Горелик М.В. - Черкесы - черкасы (археологические свидетельства)

Горелик М.В. - Черкесы - черкасы (археологические свидетельства)

Адыги, автохтонные насельники нынешнего Краснодарского края, [41] в период существования Золотой Орды являлись носителями одного из самых ярких и своеобразных вариантов культуры этого государства.

Завоевание адыгов началось тогда же, когда и завоевание Руси - осенью 1237 г. Командовали монголо-татарскими войсками в этой кампании лица, не менее знатные, чем Бату - царевичи-чингизиды Мэнгу и Кадан, причем Мэнгу, двоюродный брат и личный друг Бату, через несколько лет стал каганом - верховным владыкой империи Чингизидов. Адыгская компания монголо-татар закончилась разгромом адыгского воинства под командованием Тукара. И впервые в тексте созданного около 1240 г. первого письменного памятника на монгольском языке - "Монгол ниуча тобчиян" ("Секретной истории монголов" или - поэтически - "Сокровенного сказания"), зафиксирован этноним, которым монголы называли адыгов - "черкес". Позднее этот термин в приложении к адыгам встречается и у других, разноязыких, восточных авторов. Европейские авторы употребляли этот термин уже с середины 13 в. Рубрук зафиксировал его во время своего путешествия в Монголию, причем в списке народов, до конца и не покоренных монголо-татарами к этому моменту. Европейские авторы в 13-15 вв. отмечали, что черкесы - слово, употребляемое именно монголами и тюрками; европейцы прилагали его специально к адыгам внутренних, особенно степных прикубанских районов; приморских адыгов они продолжали звать зихами. Специфика западноприкубанского варианта золотоордынской культуры заключалась не только и не сколько в культуре местных этносов - адыгов и кыпчаков (к началу монгольского завоевания она была сравнительно нивелированной кипчаками на всей территории юга Восточной Европы): огромную роль здесь сыграли теснейшие контакты региона с местными итальянскими колониями и далеким Египтом. Мощная ордынская культура, созданная на центральноазиатско-северокитайской основе руками как выходцев из центральной Азии и Китая, так и мусульманскими мастерами, от Средней Азии до Сирии, вобрала в себя и европейские, и египетские элементы (обычно в виде готовых изделий, практически не переработанных, либо в виде тканей, из которых шились одеяния и головные уборы монгольского покроя для мужчин и адыгские костюмы для всегда более консервативных женщин). И если Южная, в основном Балканская Европа восприняла только мужской костюм монгольских владык, Египет оказался стороной, впитывавшей влияние далекого Востока во всех элементах, формирующих облик мужа-воина и его специфический быт военного похода, охоты, пиршества. Это неслучайно: именно область Прикубанья-Приазовья с ее генуэзскими и венецианскими колониями были тем регионом, откуда правящий класс Египта - купленные рабы-воины (мамелюки) постоянно получал необходимое пополнение, которое по традиции он не мог получить на месте ес-[42]тественным путем.

Среди специфических форм воинского снаряжения золотоордынского периода для Прикубанья, особенно западного, характерны металлические оковки щитов. Они представляют собой железный умбон ок. 15 см в диаметре с отверстием в центре, более или менее выпуклые, часто с насечкой зубилом по торцу (излюбленный прием золотоордынских мастеров на всей территории этого государства); умбон перекрывается расположенными крестообразно железными прутками, расплющенным в ленты в середине и в диски к концам. В центре скрещения делалось отверстие, совпадавшее с отверстием в центре умбона. Сквозь все отверстия проходила заклепка, крепившая умбон к плоскости круглого щита. Заклепки проходили сквозь дискообразные концы прутков; с внутренней стороны они отковывались в кольца, за которые крепились крестообразно ручки из толстых шнуров или кожаных полос, нередко умбон дополнялся оковками из железных прутьев, сплющенных в местах заклепывания и располагавшихся радиально по поверхности щита. Практически все находки описанных оковок щитов сосредоточены на западе Прикубанья.

Значительно шире распространены сабли с перекрестиями, чьи концы расплющены и обычно оттянуты вниз; они еще и асимметричны. Сабли с подобными перекрестиями было принято считать исключительно северокавказскими, в том числе и по происхождению, пока подобные перекрестия не обнаружились на мече из Нового Сарая и на сабле из золотоордынского погребения в Волгоградской области.

Единственная пока находка оковки щита описанного выше типа вне пределов северо-западного Предкавказья сделана в одном из погребений (№ 69) Яблоновского могильника в Поросье, недалеко от современного города Белая Церковь и древнерусского города Юрьева. Опубликовавшие материалы данного могильника Р.С. Орлов, А.П. Моця и П.М. Покас специально отметили неславянский, северокавказский обряд погребения - подкурганный, в очень неглубокой яме - практически на горизонте, с использованием камышовых плетенок в качестве подстилок, со следами костра. С северным Предкавказьем их связывает, хотя и не столь тесно, как оковка щита, также и сабля с перекрестьем с расплющенными и чуть опущенными вниз концами. Публикаторы, неверно, на наш взгляд, датировав погребение концом 12 - началом 13 века, интерпретировали его как свидетельство наличия алано-асов в составе половцев, переходивших в конце 12 - 1-й трети 13 века под руку киевских князей и расселявшихся в черноклобуцких районах Поросья.

На наш же взгляд, оба предмета вооружения имеют четко выраженные признаки золотоордынской воинской культуры, характерные, особенно оковки щита, для северо-западного Предкавказья. Более того, само их появление связано именно с монголо-европейскими [43] контактами, имевшими место в этом локальном регионе, в погребении № 69 Яблоновского могильника захоронены скорее всего не аланы в составе половцев, а адыги (черкесы), переселенные сюда монголами. Произойти это могло в период с середины 13 в., когда Поросье вошло в границы кочевий Куремсы, до 1362 г., когда в результате битвы при Синих Водах Ольгерд Литовский отвоевал у Орды власть над Киевщиной. Можно не сомневаться, что погребенные в Яблоновском могильнике были не единственными адыгами: население южной Киевщины не позднее 2-й половины 14 в. получило название черкесов - черкасов. Похоже, адыги (черкесы) здесь занимали видное положение, если свое монголо-тюрское наименование передали на века местному славяноязычному населению: главный город этих мест уже в 15 в. называется Черкассы, а московиты вплоть до 18 века прозывали украинцев южной части Среднего Поднепровья и Нижнего Поднепровья черкасами. У черкесов местные славяне заимствовали и адыгскую прическу - длинную прядь волос на макушке или у левого виска бритой головы, а также тип мужского костюма и всаднического вооружения.



©www.nasledie.org
Горелик М.В. (Москва)шаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu