Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Новости » Общество » Черкесские ксенократии в странах Ближнего Востока

Черкесские ксенократии в странах Ближнего Востока

Черкесские ксенократии в странах Ближнего Востока
Общество
admin
Фото: Адыги.RU
06:00, 18 сентябрь 2018
7 839
0
Для того, чтобы понять причины возникновения института мамлюков в Египте, необходимо взглянуть со стороны на египетское общество. Египтом, страной культурной и трудолюбивой, по очереди овладевали нубийцы, ассирийцы, ливийцы, персы, македоняне Александра Македонского, римляне и, наконец, арабы.
Черкесские ксенократии в странах Ближнего Востока
Для того, чтобы понять причины возникновения института мамлюков в Египте, необходимо взглянуть со стороны на египетское общество. Египтом, страной культурной и трудолюбивой, по очереди овладевали нубийцы, ассирийцы, ливийцы, персы, македоняне Александра Македонского, римляне и, наконец, арабы. Сами египтяне не сопротивлялись ни одному из завоевателей, давая им драться друг с другом. Этническая система египтян упростилась до того, что их стали называть не по этносу, а по роду занятий – феллахи, что значит “землепашцы”. Правители Египта не мешали аборигенам жить привычным бытом, ограничиваясь сбором налогов. Купцы всех стран везли для египетских эмиров, военачальников, горожан товары со всех концов света. Одним из самых важных товаров были рабы и рабыни. Казалось бы, зачем нужны дорогостоящие рабы, когда для строительства, ирригации и сельского хозяйства было сколько угодно покорных феллахов? Однако девушки-рабыни пополняли гаремы, а мужчины – личные войска халифа.

Первоначально военных рабов называли гулямами. Сложились даже две гвардии гулямов-рабов: белая (из Европы) и черная (из Судана). Со временем, когда количество военных рабов стало увеличиваться, было образовано мамлюкское войско. Значение этого войска постоянно усиливалось – быть рабом-воином стало не позорно, а почетно и выгодно. Несмотря на имеющуюся возможность принять ислам, что давало свободу, мамлюки избегали этой участи. Одинокий человек на чужбине, без денег и друзей, обречен на жалкую жизнь. А, находясь в войске, он был сыт, одет, вооружен и имел прекрасную перспективу повышения. Не смотря на то, что большинство мамлюков получали освобождение, становились феодалами и султанами, их по-прежнему называли мамлюками. В переводе слово мамлюк означает “принадлежащий”, т.е. раб. Фактически они не подчинялись ничьим установлениям, кроме своих собственных, корпоративных. Следует считать мамлюков военно-феодальной кастой Египта.

В мамлюкской среде сложились две основные группировки: бахриты (кипчаки, славяне, мордва, монголы, курды, тюрки), базировавшиеся на острове ал-Бахр, и бурджиты (черкесы, абхазы, грузины и др. горцы Кавказа), базировавшиеся в Каирской цитадели ал-Бурдж. Объединение происходило по этническому признаку, а не по социальному. Принцип этнической близости в неволе выдерживается более строго, чем в любых других условиях.

Первоначально мамлюки представляли собой действительно военных рабов, не предпринимавших попыток изменить свой внешний статус и свое внутреннее устройство. Постепенно они стали эволюционировать в феодальных сеньоров. Превращение мамлюкской верхушки в феодальный класс открыло большие перспективы для всей касты мамлюков и предопределило размывание основных структурных принципов военного рабства.

В Египте мамлюки появились в конце X в. на невольничьих рынках покупались смышленые, крепкие и здоровые мальчики, которых размещали в казармы при закрытых военных школах. Школы эти принадлежали самому халифу, а во времена мамлюкского султаната такие школы имели и высшие эмиры. Доступ в эти школы имели только хозяин и наставники-евнухи. Мальчиков обучали арабскому языку, письменности, основам мусульманства и, конечно же, боевым искусствам: фехтованию, владению конем, борьбе и т.д. К окончанию школы мамлюки получали освобождение и поступали на службу султану или своему эмиру. Они освобождались согласно шариату, несовершеннолетний не мог быть освобожден. Следует выделить то факт, что положение и привилегии мамлюка не могли передаваться по наследству. Эмиром мог стать только мамлюк и лишь в исключительных случаях его сын. Мамлюк мог быть произведен в эмирское звание по приказу султана, который жаловал ему в кормление какой-нибудь лен, назначал годовое жалование в деньгах и облачал в почетную мантию. Каждый эмир должен был иметь своих мамлюков, которые носили на одежде его герб. Эмир не мог быть лишен своего звания, а так же не мог быть возвращен в рабское состояние. В крайнем случае, его могли сослать в далекий гарнизон или казнить. Эмиры были трех степеней: эмир десятка, эмир сорока и эмир сотни.

В наиболее привилегированном положении находились султанские мамлюки. Всего их насчитывалось в гвардии султана от нескольких сот до 10-12 тысяч. Среда султанских мамлюков по своему составу была неоднородной, но всегда в ней преобладали черкесы. Всего мамлюкское войско насчитывало порядка 26 тысяч человек.

Образование черкесского государства мамлюков

В 1258 году мамлюки свергли египетского халифа. С этого времени возникает мамлюкский султанат Египта. В мамлюкской среде не прекращались постоянные интриги, часто доходящие до прямых столкновений между кипчакской и черкесской группировками. К началу XIV века преобладать начинают черкесы, вытесняя кипчаков.

Дальнейшее усиление черкесов приводит к тому, что в 1382 году к власти приходит черкес Баркук (1382-1399). Казалось бы, ничего особенного в этом факте нет, мамлюкскими султанами черкесы становились и раньше. Однако именно с этого времени в Египте устанавливается черкесская ксенократия, просуществовавшая до XIX века. Баркук был первым правителем Египта, проводившим политику, направленную на создание этнического черкесского государства. К концу его правления практически все высшие и средние военные и административные должности были заняты черкесами. Всякое сопротивление других этнических группировок засилью черкесов жестоко подавлялось.

Борьба за власть между черкесскими кланами не прекращалась. Одновременно мамлюки участвовали в войнах с внешними врагами. Успешно были разгромлены передовые части Тамерлана, который не решился принять вызов черкесской конницы, а совершил поход на Черкессию в 1395 году. Мамлюки неоднократно громили полчища крестоносцев, подвергали разорению Кипр, наносили поражения португальским корсарам. Во время первой османо-мамлюкской войны 1485-1491гг. черкесы просто уничтожили османское войско, вооруженное огнестрельным оружием, состовшее из отборных частей янычар и дворянской конницы. Однако черкесские султаны понимали всю сложность своего положения, их силы были не беспредельны, экономика Египта была подорвана войной, а османы могли очень быстро собрать новое войско.

Реванш состоялся в 1516 году в ходе битвы на Дабикском поле. Сначала черкесы обратили в бегство войска турецкого султана, уничтожив свыше 10 тысяч врагов. Главной бедой мамлюков было предательство некоторых эмиров, которые в решающий момент продолжали преследовать свои интересы. Мамлюкский султан Кансав, не смотря на преклонный возраст, лично участвовал в битве, проявляя необычайную отвагу. И погиб он не от вражеской пули или сабли, а получив известия о предательстве. По свидетельству очевидцев, практически никто из мамлюков не был убит саблей или копьем, а только пулей или пушечным ядром.

Последний султан Египта Туманбай сделал очень много для оснащения мамлюкского войска огнестрельным оружием. Но черкесы считали это оружие недостойным мужчины и в результате пушками и мушкетами были вооружены алжирские наемники. В последней битве, которая состоялась 22 января 1517 года, черкесскую конницу возглавил султан Туманбай. Турецкий же султан Селим, всю битву наблюдал из своего шатра, готовый покинуть его в любой момент. Проиграв артиллерийскую дуэль, мамлюки ринулись в атаку, сметая на своем пути османов. Но их было слишком мало, чтобы победить стотысячную турецкую армию. Турки вошли в Каир и устроили настоящую резню черкесов. Узнав об этом, Туманбай с двумя тысячами мамлюков ворвался в Каир и поднял восстание. Турки бежали из города, но ситуацию в целом спасти уже было нельзя. Война закончилась поражением мамлюков и прекращением существования мамлюкского султаната.

Египет стал обычной провинцией Османской империи, мамлюкская гвардия первоначально была распущена, но затем вошла в состав черкесского корпуса – одного из семи корпусов османской армии в Египте. В целом, мамлюки сохранили свою корпоративную организацию, что позволило им в будущем занять прежние позиции. Политическая история мамлюков османского периода распадается на три основные части: первая – с 1517 по 1711 гг.; вторая – с 1711 по 1798 гг.; третья – с 1798 по 1811 гг. Первый период можно назвать с некоторой натяжкой османским. Второй период получил название мамлюкского эмирата. В это время османское владычество было чисто номинальным. Третий период характеризуется полным упадком мамлюкской системы.

Черкесы в странах Ближнего Востока
В отличие от Египта, история черкесов в османской Турции и других странах Ближнего Востока, изучена слабо. Однако некоторые данные позволяют говорить о том, что в позднем средневековье и в новое время количество черкесов в Турции было сравнимо с количеством, присутствовавшим в Египте.
Большую роль сыграли черкесы также в истории становления и развития османского государства. Основатель его султан Сулейман I Кануни (1522–1566) взял "первой женой" черкешенку бесленеевского рода. Количество выезжающих из Черкесии на турецкую службу в XVII–XVIII вв. резко выросло, о чем свидетельствуют имена крупных государственных деятелей, полководцев и дипломатов, которых и перечислить невозможно. С 1530 года по последние годы черкесского изгнания звания османских пашей получили около 250 черкесов, 12 из них стали премьер-министрами, один удостоился титула шейх-уль-ислама, около 115 человек стали маршалами, генералами, командирами воинских частей, послами. Еще больше их число пополнило ряды османской элиты в последующий период. История образования и становления Оттоманской империи за семь столетий насчитывает 3000 везиров представителей 10–15 национальностей; только черкесов везирами стали в период с 1530-го по 1910 год более 400 человек"
Адыгская община в Турции опиралась во многом на гаремные связи черкешенок. Попадали в гаремы не только черкешенки рабского происхождения, но и лично свободные девушки. Невольничество черкешенок носило номинальный характер, почти все они сами желали попасть в Стамбул и выйти замуж за богатого пашу или сановника. Часто родители сами доставляли своих дочерей, а те рассматривали процесс своей продажи как способ устроиться в жизни. Чем красивее была девушка, тем большей свободой она пользовалась.
Многих девушек приобретали знатные мусульманки, воспитывали их, обучали шитью одежд, вышиванию золотом. Все они получали религиозное образование, учились читать по-арабски. Наиболее способные из них получали высшее образование и становились секретарями. По достижении совершеннолетия эти девушки продавались, принося огромные барыши своим хозяйкам.
По свидетельству современников, восточные правители гордились, когда в числе их жен и наложниц имелись черкешенки. Попадая в гарем султана, они всячески помогали продвижению своих соплеменников. Практически все турецкие султаны XIX-XX веков были рождены черкешенками, окружали себя черкесами, презирали все турецкое. Рождаясь от браков с черкешенками, османские султаны, в свою очередь женились на черкешенках. Это обстоятельство определяло отношение их к той войне, которая велась против России на родине их жен и матерей. По своему антропологическому типу эти султаны были черкесами. Эдмонд Спенсер подчеркивал: “Черкесская кровь течет в венах султана. Его мать, его гарем – черкесские; его рабы черкесы, его министры и генералы черкесы”.
Высочайший статус черкешенок объясняется не только их красотой, но во многом и тем, что они воспитываются в строгих нормах адыгского этикета.
Помимо Стамбула, Каира и Дамаска, черкесская община существовала в Тунисе, Судане, Ираке и Иране. Сведения о них весьма отрывочны, но позволяют судить, что суть их пребывания в этих странах оставалась прежней – черкесы всегда использовались правителями этих стран для военных целей. Однако в Ираке наибольшим влиянием пользовались грузинские мамлюкские группировки.

Черкесские воины-наемники известны и в истории Ирана. В годы правления шаха Тахмаспа (1524–1576) отряды из Черкесии, Дагестана и Туркмении стали играть важную роль в политической жизни страны. Кабардинская знать была связана родством с иранскими шахами. В частности, шах Аббас I (1587–1629) был зятем кабардинским, при его дворе служил черкесы. Кабардинкой была и мать шаха Сефия I (1629–1642). К нему часто ездили малокабардинские князья Немецкий философ И. Г. Гердер (1744–1803) имел все основания писать: "...индуски и черкешенки облагородили персидскую кровь".

Не смотря на то, что отношения Черкессия – Ирак, Черкессия – Иран не были столь интенсивны как отношения Черкессии с Египтом и Турцией, адыги (черкесы) обладали серьезным влиянием на политику двух первых стран, но влияние это еще недостаточно хорошо изучено.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)