но позволяет формировать идеологическую составляющую на телеэкране людям, весьма далеким от этого понятия. Все-таки скажу об этом с болью: сейчас идет просто оболванивание людей. Я считаю, что есть силы, в том числе и внутри страны, которым это на руку. Им так удобнее и выгоднее.

— Какую роль может сыграть черкесская диаспора в развитии Кавказа, России?

А.Н.: Если государство повернется к ней лицом, то это будет только на пользу России. Страна может получить сильное пророссийское лобби не только в странах Ближнего Востока, но и Европы. Черкесы умеют быть благодарными. Маленький штрих: черкесы Турции одними из первых поддержали Российскую Федерацию в период грузино-осетинского конфликта. В большинстве своем диаспора воспринимает Россию своей Родиной, поскольку она и есть историческая Родина. Но нужны и встречные шаги. А диаспора к такому диалогу готова, это мы видели на каждом шагу при съемках фильма.

— Что вас больше всего заинтересовало при знакомстве с черкесской культурой?

Ю.К.: Приятно удивило, что, несмотря ни на что, народные традиции, обычаи здесь сохранились. И не в музеях, книгах, а в реальной жизни. Сохранилось то, что называется душой народа. А это очень ценно. И черкесы, и другие народы Кавказа могут дать очень положительный пример всей России. Так как эти ценности универсальны и в них нет ничего такого, что не должно быть присуще современному культурному, духовному человеку. Сегодня для многих из нас наступило время собирать камни. Только через взаимопонимание лежит наш общий путь в будущее.

Беседовал Александр ДАНИЛЬЧЕНКО.
Фото Аркадия КИРНОСА.
Газета "Советская Адыгея"скачать dle 12.1
Загрузка...
Добавить Комментарии (0)

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu