Адыгагъэ

Адыгагъэ
Культура
zafe
Фото: Адыги.RU
01:48, 15 январь 2020
6 188
0
Адыгство (Адыгагъ, Адыгъагъэ, имеется аналог у абхазо-абазин - Апсуара) как компонент традиционной соционормативной культуры В 30-х годах позапрошлого столетия англичанин Э. Спенсер после близкого знакомства с Черкесией и черкесами высоко и не без удивления отозвался об устройстве адыгского общества. ''Можем ли мы не восхищаться степенью цивилизации, которой достиг этот изолированный народ, и все это без каких-либо писаных законов, без каких-либо других регуляторов, кроме традиций их предков и песен их бардов" (Spenser 1855:192). Состояние общественных отношений в средневековой Черкессии поддерживалось за счет богатого опыта культурной самоорганизации аккумулированного в адыгском морально-правовом кодексе адыгэ Хабзэ и в адыгской этике - Адыгагъэ. Это две составные части традиционной соционормативной культуры адыгов-черкесов.
Адыгство (Адыгагъ, Адыгъагъэ, имеется аналог у абхазо-абазин - Апсуара) как компонент традиционной соционормативной культуры
В 30-х годах позапрошлого столетия англичанин Э. Спенсер после близкого знакомства с Черкесией и черкесами высоко и не без удивления отозвался об устройстве адыгского общества. ''Можем ли мы не восхищаться степенью цивилизации, которой достиг этот изолированный народ, и все это без каких-либо писаных законов, без каких-либо других регуляторов, кроме традиций их предков и песен их бардов" (Spenser 1855:192).
Состояние общественных отношений в средневековой Черкессии поддерживалось за счет богатого опыта культурной самоорганизации аккумулированного в адыгском морально-правовом кодексе адыгэ Хабзэ и в адыгской этике - Адыгагъэ. Это две составные части традиционной соционормативной культуры адыгов-черкесов.
В 50-60 годах прошлого века представление об адыгстве как этической системе, было закреплено в двуязычных (кабардино-черкесском и адыгейском) адыгско-русских словарях, а также в Толковом словаре адыгейского языка. Вслед за этим в 70-80-х годах появились публикаций, в которых можно найти более четкое и осмысленное толкование природы и функций адыгства.
Б. Бгажноков в своих работах даёт такое определение: Адыгство является механизмом системной интеграции адыгского общества, генерирующим нравственную силу и энергию этнического социума.
В конце 20 века вышли статьи и книги, в которых смысл и назначение данного института рассматриваются с философских и общесоциологических позиций (Ханаху, Цветков 1995; Ханаху 1997; Касландзия 1995). В них подчеркивается, что Адыгcтво - система исторически сложившихся духовно-нравственных моделей мышления и поведения, что эта система сопоставима с мировоззрением, образом или стилем жизни этнического социума. Выделяется и перечень важнейших социальных функций адыгства: коммуникативная, идентификационная, идеологическая, аксиологическая, воспитательная, мировоззренческая, когнитивная (Ханаху 1997: 50-51).
Иногда адыгство относят к числу структурных единиц адыгэ Хабзэ, что не соответствует действительности.
Адыгэ Хабзэ - морально-правовой кодекс, то есть общественный институт, в котором соединены в одно целое моральные (прежде всего этикетные) и юридические правила и установления. При этом идеологической базой синтеза или организационного единства обычного права и этикета является традиционная этика - Адыгагъэ. Адыгcтво придает нормам адыгэ хабзэ характер целерациональных программ и моделей социального действия, подчиняющихся единому, синергитическому в основе своей замыслу и плану.
Это означает, что в адыгэ Хабзэ нет и по определению не может быть норм, не подконтрольных адыгской этике, противоречащих ее принципам и идеалам. Наконец, из этого следует другой очень важный вывод: не обращаясь к природе Адыгагъэ, невозможно понять и во всей полноте представить специфику адыгэ Хабзэ.

©Адыги.RU
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)