БОЛЬШОЙ КИЧМАЙ

БОЛЬШОЙ КИЧМАЙ
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
12:03, 14 декабрь 2018
13 802
0
Аул Большой Кичмай среди коренного населения известен как Шахэк1эй (на литературном адыгейском языке), в русской же транскрипции — ШахэкIэй, а на шапсугском диалекте как Шахэкей). Население аула составляет 527 человек, из них русских — 6, абхазов— 1, армян— 1, евре-1. Аул расположен на правом берегу реки Шахэ в 7 километрах от устья. Географическим термином ШахэкЬй ранее обозначалась вся прилегающая долина к реке. Он является собирательным для всех шапсугских селений, тянувшихся до Кавказской войны вдоль реки на десятки километров. В то же время каждое селение в этой местности (хабль) имело свое название, чаще всего родовое. Выше аула Большой Кичмай сохранились многочисленные следы бывших аулов (фундаменты строений, могилы, плодовые деревья и т. д.). Среди них Хакухабль, Мэфапэ, Мэгухабль (Мэгухьабль), Пыху-цикутам
БОЛЬШОЙ КИЧМАЙАул Большой Кичмай среди коренного населения известен как Шахэк1эй (на литературном адыгейском языке), в русской же транскрипции — ШахэкIэй, а на шапсугском диалекте как Шахэкей). Население аула составляет 527 человек, из них русских — 6, абхазов— 1, армян— 1, евре-1.

Аул расположен на правом берегу реки Шахэ в 7 километрах от устья.

Географическим термином ШахэкЬй ранее обозначалась вся прилегающая долина к реке. Он является собирательным для всех шапсугских селений, тянувшихся до Кавказской войны вдоль реки на десятки километров. В то же время каждое селение в этой местности (хабль) имело свое название, чаще всего родовое. Выше аула Большой Кичмай сохранились многочисленные следы бывших аулов (фундаменты строений, могилы, плодовые деревья и т. д.). Среди них Хакухабль, Мэфапэ, Мэгухабль (Мэгухьабль), Пыху-цикутам (Пыхъуц|ыкутам), Баыфо (БаТыфо), Баыцыку (Ба|ыц1ыку), Чокодоку (Цъо-къэдокъу), Кичмай.

Какова же история основания аула Большой Кичмай?

В 1864 году большинство жителей причерноморской Шапсугии было выселено в Турцию, а другая часть — на Кубанскую равнину. Оставшиеся на родине шапсуги скрывались в горах и еще несколько лет своими внезапными набегами тревожили царские войска и новых поселенцев. Вышедших с гор черкесов для окончательного «усмирения» селили вблизи расположения царских войск, которые, в свою очередь, дислоцировались в местах, ранее освоенных горцами.

Один из таких черкесских аулов был отмечен в 1866 году комиссией Хатисова и Ротинянца на правом берегу реки Кичмай, впадающей в реку Шахе.

Нередко вышедших с гор черкесов селили подальше от родных аулов; Так, в 1872 году, по сообщению А. В. Верещагина, более 200 горцев, вышедших с гор и вернувшихся первой роте в верховьях реки Кудепста. К ним подселились и те адыги (черкесы), которые вернулись из Турции.

В 1873 году А. В. Верещагин побывал в этом ауле, получившем официальное название Лесное. Он приводит и его местное название — Псахо и указывает, что в нем живет 241 черкес. Верещагин пишет, что в 1875 году псаховские черкесы начали хлопотать о своем переселении в долину реки Шахе, «...почему-то,— указывает он.— не возлюбив свою уже отработанную оседлость». Получив разрешение, черкесы покинули Псахо. Верещагин был свидетелем их окончательного перехода в местность Шахэчей. Как справедливо пишет Д. Ш. Инал-Ипа, переселение было вызвано желанием вернуться к покинутым в 1864 году родным очагам и могилам предков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени могилы, в том числе с мраморным надгробием во дворе Кобж Керия сына Хасана. От отца ему известно, что в могиле была похоронена женщина с золотыми ножницами. Захоронение состоялось до Кавказской войны, следовательно среди переселенцев аула Кичмай были люди, которые и раньше жили здесь. Сведения А. В. Верещагина и Д. Ш. Инал-Ипы подтверждаются данными научного сотрудника, Лазаревского филиала музея Руслана Гвашева.

По рассказам старожилов, сохраненным потомками, действительно первые жители аула Б. Кичмай пришли с р. Кудепста примерно в 1876—1877 году. Установлены имена и фамилии 12 человек, представителей шапсугских родов Коблъ, Хушт, Гващевых, среди них и Тлепшау Кобж, о котором упоминает Верещагин, как о старшине аула Псахо.

По словам его правнука Камболета Кобж, у одного из потомков хранятся грамота и медаль (крест белого металла), которые были вручены Тлепшау за вывод из леса скрывавшихся там черкесов. Названные предметы после смерти Тлепшау в 20-х годах из предосторожности были замурованы в стену дома. Невестка запомнила это место и показала его сыну, внуку Тлепшау. И действительно, в 60-х годах XX века грамота и медаль были обнаружены в указанном месте.

А теперь несколько слов о происхождении топонима «Кичмай». В 1897 году И. Клиген в книге «Основы хозяйства в Сочинском округе» говорит о существовании черкесского аула Кичмай на реке Шахэ в 8 верстах от моря. Официальное название Кичмай аул получил в 70-х годах XIX века хотя находится на реке Шахэ. Имя ему дали жители старого аула Кичмай, к тому времени переселившиеся в новый аул Кичмай. Вплоть до 60-х годов XX века в Кичмае Старом и Верхнем, как его до сих пор называют жители Б. Кичмая, жили несколько русских семей, поселившихся там уже в советское время. К1иш — начало слова К1и-шмай (Кичмай) в переводе с адыгейского значит кузня. При чем же тут кузня? Возникает вполне резонный вопрос, на который ответил ста рожил Б. Кичмая Иляс Кетао. который родился в Верхнем (Сичмае. Его отец, умерший в возрасте более чем 100 лет, участвовал в поездках кузнецов из аула на гору Фишт. Здесь они собирали железную руду, из которой затем добывали железо. Плавительные печи, кузницы в ауле сохранялись долгое время. Отсюда и название аула К1ишмай (Кичмай).

Г. Т. ПОЛОВИНКИНА,
заведующая Лазаревским филиалом Сочинского музея
www.adygi.ru
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)