Статьи / История / 20 марта 2016

Насильственное выселение адыгов и других народов Кавказа в Османскую империю

Насильственное выселение адыгов и других народов Кавказа в Османскую империюВ сложных условиях конца Кавказской войны началось выселение горцев со своей Родины в чужую страну - Турцию, что явилось итогом продолжавшейся более 100 лет военно-колонизаторской политики царского правительства. Пленение Шамиля в августе 1859 года и усиление военных действий против адыгов является началом их массового выселения.
Выселение горцев в Турцию имеет свои особенности и этапы. На первом этапе адыги (черкесы) переселялись в Турцию не-большими группами. Царская военно-административная власть, окончательно установленная к середине XIX века, приступила к проведению ряда реформ, вызвавших протест со стороны местной верхушки.
Насильственное выселение адыгов и других народов Кавказа в Османскую империю
В сложных условиях конца Кавказской войны началось выселение горцев со своей Родины в чужую страну - Турцию, что явилось итогом продолжавшейся более 100 лет военно-колонизаторской политики царского правительства. Пленение Шамиля в августе 1859 года и усиление военных действий против адыгов является началом их массового выселения.
Выселение горцев в Турцию имеет свои особенности и этапы. На первом этапе адыги (черкесы) переселялись в Турцию не-большими группами. Царская военно-административная власть, окончательно установленная к середине XIX века, приступила к проведению ряда реформ, вызвавших протест со стороны местной верхушки.
Учитывая это обстоятельство, царская администрация стала провоцировать выселение горцев.
В 1861году для отъезда в Турцию записалось 442 кабардинских семейства. Начальник Кабардинского округа, известный грузинский поэт В, В. Орбелиани - обеспокоенный этим обстоятельством, обратился к командующему войсками Терской области генералу Евдокимову с вопросом, что делать — ведь за ними может последовать «вся Кабарда». Отвечая на него, граф Евдокимов писал: *Не жалейте об уходе 442 семейств, но если бы их ушло явдвое больше, так от этого ущербу для края не будет... что касается до угрозы, будто уйдет все народонаселение, то если бы это и совершилось, оно... принесло бы большую пользу: мы бы освободились от к нам недоброжелательного народа».
В. В. Орбелиани вынужден был считаться с откровенно шовинистическими взглядами своего начальника. В результате в 1859-1861 годах в Турцию было выселено из Большой Кабарды более 10 тыс. человек. Начальник Терской области Лорис-Меликов через своих генералов организовал в 1865 году выселение в Турцию более 22 тыс. чеченцев.
Эту провокацию он осуществил, разъединяя Чечню и Дагестан казачьей линией по предгорной полосе от Владикавказа до Кумыкской плоскости. По этому поводу великий князь писал Лорис-Меликову: «...желаю полного успеха, чем дальше, тем лучше».
Вместе с чеченцами было выселено около 3 тыс. кабардинцев и 45 осетинских семейств.
Выселение адыгов Северо-Западного Кавказа происходило в два этапа: первый - в 1859-1862 годах, а второй - в 1863-1864 годах.
Насильственное выселение адыгов и других народов Кавказа в Османскую империюВ 1860 году была разработана политика, в соответствии с которой было решено прекратить «бесполезные экспедиции» в горы_и приступить к систематическому заеелению, этих.земель. казачьими станицами. Это необходимо,— писал Евдокимов,— чтобы ускорить «окончательное покорение Кавказа» с наименьшими издержками».

Чтобы ускорить выселение адыгов, 10 мая 1863 года была создана специальная комиссия. Она выдавала потерявшим все свое имущество изгнанникам денежные пособия (от 1 до нескольких руб.) на семью, вела перего воры с русским обществом пароходства и торговли, t также с владельцами транспортных судов о перевозке адыгов. Одновременно Евдокимов приказал войскам ускорить продвижение в горы с;тем. чтобы заставить адыгое поторопиться^ выездом^
Постепенно дело стало доходить до ультимативных требований.
Насильственное выселение адыгов и других народов Кавказа в Османскую империюТак, 16 августа 1863 года Евдокимов предписывал начальнику Адагумского отряда «... немедленно переселить натухайцев на указанный участок на плоскости, если они откажутся, предложить теперь же немедленно идти в Турцию, назначив для сего двухнедельный срок».
Подобные обращения подкреплялись действиями воинских частей с целью принудить адыгов к выселению в Турцию.
Выход из гор и поселение на кубанские болотистые земли означало примирение с царской волей, которая должна была сопровождаться «предварительным обезоружением».
Евдокимов, прекрасно зная, что не в натуре адыгов добровольная сдача оружия, поставил перед ними это условие, чтобы заставить их вскоре убраться в чужую страну. Но адыги (черкесы) не хотели оставлять родную землю.
Об этом свидетельствует тот факт, что после официального объявления об окончании войны, колониальные власти жаловались, что им приходится разыскивать скрывавшихся в мало доступных дебрях и трущобах туземцев, не хотевших расставаться со своей землей. Было немало случаев, когда адыги (черкесы) большими группами на берегу моря принимали смерть... чтобы останки хоть остались дома... Так что ссылки на религиозность адыгов или добровольный их уход являются несостоятельными.
Европейские державы и Турецкая империя, заинтересованные в кавказской проблеме, всячески пытались противопоставить адыгов действиям русского императора по покорению Черкесии. Тем временем сжималось кольцо окружения, расширялись зоны военно-казачьей колонизации. С 1861-го по 1865 год была образована 81 станица.
Насильственное выселение адыгов и других народов Кавказа в Османскую империюЦарские военные отряды прорубали просеки в лесах, строили дороги, окружали адыгов, разрушали их аулы и вынуждали жителей оставлять свои земли. Евдокимов выполнил ревностно установку своего правительства.В 1863 году наместник Кавказа докладывал императору: «Можно с уверенностью сказать, что в течение зимы (1863-1864) все покоренное нами население, остающееся на Северном склоне хребта, будет изгнано оттуда и весь этот край будет очищен».
В рескрипте наместника Кавказа М. Н. Романова на имя военного министра от 26 марта 1864 года говорилось: «Вопрос о времени окончания войны при настоящих обстоятельствах сводится к тому, во сколько времени успеем мы отправить в Турцию враждебное население» .
В результате принятых экстраординарных мер в крае к маю 1864 года практически не осталось адыгского населения.
21 мая 1864 года был объявлен днем окончания Кавказской войны. Царизм широко и торжественно отпраздновал свою победу над адыгами. 21 мая 1864 года, т. е. в день окончания Кавказской войны, когда царские генералы рукоплескали в верховьях реки Мзымты по поводу своей победы над адыгами, из Анапского порта со слезами на глазах отплыли от берега 20 тыс. натухайцев. Половина из них погибла в море. Этот день считается днем завершения массового выселения адыгов.
Насильственное выселение адыгов и других народов Кавказа в Османскую империю27 июля 1864 года наместник Кавказа, великий князь Михаил, своим приказом объявил рескрипт Александра II об окончании Кавказской кровавой борьбы, начатой 100 лет назад. Была учреждена медаль «За покорение Западного Кавказа».
Неимоверные трудности, связанные с вынужденной эмиграцией, начались сразу же, и еще на своей собственной территории. Скопление людей с каждым днем нарастало, началась эпидемия.
Царские колонизаторы делали все для того, чтобы переселение протекало как можно быстрее.
Русские и турецкие судовладельцы на несчастьях адыгов строили свое благополучие. На судно, рассчитанное на 50-60 человек, иногда сажали 200-300. В море оно терпело аварию, и безвинные люди погибали. В течение осени 1863-го и 1864 года было выселено более 418 тыс. человек. Всего же через восточные порты Черного моря с 1815-го по 1865 год было отправлено около 500 тыс. западных адыгов. Кабардинцев в XIX веке было выселено около 60 тыс. человек. Указанная статистика является официальной, и ее приводят представители русской военной администрации, которые веди учет выселяемых Царские власти сами признавали, что определить точв численность переселенцев трудно, тем более, что во вре мя выселения «горцы подвергались значительной смеръ ности от повальных болезней, неразлучных с войной г лишениями».
Специалисты считают приведенные цифры явно при уменьшенными, т. к. сюда не попала огромная масса изгнанников, которая тронулась в путь на контр абандньп судах или ушла по сухопутным дорогам. Известно, что эту часть изгнанников никто не фиксировал. Сопоставительное изучение количества адыгского народонаселения до Кавказской войны и количества оставшихся на своей земле после окончания войны позволяет говорить о выселении свыше 1 млн адыгов, абхазов и абазин.
Страдания, которые терпели горцы, не поддаются описанию. Они массами гибли от холода, голода, эпидемических болезней. По сведениям разных источников огромная часть изгнанников погибла в пути. «С начала выселения,— писал русский консул Мошнин в своем донесении от 10 июня 1864 года,- в Трапезунде и окрестностях перебывало до 247 тыс. душ; умерло 19 тыс. Теперь осталось 63 190 человек. Средняя смертность - 180-250 человек в день... Свирепствует сильный тиф... Смертность достигла таких ужасающих размеров, что к концу 1864 года в одном только Самсуне было 50 тыс. черкесских трупов рядом с 60 тыс. живых переселенцев*. Такую же бедственную картину описывает немецкий историк Ф. Ка-нитц: «В Ларнак, на острове Кипр, вошли три маленьких судна, заключавшие в себя 2100 черкесов, из которых дорогой умерло менее от заразительной болезни, чем от жажды и голода в продолжение 32-дневного переезда 1300 человек. Народонаселение Ларнака и тамошний французский консул восстали энергично против высадки на берег полумертвых людей, зараженных тифом или оспою».
На родине осталось всего лишь 100 тыс. адыгов, т. е. '/jo часть всего адыгского населения.
Вот что рассказывает нам академик Ад. Берже, которому пришлось быть очевидцем переселенческого движения в 1864 году: «... никогда не забуду того подавляющего впечатления, какое произвели на меня горцы в Новороссийской бухте, где их собралось на берегу около 17 тыс. человек. Позднее, ненастное и холодное время года, почти совершенное отсутствие средств к существованию и свирепствовавшие между ними эпидемии тифа и оспы делали положение их отчаянным. И, действительно, чье сердце не содрогнулось бы при виде, например, молодой черкешенки, в рубищах, лежащей на сырой почве, под открытым небом, с двумя малютками, из которых один в предсмертных судорогах боролся с жизнью, в то время, как другой искал утоление голода у груди уже окоченевшего трупа матери. А подобных сцен встречалось немало».
Один из пропагандистов военной политики царизма И. Дроздов вспоминал: «Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество».
Десятки тысяч адыгов покоятся на дне Черного моря. Оставшиеся в живых пережили на чужбине огромные трудности, вынужденные расселяться кто как мог по странам Ближнего Востока и других стран.
Тяжелое положение, в котором оказались черкесы, убедило их в том, что они должны вернуться на родину.
В 1872 году 8500 семейств черкесов подали прошение о возвращении на родину. Однако император Александр II наложил на нем резолюцию: «О возвращении и речи быть не может». Это был геноцид со стороны царизма, который не имеет аналогов в отечественной истории.
Султанское правительство относилось весьма благосклонно к переселению кавказских горцев в Турцию, поскольку видело в нем возможность увеличения мусульманского населения в среде христианских народов Османской империи. «Черкесы,- писал русский консул Мошнин,- были расселены всюду, где только требовалось усилить ими мусульманский элемент населения».

Главным содержанием этого периода (конец XVIII века -середина 1860-х годов) был сложный драматический процесс взаимодействия двух социальных систем (адыгской и российской), в ходе которого первая разрушалась в той степени, которая обеспечивала ее подчинение второй, становившейся господствующей системой. Вследствие территориальной экспансии России происходит надлом региональной этносоциальной системы. С самого начала и до конца Кавказской войны политика царизма по отношению к адыгам была завоевательной, колонизаторской, сопряженной с покорением, геноцидом и изгнанием основной части этноса за пределы своей исторической родины. Положение усугублялось тем, что стадии кризиса традиционных общественных институтов адыгского социума совпали с этапами колониальной политики царизма. То есть, внутренне разложение системы дополнилось и усилилось внешним воздействием, войной и агрессией со стороны более сильного государства, что поставило на грань исчезновения адыгский этнос.
В конечном итоге, в период с конца ХУШ - по 1860-е годы стадиальный разрыв социополитических и международных систем, к которым принадлежали Россия и адыгская этнополитическая общность сделал невозможным их «взаимопонимание» и сотрудничество. Целью России стал военно-политический контроль над Северным Кавказом как геополитическим ареалом. Борьба же адыгского социума была ориентирована не на достижение «внешних» целей, а на сохранение своей социоцивилиза-ционноЙ «экосистемы», на защиту суверенитета своей традиционной культуры, на выживание.
Для адыгов Кавказская война стала национальной катастрофой. Война унесла сотни тысяч жизней, разрушила почти всю материальную и духовную культуру адыгского этноса, затормозило их дальнейшее социально-политическое развитие. Девять десятых из оставшихся в живых были изгнаны со своей исторической родины.
По приблизительным подсчетам, в настоящее время за пределами нашей страны проживает более 5 млн черкесов, в том числе в Турции - 4,5 млн, в Сирии - порядка 80 тыс., в Иордании - 50 тыс., в Египте -
5 тыс., в США - 6 тыс., в Ливии - 7 тыс., в Югославии -2 тыс., в Израиле - около 3 тыс., в Германии - 20 тыс.
Наши соотечественники живут в Австралии, в Японии, на Мадагаскаре, в Судане, Канаде, во Франции - всего в 40 странах.
Так, в результате политики царского самодержавия адыгские народы оказались разбросаны по всему свету.
06 этом должны знать все, кто живет на земле адыгов и с пониманием относится к их истории и культуре. Именно в этом заключается залог мира и стабильности в нашем регионе.скачать dle 12.1
Загрузка...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930