Мы не с Россией, мы в России

Мы не с Россией, мы в России

Мы не с Россией, мы в России— Как укреплять язык доверия в современном российском обществе, большая часть которого выросла в условиях декларируемого равенства, а современные реалии демонстрируют гигантское неравенство и социальное расслоение?

— Факт обращения вашего издания к языку доверия как средству нейтрализации риска и противодействия неопределенности заслуживает большого признания. Отвечая на вопрос, замечу, что социальное неравенство
и дифференциация—это те процессы, которые сопровождали человеческое общество во все времена. Но вот вопрос укрепления языка доверия между гражданами, независимо от их социальных статусов и ролей...
Известный социолог П. Штомпка определил доверие как ставку в отношении будущих непредвиденных действий других. Исходя из этого, язык доверия должен передавать смыслы об особых ожиданиях и убежденности, уверенности в действии. Поскольку на язык доверия существенным образом влияет актуальная социально политическая и экономическая ситуации, следует указать на то, что демократические преобразования в стране и современная рыночная система еще более усложняют установление доверительных отношений. Объясняется это и исключением синдромов иждивенчества и подданничества, свойственных большинству наших граждан в прежние годы, когда не только декларировалась, но и проводилась политика уравнивания всех и во всем, разве что за исключением номенклатуры.
Сегодня Российская Федерация представляет собой демократическое правовое государство, в котором многое определяется способностью личности к позитивной адаптации и самореализации.
Мы не с Россией, мы в России
Вручение почетного знака «Материнская слава»

А для этого требуется, как минимум, высокое качество человеческого капитала, склонность личности к инноватике и к творческой интерпретации в конструировании адаптационных моделей поведения с включением индивидуальных методик достижения успеха и, как следствие, улучшение своей позиции в социальной иерархии. С другой стороны, для укрепления языка доверия в обществе должны быть структурные возможности, поощряющие доверие, и так называемые агентурные ресурсы, символизирующие готовность и желание воспользоваться этими возможностями. С этой точки зрения задача власти—предоставить нашим гражданам возможность получения достойного и доступного образования, медицинской помощи, работы и т. д., а за дача граждан—эффективно использовать все это.
Укрепление языка доверия, независимо от известных уровней оказания доверия, представляется возможным за счет обеспечения государством условий для практической реализации конституционных прав гражданами страны, расширения площадок гражданского позиционирования и взаимодействия с властью, с включением механизмов, исключающих риски для гарантированного исполнения сторона ми принятых на себя обязательств. Действующая государственная власть работает над этим и уже достигла ощутимых результатов.

Мы не с Россией, мы в России
Встреча с жителями республики

Сегодня становится нормой выносить на публичное обсуждение значимые для каждого россиянина законотворческие инициативы или беспрепятственно устанавливать компьютерно опосредованную связь с представителем власти. Действие в стране институтов гражданского общества, реализующих в числе прочих и функцию социального контроля,—тоже яркое свидетельство открытого, основанного на доверии сотрудничества власти и общества. Многое делает ся и в выработке и реализации политических прав наших граждан. Но, к сожалению, часть из них, вы ражая свое мнение в публичной сфере власти, за частую выходит за рамки российского правового поля, что можно рассматривать как нежелание устанавливать доверительные взаимоотношения, и тогда уже разговор о намеренных контактах становится беспредметным.

— Какие формы взаимодействия способствуют укреплению межконфессионального диалога? Как укреплять язык доверия в этой сфере, когда налицо объективно существуют противоречия: признавая единство Бога, религиозные конфессии делят людей по различию ритуалов, образа служения, представлений об истинности веры?

Мы не с Россией, мы в России
День Победы—всеобщий праздник

— Одним из достижений современной демократии является легализация и конституционное оформление религиозных прав граждан Российской Федерации. Однако всем надо помнить 14 ю статью Основного Закона, определяющую светскость государства и равенство религиозных объединений перед законом.
В этой связи актуализируется и вопрос взаимодействия религиозных организаций и вопрос их взаимодействия с государством.
При ответе на первую часть вашего вопроса следует сказать и об амбивалентном характере религиозно этнического симбиоза. С этой точки зрения, чтобы укрепить межконфессиональный мир в России, представляется необходимым устранить этноконфессиональную предубежденность и интолерантность за счет выработки приемлемых цивилизованных средств обеспечения диалога культур. При этом важно включить в повестку дня позитивные духовные и социальные традиции, параллельно нейтрали зуя конфликтогенные факторы. На укрепление языка доверия в этноконфессиональных отношениях сегодня влияют социально экономические процессы, пробелы в законодательстве, в работе правоохранительных органов и т. д. Поэтому власть прилагает все усилия для их устранения. Однако многое в обеспечении этноконфессионального мира определяется и тактическим поведением должностных лиц, и тоном журналистов, политиков (отождествляющих общечеловеческие нравственные ценности с библейскими канонами без учета того, что они так же совпадают и с исламскими или с буддистскими нормами) и позицией религиозных лидеров, и распространением принципов религиозной терпимости, и действительным утверждением в массовом со знании и государственно правовой сфере концепции единой российской нации как совокупности равноправных этноконфессиональных общностей.

Мы не с Россией, мы в России
На траурном митинге

Именно соблюдение конституционного принципа равенства конфессий по закону лежит в основе межконфессионального диалога. С этой точки зрения инициатива части интеллектуалов нашей страны, высказывающихся за утверждение в Российской Федерации кооперационной модели государственно вероисповедных отношений, основанной на дифференцированном типе правового регулирования религиозной (этноконфессиональной) сферы, представляетсянеуместной. Культурно религиозного единства на этом основании уж точно не достичь. Поэтому наиболее оптимальной для нашей страны представляется модель равного государственного партнерства со всеми конфессиями.
Вопрос устранения противоречий между религиозными верованиями, которые, признавая единство Бога, все
же дифференцируют верующих в Него, правильнее было бы адресовать специалистам в области теологии. Это не государственно политический вопрос, а религиозный. Правда, сегодня, когда принято все политизировать, религия политизируется ничуть не меньше. Более того, религиозно политический радикализм, основанный на протестной политической активности верующих, мобилизует их на борьбу против действующей власти.

— Что может сделать современный политик российского, регионального уровня для укрепления языка доверия в обществе?

— Однозначный ответ на этот вопрос предельно банален—исполнять свой государственный долг, т. е. служить многонациональному народу России в рамках закона и отведенных ему компетенций. Каждый политик понимает, что в демократическом государстве власть зависима и подотчетна гражданскому обществу. Или должен понимать!

Мы не с Россией, мы в России
Открытие памятника в ауле Бесленей

— Что является показателем доверия к власти со стороны населения на муниципальном, региональном уровне?

— Индикатором доверия граждан к власти и на муниципальном, и на региональном уровне является поддержка населения, которая может быть формализована в виде общественного мнения, участия граждан в выборах и коллективных политических действиях. Этот показатель может меняться в зависимости от того, какую политику проводит власть по отношению ко всему населению или к конкретной категории граждан в актуальной политической ситуации.

— Двойные стандарты разрушают язык доверия. Коррупция относится к их числу. Как ей противостоять? Насколько эффективны принимаемые в этом направлении государством меры?

— К сожалению, факты коррупции, выявленные на различных уровнях государственной власти и ставшие достоянием общественности, подрывают ее авторитет и устойчивость. Но не только морально
правовая сторона вопроса разрушает язык доверия. Ущерб обществу, причиняемый коррупционерами, иногда исчисляется сотнями миллионов рублей. По этому коррупция сегодня уже угрожает национальной безопасности России. Учет этого обстоятельства обусловил системный подход в борьбе с коррупцией. На всех уровнях власти созданы специальные структуры—комиссии по борьбе с коррупцией, свой вклад в это дело вносят и граждане, информирующие о факте коррупции. Но приоритетной задачей власти является выявление и устранение причин этого явления. Лучше предупредить коррупцию за счет ужесточения системы отбора кадров на государственную гражданскую службу, надзора и контроля их деятельности. Используя разработанную МВД РФ методику, возможно проведение проверок госслужащих на коррупционную устойчивость. В устранении коррупции позитивную роль играет и система стимуляции труда.
Одной из признанных проблем является доказательство вины гражданина, подозреваемого в коррупции, а также вынесение виновному судебной инстанцией адекватного вердикта. Поэтому отдельная ответственность в реализации комплекса антикоррупционных мер возлагается и на следственные органы и суды.
При общности отдельных сфер, таких, как экономика, медицина, образование и т. д., наиболее подверженных коррупции, рассуждать однозначно об эффективности государственных мер в борьбе с коррупцией в них невозможно хотя бы потому, что уровень коррупции и динамика эффективной борьбы с этим злом в субъектах страны имеет существенные отличия. При этом не все коррупционные дела приобретают огласку, что естественным образом отражается на общественном мнении. К примеру, из за фальсификаций ЕГЭ мною 2 августа текущего года была отправлена в отставку и. о. министра образования и науки КЧР. Эта весть стала достоянием гласности, хотя уровень фальсификаций ЕГЭ в нашей республике был ниже аналогичного показателя в ряде других субъектов РФ. Данный пример убеждает, что даже при выявлении фактов коррупции часть из них за крыта для общества так же, как закрыта и информация о применении соответствующих санкций. В итоге получается, что даже идеально разработанная концепция борьбы с коррупцией не будет реализована без политической силы воли исполнителей.

— Постконфликтный синдром на Северном Кавказе серьезный фактор, мешающий установлению языка доверия между людьми. Одно из его проявлений—национализм на бытовом уровне. С какими наиболее типичными проявлениями национализма вы сталкивались в повседневной жизни? Как их преодолеваете? Что делаете для улучшения добрососедства в ближайшем социуме?

Мы не с Россией, мы в России
Посещение школы

—Я бы не стал преувеличивать роль постконфликтного синдрома на Северном Кавказе как фактора бы тового национализма уже потому, что он не коррелирует с причинами конфликтов, вызвавшими указанный психологический эффект. К тому же конфликты на Северном Кавказе и Юге России специалисты делят на те, что имеют длительную предысторию, и на те, которые имеют корни в новейшей истории страны. В основе указанных конфликтов лежат территориальные, этностатусные и иные вопросы, но никак не бытовые. А сводить бытовые конфликты к межнациональным, формирующим постконфликтный синдром с националистическим налетом, нам никто не позволит.
Если говорить о каких то барьерах в общении между народами Северного Кавказа, то их практически не существует на этом массовом уровне. Свежий и яркий пример успешного взаимодействия местных на родов был продемонстрирован у нас в Карачаево-Черкесии, где 8–10 октября нынешнего года прошел спортивный фестиваль «Кавказские игры». В этом масштабном по местным меркам мероприятии приняли участие тысячи человек из СКФО с различны ми этническими и прочими идентичностями.
Концепции межнационального общения на уровне не больших групп и личностей во многом определяются не этнической принадлежностью, а «социальным капиталом» каждого гражданина. Люди сегодня устанавливают намеренные контакты, исходя из прагматичных соображений, и здесь разговоры о воздействии каких либо синдромов не совсем приемлемы, хотя в отдельных случаях возможны и исключения.
Относительно себяскажу, что мне не приходилось сталкиваться с национализмом на бытовом уровне или в повседневной жизни. Отчасти это обеспечивается соблюдением общепринятых правил меж культурной коммуникации.

— Какие факторы, поCвашему, мешают в национальном и конфессиональном многоцветии Кавказа принять тезис: «Мы разные, но мы равные»?

— В контексте вашего вопроса мы можем говорить лишь о российском Кавказе. А если так, то в нем указанный тезис никто еще не отменял. Общепринятыйв цивилизованном мире принцип равенства всех на родов закреплен и в Конституции страны. Более того, многонациональный народ России в конституционно правовых отношениях выступает в качестве единой государственной гражданской нации, составляющей основу государственной идентичности России и предопределяющей характер отечествен ной модели федерализма.
К числу указанных факторов следует прежде всего от нести несоблюдение закона, о чем свидетельству ют действия бандгрупп, криминальных структур, религиозно экстремистских организаций, а также съезды этнических сообществ, принимающих решения с требованием одностороннего изменения границ субъектов страны.
Кроме того, следует устранить барьеры на пути создания условий для равноправного и совместного эко номического, политического и культурного развития всех народов России, независимо от присущихим культур, верований, обычаев, традиций, но базирующихся при этом на принципах демократии, гуманизма, толерантности.

— Какие тенденции, существующие в правовом поле, способствуют формированию и укреплению языка доверия в обществе, а какие проявления препятствуют этому?

— Этому способствуют принятые правовые акты об информационной открытости органов государственной власти. Их соблюдение позволит осуществлять общественный контроль деятельности госструктур и расширит доступ граждан к информации. Хорошим почином стало и публичное обсуждение закона «О полиции». Замечания и пожелания граждан страны, высказанные в Интернет сайте, специально со зданном для этого, будут по возможности учтены.
Именно акцент на информационную открытость и ее доступность характеризуетсовременные нормотворческие тенденции, что, безусловно, способствует укреплению доверия в обществе.

— По каким параметрам для себя лично вы определяете, что человек заслуживает доверия?

— Для доверия должно быть основание (репутация, впечатление, внешний вид), желание и способность адекватно воспринимать информацию, а также своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства.

— Как бы вы оценили роль русского языка, русского народа и русской национальной культуры в установлении языка доверия на Северном Кавказе?

— Роль «русского фактора» на Северном Кавказе труд но переоценить. Русский народ способствовал по вышению уровня образования на Северном Кавказе. Обучая горцев русскому языку и приобщая их к русской национальной культуре, русские на Северном Кавказе играли роль просветителей. По мере распространения русского языка и участия русских в роли медиаторов в установлении контактов между иноэтничными горцами на Северном Кавказе расширился межкультурный диалог. Именно расширился, а не начался. С этой точки зрения русские на Северном Кавказе были и остаются интеграционным центром и стабилизирующим фактором.

— Есть бесспорный тезис: «Жизнь лучше, чем смерть. Свобода лучше, чем рабство. Процветание лучше, чем нищета. Образование лучше, чем невежество. Справедливость лучше, чем несправедливость». У вас есть что добавить?

— «Северному Кавказу и России вместе лучше, чем по рознь». Мы не с Россией, мы в России, и она одна для всех нас.

— Любовь—высшее проявление доверия. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы влюбить Россию в Кавказ, а Кавказ—в Россию?

— Жители Карачаево Черкесии любят и свою маленькую республику, и Россию в целом. И в самом этом вопросе существует некий подтекст, который мне лично не нравится. Карачаево-Черкесия—приграничный субъект, поэтому Россия начинается именно отсюда—с двуглавого Эльбруса, с Главного Кавказского хребта и продолжается на запад, на восток, на юг. И с этой точки зрения сама попытка противопоставления Кавказа и России мне очень напоминает период 90 х годов прошлого века, когда некоторыми средствами массовой информации велась безудержная пропаганда касательно «лиц кавказской национальности». По сегодняшний день отголоски этой кампании встречаются и в прессе, и в умонастроениях некоторых политиков, и в психологии граждан, которым внушили, что само слово «Кавказ» несет в себе угрозу—угрозу единству и целостности государства, угрозу покою и благополучию населения. Внушили, что «лицо кавказской национальности»—это человек, одетый в униформу цвета хаки, вооруженный до зубов, ждущий момента совершить то или иное гнусное злодеяние. Неправда это. На самом деле, «лицо кавказской национальности»—это умное, доброе, светлое лицо. Это лицо россиянина. Но сегодня, противопоставляя Россию и российский Кавказ, мы пожинаем плоды тех ядовитых семян, которые были брошены тогда в почву. Мне много лет пришлось жить в Саратове, работать в Москве, Санкт Петербурге. Мне приходилось бывать в самых различных городах и весях России, и не было места, где бы я не ощущал себя дома.
Думаю, каждый россиянин испытывает подобные чувства. И именно в этом я вижу восстановление чувства единства и целостности родного для всех нас Отечества—Российской Федерации. И осознание этого, мне кажется, помимо всего прочего является способом психологической реабилитации самого слова «Кавказ».
Карачаево Черкесия— полиэтническая республика. И многие считают, что это фактор слабости. Напротив—это фактор силы, развития, фактор успеха на шей республики. И Российская Федерация—это более 150 народов, которые объединены воедино.
И заметьте, Конституция Российской Федерации начинается со слов: «Мы—многонациональный на род РФ…» В этих словах заложен глубокий смысл. И заключается он в том, что мы разные, нас много, но Россия у нас одна. И с этой точки зрения, независимо от своей этнической принадлежности, истории и любых иных обстоятельств, мы—граждане России—представляем одну, единую государственную гражданскую нацию, которая является основой отечественной государственности. Мы объединены едиными цивилизационными принципами. Именно поэтому в нашей республике не говорят: «Навеки с Россией». Мы твердо знаем: мы и есть Россия.
Россияи Кавказ—любящие мать и сын. Нам не нужно искать способов восстановления доверия или любви. И мы никогда не ощущали и не ощущаем себя вне Российской Федерации, вне нашего огромного общего дома.


Сергей Иванов
Журнал «МУЖСКОЙ ХАРАКТЕР»


Предлагаем серебряные украшения для мужчинскачать dle 12.1
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu