Схематическая история города Майкопа

Схематическая история города Майкопа

Схематическая история города МайкопаГород Майкоп утвержден в этом статусе в 1870 г., а русская крепость с таким названием построена в 1857 г. В 1912 году впервые был напечатан И.Г.Харламовым исторический очерк о Майкопе(1). В советское время, когда здесь с 1936 года стал центр Адыгейской АО, изданы две книги по истории города(2). В период подготовки к празднованию 150-летия крепости Майкоп опубликованы еще две книги и альбом иллюстрации(3).

Во всех этих изданиях история не углубляется дальше XVIII-го века. Но вот в 1971 г. Вышла в свет книга ленинградского эпиграфиста Г.Ф.Турганинова, в котором он дешифрует древнюю надпись на каменной плите, найденной в Майкопе в 1960 г., и объявляет этот провинциальный город самым древним на территории России(4). В 2003 г. Автор этих строк, в отличие от Турчанинова Г.Ф., опиравшегося на абхазский язык, осуществляет дешифровку этой надписи на хеттском языке, но приходит к той же дате основания древнего города на территории Майкопа.

В 2006 г. Была подготовлена к печати книга «Древний Майкоп». В ней автор попытался кратко осветить продолжительную историю жизни человеческого общества, начиная с палеолита, т.е. с первого заселения урочища Мыекуапэ. В этой истории намечается три периода расцвета города в древности и два в средневековье. Первый расцвет обозначен в раннебронзовом веке, в III-ем тысячелетии до н.э. Он связан с созданием так называемой майкопской культуры союзом кавказских, переднеазиатских и праиндоевропейских племен. Основа этой культуры – синтез достижений древних горных скотоводов-атыхов-солнцепоклонников и малоазиатских прахаттов-земледельцев. Две указанные культурные струи пересеклись еще в эпоху неолита (новокаменного века).

В результате миграции переднеазиатцев на Северный Кавказ в конце VI-го тысячелетия до н.э. Это событие подтверждается археологическими материалами долины р. Шхагоще (Белой), называвшейся в древности «Мэзмай». Приход южан из страны Кэтай-Кутай в Мэзмай семь тысяч лет тому назад увековечен в фольклоре адыгов и отражен в книге просветителя Брантэ Зачерия «Адыгэм ылъапсэр» (корни адыгов), написанной в 1925 году(5). Совпадение топонимического компонента «мэй» и «май» - кислица в словах Мэзмай и Майкоп (Мыекъуапlэ) не случайно. Это свидетельствует о том, что долина р. Шхагоще (русский вариант Сагваша), на которой расположен Майкоп, с древности изобиловала дикими яблонями.

Протомайкопская археологическая культура VI-IV тысячелетий до н.э.
постепенно повышала уровень развития местных кавказцев под влиянием прахаттов, но в то же время понижала уровень пришельцев, оторванных от своих культурных центров. Диффузионный процесс соединил горцев, выселившихся под давлением облесения из гор на предгорную равнину Закубанья, с переднеазиатскими земледельцами, занимавшими мысы в устьях левых притоков Пшиза (Кубани) и ямниками-праиндоевропейцами Прикубанья.

В конце IV-го тысячелетия до н.э. формируется майкопская культура, великолепно представленная в гробнице вождя-жреца Ошада Майкопского кургана. Археологические памятники Майкопа и его окрестностей убедительно подкрепляют местное производство технического гончарства «городского типа», принесенное из Ближнего Востока(6); продолжение протомайкопской кремневой индустрии, выработанной местными горцами; активное использование местных мышьяковистых Медей и бронзы в металлургии(7); навыки месопотамских ювелиров; опыт равнинного скотоводства ямников и горного атыхов, соединенном в отгонном. Особенно перспективно Майкопское поселение древнего Пытапэ (твердыни) на левом берегу Шхагоще южной окраины города(8).

Кроме указанных ремесел, майкопцы занимались ткачеством, обработкой камня, сооружали святилища и храмы солнца с использованием элементов мегалитической архитектуры. На могильнике Кочипэ восточной окраины города, на хребте Махошкушха, в самом кургане Ошад и соседнем святилище по ул. Подгорной открыты кромлехи (каменные круги) из двойных булыжных вымосток и известняковых плит, поставленных на ребро. Вокруг Майкопского кургана Ошад была распланирована «роза ветров», служившая аграрно-астрологическим целям(9).

Ткани майкопцы изготовляли на вертикальном станке, сохранившемся до сего дня у адыгов в виде «Хъупкъэ» - рамы для плетения циновок. Циновки из болотной травы – пlуаблэ – выплетали и майкопцы, используя их в погребальном обряде, что еще практикуется и в наши дни.

По мнению Г.Ф.Турчанинова, дешифровавшего гравировки серебряных сосудов кургана Ошад, у майкопцев было письмо силлабо- пиктографического дукта. Ленинградский исследователь прочитал на серебряном кубке имя одного из древнейших ювелиров нашей планеты – Геча, сына Хуа(10). Находка крышечки керамического сосуда на могильнике Кочипэ (Восточный) с гравированными изображениями оленей и солярные святилища типа «розы ветров» свидетельствуют об использовании майкопцами календарей различного типа. Майкопцы поклонялись сонму богов, но главным божеством было солнце- то-ли абхазское «амра», то-ли адыгское «тыгъэ», то-ли хаттское «Эштан».

Следующий расцвет древнего майкопского общества падает на гомеровскую эпоху, давшую знаменитую майкопскую плиту со своеобразной ктиторской надписью об основании города «Ах» или «Мае» на месте нынешнего Майкопа, на рубеже XIII-XII в.в. до н.э. Название города «Айя», предложенное Турчаниновым не подходит, потому что Айя относится к Сухуму, как убедительно изложил этот тезис абхазский археолог Георгий Шамба(11).

Прочтение надписи Турчаниновым гласит: «Этот азегского царя великого Мараны его потомок есть (сын) (крепость) Айя (его) собственность есть. Пагя (из) Хизы (он) сюда выйдя, сева месяца начале (голове) в скалистой стране в золотой (золотоносной) земле (в) Пах (у) долине (в)»(12). Ленинградский эпиграфист объявляет надпись плитки вариантом псевдоиероглифического типа библского письма, но недоумевает, каким образом оно сюда попало. В дальнейшем он приходит к выводу о том, что это местное, ашуйское (абазинское) письмо. Автор сих строк предлагает дешифровку на хеттском языке силлабо-иероглифическим диктом, современным финалу Хеттского государства в Малой Азии. Вот как читается хеттский вариант надписи в переводе на русский: «Гасутава-жрец бога Хепату, пятидесятиоднолетний муж построил (или расстроил), придя в «Сады», город отпрыску царского дома Супуле, младшему брату царя Арнуванды. Тысячурук (строителей) доставил он, камень и граб в город. В 25-ый год процветания в его седьмой месяц властитель освятил дворцовую крепость «Ма-е» в честь женского божества Хаямы 21-ой жертвенной овцой и ралом обпахал». Г.Ф.Турчанинов из семи разграниченных секторов плитки не затронул центрального, на котором начертан план города «Ах»-«Мае». Хеттская иероглифика позволяет расшифровать чертеж следующим образом: С левой стороны в центре чертежа – изображение плана крестового храма (роза ветров). Вверху – план дворцовой крепости, вытянутый по горизонтали вдоль реки. Правее храма иероглиф, сходный с логограммой слова «тупала» (писец) или библиотеки. Выше этого знака – иероглиф кузницы. Ниже, в правом углу – иероглиф дворца. За пределами сектора, но примыкая к дворцу – иероглиф сада. Таким образом, на чертеже представлены все основные компоненты городского комплекса – дворец, как административный центр; храм, как идеологический центр; крепость - опорный пункт защиты города; кузня – элемент ремесленного посада, а сады – связь с земледелием; библиотека, показывающая интеллектуальный уровень обитателей. Ныне на территории города выявлено, разведано и частично изучено более 70 памятников археологии. Они дружно, почти полностью подтверждают план древнего города. «Ах»-«Мае»: акрополь-пытапэ, вытянутый вдоль реки на ее левом берегу; храм – розу ветров вокруг Ошада; сады и остатки дворцового здания, выявленные в 1964 г. при раскопках на месте находки Майкопской плиты. Существование библиотеки подтверждает факт находки плиты. Остатки гончарни обнаружены на левом берегу реки вблизи позднебронзового поселения «Драгунское» и масса керамики окрестных поселений – своеобразных «хаблей» - кварталов города. О металлургии и кузнечестве свидетельствуют находки бронзового серпа, наконечники копий, единичных находок и из погребений могильника Кочипэ.

Город Мае был отстроен Гасутавой, очевидно, автором надписи на плитке и царедворцем последнего хеттского царя Супилулеумы II-го(13), который правил с 1200 по 1990 г.г. до н.э. После падения хеттского царского в 1200 г. до н.э. царский двор перебрался в более защищенное место на северной периферии государства в жреческий центр «Аха»(14) за Кавказским хребтом. Предварительно Гасутава подготовил переезд царя, обновив и расстроив дворцово-крепостную часть существовавшего городка.

С помощью древнехеттской письменности и истории удается более точно датировать основание города Мае - позднейшего города Майкопа. Это 1-ое десятилетие первого тысячелетия до н.э. Следовательно, возраст города Майкопа – 3200-3190 лет. О третьем расцвете города на месте Майкопа сигналирует письменная традиция античной эпохи. Из описания битвы на Псате (Фате) древнегреческим историком Диодором из Сицилии следует, что Фатская или Псатская(15) крепость находилась на одном из притоков Кубани, в его горной, скалистой части, место, описываемое Диодором почти в деталях похожи на топографию Майкопа и, в частности, древнего Майкопского пытапэ(16). С помощью информации античных историков Старабона и Птолемея удается локализовать место реки Псатий, позднейшая Шхагоще, и города Авхиды на ней. И по географическим, и по ландшафтным, и по фортификационным признакам описания Диодора Авхида идентифицируется с современным Майкопом и древним Аха-Мае. Из архитектурных сооружений Диодор в Псатской крепости указывает дома, нависающие над водой и здание с колоннами. Архиологическо-разведочные работы на пытапэ выявили Некрополь конца IV в. До н.э., несколько «хаблей» вокруг крепости.

В различии названий Авхиды и Псатской крепости противоречия нет. В
городе Авхида было две крепости по обоим берегам р. Псатии. Восточная высилась над более древним руслом реки, а западная над современным боспорской войне. Имя города образовано от этнонима «авхеты» - «аухаты», названия «скифского» племени, которое согласно Геродоту в V в до н.э. вышло в степь с верховьев Гипаниса – Кубани. Археологические памятники на территории Майкопа показывают самую интенсивную демографию именно античной эпохи, особенно IV-III в.в. до н.э. Материалы пытапского Некрополя, в частности, оружие и конская сбруя сигнализируют о битве на Псате в 309 г. до н.э. Другой некрополь того времени исследован и опубликован Дитлером П.А.(17) Его материалы намекают на факт использования терракотовых эллинских горгоней-онов в качестве монеты.

Об уровне культурного развития города Авхиды свидетельствует золотой колпачок из Курджипского кургана(18). На нем изображен дележ голов четырьмя воинами и надпись хеттско-арамейским бустрафедоном, повествующая о битве между местными племенами и боспорским войском.

Один из главных военачальников местного войска представитель абазинского рода Хачуко был похоронен в Курджипском кургане в последней четверти IV –го в. До н.э. Вероятно, он был в то время мэром города Авхиды. Для этого периода вокруг города Майкопа не найдено погребения, равного по богатству Курджипскому кургану. Надпись на колпачке и изображения воинов исполнил ювелир Кувай Гуки (кузнец).

В старинной абадзехской песне о Шхагоще поется о битве на этой реке в какой-то древности. Похороны погибших воинов смогли осуществить только после обезглавливания трупов и арифметического деления. После битвы река Псатий была названа Шхагоще (дележ голов), но через некоторое время это неблагозвучное название было заменено на шхагуаще – голова княжны или богини.

Возможно, информация Диодора Сицилийского, абадзехской песни и надписи Курджипского колпачка касаются одного события(19). Уровень культурного развития города Авхиды можно представить по сложному синтезу надписи Курджипского колпачка, где постхеттская силлабо-иероглифика сочетается с арамейским линейным письмом. Эта надпись предшествует массовому распространению письма на меотских глиняных плитках III-го в. До н.э. – IV в. н.э(20).

В эпоху средневековья населенные пункты на территории Майкопа и его окрестностей не достигают такого уровня городской культуры, как в древности. Но косвенные и редкие прямые свидетельства письменной традиции, а также археологические материалы сигнализируют о эпизодическом возрождении городской жизни в урочище Мыекуапэ. Самым информативным памятником археологии служит древнее Майкопское пытапэ (крепость). Материалы пытапэ подкрепляют и датируют исторические события, о которых повествует «История адыхейского народа» Ш.Б.Ногмова (Тифлис, 1861г. Лейпциг, 1866г. Пятигорск, 1893г. Нальчик, 1947г.,1958г.,1982г., 1994г.).

Так, пытапэ показывает интенсификацию жизни крепости АУХ в V-VI в.в. после гуннского нашествия, а затем войны с аварийским ханом Байканом. В это время в Хаскунии, позже Касахии, было две крепости Аух – одна на Фарсе, другая на Шхагоще. Если Аух на Фарсе, располагаясь в горской глубинке, была опорой для христианской проповеди(21), то Аух на Шхагоще служила преградой набегам болгар, тюркютов, хазар, алан, фланкируя врата в долину Мэзмай. В VII-X вв. крепость Аух на Шхагоще служила фортпостом в борьбе против хазарского владычества местной оппозиции во главе с Оздемиром (конец VIII, начало IX вв.). Согласно «Истории адыхейского народа», ставленник хазарского качана Инал создал в Закубанье вассальское государство абазин, касогов и других племен(22). Ставка Инала была в г. Шанджир на левом берегу р. Кубани, против Славинска. После освобождения от хазарской зависимости с помощью киевского князя Святослава в 965-968 гг. в Касахии начинается расцвет национальной культуры. Надпись на крышке гробницы Георгия Пиуперти, погребенного в приделе церкви Св.Георгия близ ст. Ханской указывает Минилию, владетелем которой был Пиуперти, и дату 1171 г. Сооружения церкви. Если представить крепость Аух на Шхагоще и окружающие ее хабли по обоим берегам, известные по результатам археологических разведок, в совокупности с соседним центром торевтики на Кужоре и Фарсе(23); культовым центром Св.Георгия и богатое погребение Пиуперти, легко увидеть на месте Майкопа в X-XIII вв. городской центр Минилии. По принципу образования названия города в адыгском языке он должен был звучать как Минилипса.

Последний расцвет городской культуры в северокавказском стиле в урочище Мыекуапэ наблюдается в позднем средневековьи в XIII-XVI вв., когда так называемая белореченская археологическая культура распространилась на всем Северном Кавказе(24). Можно предположить, что в тот период город назывался «хелипса» или «чилипса», т.е. просто «город», как пишет француз Абри-де-Ла-Мотрэ,
побывавший в этих местах в середине XVIII века. Основу города составляла крепость Аух, церковь Св.Георгия, подновленная Генуэзцами, ремесленные посады, из которых исследовано келище XVI-XVII вв. на р. Курджипс; и, самое главное – богатейший аристократический курганный некрополь – Белореченские курганы. Селище показывает гончарство с применением художественных покрытий (ангоб, глазурь), ювелирное искусство, ткачество, кузнечество, костерезное ремесло и намеки на деревообработку. Надпись на серебряном ковшике из Белореченского кургана №6 (эпитория молодому княжечу из рода Аслануко) иллюстрирует использование касожского письма на сирийско-несторианской основе. Погребальный инвентарь курганов демонстрирует широкие торгово- культурные связи (сирийское и венецианское стекло, восточные ткани, в том числе шелк, итальянская золотая посуда, киликийское серебро, керамика из золоордынских центров и т.д.).

Н.Л. Каменев в очерке, посвященном церкви Св.Георгия на р. Белой оформляет так называемую Анапскую дорогу или генуэзский торговый путь по Закубанью, восстанавливающий закубанскую ветку Великого шелкового пути раннего средневековья(25). Г.Хелипса находился на этом пути между пунктами Анапской дороги – Ханская – Царская (Новосвободная). Рельефное изображение Св.Георгия на известняковой плите из церкви иллюстрирует влияние итальянского ренессанса через Генуэзский вариант(26). Позже XVI –го века имеются сигналы о городе на месте Майкопа под названием «Чакал» (главныйгород- убыхско-тюркское) середины XVII в.(27), «Хелипса» (душа-центр рода) в середине XVIII в.

Археологических материалов того времени, иллюстрирующих городскую культуру на территории Майкопа пока не обнаружено. Но наличие нескольких «хаблей» по обеим берегам Шхагоще указывает на довольно многочисленное население. – Кохужхабль, Бгуашэхабль, Касыйкохабль, Даурхабль, Тыганай. Кроме того вдоль правой 2-ой надпойменной террасы Шхагоще рассмотрено 4 небольших поселения хуторского типа с «лулами» (терракотовыми курительными трубками) XVI-XIXвв.. Все эти пункты существовали до 1857 г., т.е. до вторжения российских войск в древнюю долину «Мэзмай».


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Хараламов И.Г. История возникновения и развития города Майкопа в связи с историей Закубанского края.//Кубанский сборник. Екатеринодар, 1912г. С.393.
2. Азаматова М.З., Коссович П.Ф. «Майкоп». Краснодар, 1967. Джимов Б.М., Кайтмесова Ф., Коссович П.Ф., Малых. П. «Майкоп». Майкоп, 1980.
3. Мазурик В.К. Неизвестный Майкоп. Исторические очерки. Майкоп, 2006г.; Шапошников Г.П. История города Майкопа в прошлом и настоящем. Майкоп, 2006г.
4. Турчанинов Г.Ф. Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы. Ленинград, 1971г.
5. Брантэ З. Адыгэм ылъапсэр. Краснодар. 1925, архив АРИГИ, папка №79.
6. Ловпаче Н.Г. Дитлер П.А. Псекупсское поселение №1.//Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп. 1988, табл. III-XV: Ловпаче Н.Г. Этническая история Западной Черкесии. Майкоп.1997. рис.12,13,14.
7. Кореневский С.Н. К вопросу о месте производства металлических вещей Майкопского кургана//Вопросы археологии Адыгеи, Майкоп, 1988, с.86-104.
8. Ловпаче Н.Г. Древний Майкоп. Табл. VIII.
9. Там же. Табл. VI.
10. Турчанинов Г.Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа. М.1999,с.42-58
11. Шамба Г.К. «Древний Сухум», Сухум, 2005, с.91.
12. Турчанинов Г.Ф. Открытие и дешифровка. С.176.
13. Фольклор анатолийских адыгов, передающий содержание «нинца итхылъ» - книги Нинца, называет этого царя «Сапалул». Трансформация Супилулеумы в Супулу еще более естественна.
14. Аха – в хеттском языке означало «жрец» - Ларош Емануэль «Хеттские иероглифы» (на французском языке), Париж, 1961г.
15. В греческом алфавите знаки фи и пси сходны; отсюда неопределенность чтения: то ли этноним фаты, то ли гидроним Псат
16. Диодор Сицилийский. Битва на Фате (Псате).//Античные источники о Северном Кавказе (составитель Аталиков М.В.) Нальчик, 1990, с.80-84.
17. Дитлер П.А. Меотский могильник в карьере Майкопского кирпичного завода. №9//СТАА, Майкоп, 1977,с.68-110.
18. Галанина Л.К. Курджипский курган. Ленинград, 1980,с.93.
19. Дешифровка надписи Курджипского колпачка изложена в публикации автора «О чем поведал Курджипский курган»//Информационно-аналитический вестник (История, этнология, археология), АРИГИ, Майкоп, 2004, с.221-240.
20. Соломоник Э.И. Кубанские керамические плитки.//Советская археология. 1979, №4
Ловпаче Н.Г. Послание из древнего города Хатыпсы. Краснодар.2003.
21. Над р. Фарсом, на горе Физиабго 2 (острах) обнаружены фундаментальные остатки храма V- VI вв., а на соседней возвышенности – известняковая плита с изображениями православных крестов и надписью раннекасожсского стиля типа сирийско несторианского, содержащий дату 390г.
22. Гадло А.В. Князь Инал адыго-кабардинских родословных.// Из истории феодальной Руси. Л. 1978. –С.25-33.
23. Дитлер П.А. Могильник Колосовка №1 (раскопки экспедиции АНИИ в 1962 г. Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп. 1985, с.125-130.
24. Левашова В.П. Белореченские курганы//Археологический сборник ТГИМ, вып. XXII, М.1953.
25. Каменев Н.Л. Развалины церкви Св.Георгия, открытой на р. Белой.//Памятная книжка Кубанской области.1877. с.3-7.
26. Амиранашвили Ш. О рельефе плиты под №39 из музея искусства Грузии.// Моамбе (музейное издание), Тбилиси, 1927, Т.IV.
27. Челеби Э. Книга путешествий: Вып.II, М.1979. с.65.шаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu