Художник не по званию,а по призванию. Он рисовал Кавказ

Художник не по званию,а по призванию. Он рисовал Кавказ

Художник не по званию,а по призванию. Он рисовал Кавказ Григорий Григорьевич Гагарин (1810–1893 гг.) родился в Петербурге в семье, принадлежавшей старинному княжескому роду. Детство и юность его прошли в Италии. Отец Гагарина, известный русский дипломат, увлекался искусством.
В его доме в Риме, богато украшенном картинами и скульптурами, часто бывали многие русские художники. Судьбу юноши в значительной мере определило его близкое знакомство с Карлом Брюлловым. И хотя систематического художественного образования Григорий Гагарин не получил, но уроки, преподанные ему великим мастером, оказались для него намного ценнее всей академической схоластики. «Он посвящал меня в тайны колорита,—вспоминал впоследствии благодарный ученик,— объяснял мне то, что я видел, не понимая, что я чувствовал, не отдавая себе отчета… Урок Брюллова был для меня как бы откровением—с тех пор я понял, что в прелестях природы скрывается не только интерес непосредственного наслаждения, но и интерес разума… По вечерам, когда вся семья наша собиралась вокруг большого круглого стола, заваленного бумагой, красками, кистями и карандашами, он перебирал мои мысли, развивал их на свой лад и делал из них чудеса…»
В возрасте двадцати двух лет Гагарин вернулся в Россию и очень скоро проявил себя талантливым и ищущим художником. В его альбомах появились обыденные уличные сцены Петербурга и Москвы, карикатуры на знакомых и одновременно романтические поединки средневековых рыцарей или фантастические бесы—все это говорит лишь о поисках своего пути в искусстве. Особую роль здесь сыграла близость Гагарина к литературным кругам: по предложению А. С. Пушкина художник начал работу над изданием его стихотворений. Если первоначально речь шла только о нескольких виньетках, то в дальнейшем Гагарин изменил свой подход к делу и выступил, говоря современным языком, в роли дизайнера этого издания, рассматривая книгу как некое художественное целое. Замысел не был доведен до конца, но опыт подобной работы не пропал для него даром, и несколько лет спустя в содружестве с писателем В. А. Соллогубом Гагарин подготовил издание его повести «Тарантас».
На страницах книги отразились дорожные наблюдения, жизнь провинциальной России, встречи и впечатления долгого пути. «Тарантас», как вспоминал об этом сам Соллогуб, «мы строили во дни нашей молодости с Гагариным, так прекрасно его украсившим и доставившим ему, бессомненно, его неожиданный успех». Книгу высоко оценил В. Г. Белинский, писавший об авторе иллюстраций, что он «художник не по званию, а по призванию».
Во второй половине 1830-х годов Григорий Гагарин совершил путешествие на Восток. Он был причислен к русской дипломатической миссии и на военном бриге «Фемистокл» отправился в Константинополь.
Командиром корабля был прославившийся впоследствии В. А. Корнилов, часть пути вместе с Гагариным проделал и его учитель К. П. Брюллов.
Жажда новых впечатлений привела художника на Кавказ, где его ждала встреча с М. Ю. Лермонтовым.
Познакомиться они могли и раньше в Петербурге, но здесь, в условиях горной войны, быстро сблизились и, находясь в экспедиции, жили в одной палатке. Дружеское общение основывалось, несомненно, на сходстве интересов: Гагарин был посвящен в литературные дела, а Лермонтов, как известно, прекрасно рисовал. Иногда они даже творили вместе несколько раз Гагарин раскрашивал акварелью карандашные рисунки поэта. Одна из таких акварелей называется «Эпизод из сражения при Валерике». На переднем плане—группа горцев. Отступая под натиском русских, они выносят с поля боя тело убитого товарища. Рисунок выполнен вскоре после экспедиции, на Кавказских водах, куда Лермонтов приехал в кратковременный отпуск.
Именно здесь, в Пятигорске или Кисловодске, он вместе с художником Григорием Гагариным и создал свой маленький акварельный шедевр. Причем Гагарин сделал только раскраску, что подтверждается его подписью на акварели. Приводим ее в переводе с французского языка: «Рисунок Лермонтова, раскрашенный мною во время пребывания в Кисловодске». Следует дата сражения: «11 июля 1840». Загадка же этой акварели заключается в том, что на заднем плане совершенно отчетливо и узнаваемо открываются очертания горы Бештау.
Лермонтов увидел и полюбил Бештау еще в детские годы. Десятилетним ребенком он впервые изобразил эту гору на акварельном рисунке. Здесь, правда, однообразный лесной массив у ее подножия превратился под его кистью в озеро с парусной лодкой. Еще один рисунок выполнен в 1837 году—этот вид на Бештау открывается с дороги в Железноводск. Но как мог Бештау попасть на валерикскую акварель? Ведь место сражения отстоит от Пятигорья на сотни верст. Как удалось выяснить, первоначальный замысел рисунка возник у Лермонтова задолго до совместной работы с Гагариным. В походном альбоме своего сослуживца по Кавказу князя Петра Урусова он сделал набросок, по композиции весьма схожий с будущей акварелью. Здесь также изображена группа отступающих горцев. Но белый черновой набросок лишен фона.
Вернувшись к своему замыслу уже в Пятигорске, Лермонтов не стал воспроизводить по памяти вид гор в Чечне близ Валерика или создавать произвольный горный рельеф. На валерикскую акварель он перенес знакомые с детства очертания крутых вершин Бештау, которые и видел тогда перед собой.
Гагарин высоко оценил Лермонтова как художника, сделал для себя несколько копий с его рисунков, а сюжет валерикской акварели впоследствии использовал, работая над большим батальным полотном
«Сражение при Ахатли». Известна акварельная иллюстрация Гагарина к стихотворению Лермонтова «Сон».
В дальнейшем Гагарин не раз сопровождал в походах наши войска как художник-любитель. Отличившись в одном из сражений, он привлек внимание самого императора. По распоряжению Николая I «в награду личной храбрости и хладнокровного мужества» Гагарин получил владимирский крест и был причислен поручиком в лейб-гвардии Гусарский полк. Его кисти принадлежит несколько полотен, запечатлевших будни и битвы русских войск на Кавказе: «Белый ключ.
Главная квартира Мингрельского полка», «Карагач. Главная квартира Нижегородского полка», «Свидание генерала Клюк ке фон Клюгенау с Шамилем». На его многочисленных акварелях—казаки, горцы, русские офицеры, древние монастыри и живописные уголки Кавказа.
В 1848–1854 годах Гагарин жил в Тифлисе. Здесь он расписал Сионский собор и построил по своему проекту театр. Результатом его творческих усилий стали изданные в Париже альбомы «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа». В 1859–1872 годах он занимал пост вице-президента Петербургской академии художеств, был почетным членом Русского археологического общества. Гагарин—автор ряда сочинений по истории искусства. Благополучно сложилась и его придворная карьера: в звании генерал-адъютанта он входил в свиту императора Александра II. Работы художника хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, многих других музеях России. В экспозиции пятигорского музея М. Ю. Лермонтова можно увидеть картину Гагарина «Кузница в Тифлисе» и несколько его акварелей.


Николай Маркелов
Журнал «МУЖСКОЙХАРАКТЕР
шаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu