Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История в лицах » Б. Бгажноков: Инал - основатель княжеских династий Черкесии

Б. Бгажноков: Инал - основатель княжеских династий Черкесии

Б. Бгажноков: Инал - основатель княжеских династий Черкесии
История в лицах
zafe
Фото: Адыги.RU
02:27, 06 март 2016
9 806
0
Многочисленные и широко известные предания и документы рисуют подробную картину объединения адыгских и абазинских княжеств и владений под властью Инала, нареченного Святым – Инал Нэху. Судя по всему, как правитель Черкесии он выдвинулся в последней трети XIV века. Это был период смуты в Золотой Орде, которой подчинялась в то время значительная часть Черкесии и прежде всего Кабарда. После убийства ханом Золотой Орды Бердибеком (1357-1359) своего отца Джанибека (1342-1357) власть в Золотой Орде была поколеблена, и усилились сепаратистские тенденции, на политическую сцену вышли не только Чингисиды, но и темники Мамай и Хаджи Черкес. Одновременно с ними и, казалось бы, с такими же, но принципиально иными по содержанию целями действовал князь Инал. Он выполнял роль, аналогичную той, какую выполнял Иван Калита на Руси, - собирателя

Многочисленные и широко известные предания и документы рисуют подробную картину объединения адыгских и абазинских княжеств и владений под властью Инала, нареченного Святым – Инал Нэху. Судя по всему, как правитель Черкесии он выдвинулся в последней трети XIV века.
Это был период смуты в Золотой Орде, которой подчинялась в то время значительная часть Черкесии и прежде всего Кабарда. После убийства ханом Золотой Орды Бердибеком (1357-1359) своего отца Джанибека (1342-1357) власть в Золотой Орде была поколеблена, и усилились сепаратистские тенденции, на политическую сцену вышли не только Чингисиды, но и темники Мамай и Хаджи Черкес. Одновременно с ними и, казалось бы, с такими же, но принципиально иными по содержанию целями действовал князь Инал. Он выполнял роль, аналогичную той, какую выполнял Иван Калита на Руси, - собирателя разрозненных адыгских владений и земель.
К обозначенной датировке становления «державы» Инала подводит относящийся к 1753 году документ, в котором об этом сообщают три кабардинских князя – Магомед Коргокин, Касай Атажукин, Кара-Мурза Алеев. В письме, адресованном императрице Елизавете Петровне, они связывают воедино время князя Инала, хана Джанибека (правда, называя его ошибочно крымским ханом) и абазинского владетеля Хаджи Ахмеда, поселившегося в Черкесии на северных склонах Кавказа. В документе сказано: «Во время … Инала в Крыму ханом был Джанбек-Хан, и с того времени вышереченные абазинцы наши суть». Кроме того, Д. де Монпере, Л.Я. Люлье и другие известные кавказоведы первой половины XIX столетия полагают, что князь Инал царствовал в начале XV века.
Это ориентиры, по которым можно с определенной долей вероятности считать, что время правления родоначальника адыгских княжеских фамилий приходится на последнюю треть XIV и начало XV века.
Инал объединил разрозненные адыгские племена и установил власть княжеского дома Иналовичей на обширном пространстве Северного и Юго-Западного Кавказа, начиная от реки Бзыбь, впадающей в Черное море до Прикаспийских степей, прилегающих к устью Терека. Большое влияние имел Инал и на черкесских жителей Крыма. Здесь со времен его прадеда Араб-хана и еще раньше адыги (черкесы) жили в южной части полуострова в долине Черкез Тюз (Черкесская долина), где протекала река Кабарда и находилась крепость Черкес-кермен.
Столицей Черкесии и резиденцией самого Инала стал укрепленный город Шанджир, построенный дедом Инала Абдан-ханом между реками Псиф и Напиль на развалинах древней Синдики, главного города Синдского государства. Описывая остатки этого города, Г.Ю. Клапрот пишет: «Там еще можно встретить стены и рвы диаметром приблизительно в половину немецкой мили; они тянутся на восток до Псифа и на запад до Нефила. Эта постройка имела четыре выхода, наподобие римского лагеря. На севере, со стороны кубанских плавней, есть ряд холмов, которые можно принять за фортификации».
По сведениям Ш.Ногма, адыгские тлекотлеши и уорки пытались воспрепятствовать возвышению Инала. Однако в решающем сражении ему удалось разбить объединенное войско тридцати крупных феодалов. Десятерых из них он приказал казнить, остальных принудил к присяге на верность и подданство. В конце концов, народ Черкесии повсеместно признал Инала своим верховным, великим князем. Для управления страной и решения спорных вопросов Инал поставил над народом 40 судей, видимо, по числу отдельных княжеств и владений. Такой образ правления, по словам Шоры Ногма, «продолжался до 1427 года».
К этому времени, как можно понять, Инала уже не было в живых и Черкесией управлял кто-то из его пятерых сыновей. Хотя датой смерти Инала считают иногда 1458 год, эта версия, впервые выдвинутая А.Т.Шортановым, ничем не подкреплена. Большие сомнения вызывает и гипотеза А.В.Гадло, который переносит время правления Инала в эпоху конца VIII – первой половины IX века. Скорее всего, пик активности Инала пришелся на период после нашествия Тимура. А датой его смерти можно считать, учитывая все сказанное, начало XV века. Место захоронения Инала – Инал-куба находится в верховьях реки Бзыбь, впадающей в Черное море в районе Пицунды.
Официальным для потомков Инала стал титул пщы – «святой», «верховный». Указывая на особый статус среди адыгских феодалов, Иналовичи говорили: Дэ дыгъэ-мазэм дыкъыхэкIащ, дыкъурейшы лъэпкъщ» - «Мы солнечно-лунного происхождения, из рода курейшитов». Это типичная для правителей того времени формула. Тем самым как бы подтверждалась принадлежность Иналовичей к высшим, небесным силам, потомкам пророка, которым предначертано править черкесским народом.
Ореолом святости окружена фигура самого Инала. По свидетельству Хан-Гирея, его считали «человеком сверхъестественным, причастным святости, и люди с благоговением призывали на помощь «бога счастия Инала», в твердой уверенности, что имя великого предка может способствовать успеху всякого начинания. Священными считались и считаются различные места, названные именем Инала: Иналов родник близ Анапы, река Инал, впадающая в Кубань справа ниже аула Хумара, гора Инал в междуречье Баксана и Малки в верховьях этих рек, бухта Инала на Черном море в окрестностях Геленджика, долина Инала в верховьях реки Шахе и т.д.
Объектом особого почитания стал мавзолей Инал-куба. До недавнего времени сюда приходили адыги (черкесы), чтобы принести Иналу поминальные жертвы. Русские жители современного селения Псху называют гору, на которой покоится Инал, Святой. Символом святости и божественной власти Инала явилась и (воссозданная или созданная воображением Иналовичей) его корона с семью зубцами и червленой шапкой, украшенной навершием в виде серебряного пера.
Это геральдическая корона, соединяющая в одно целое сложный по композиции герб князей Черкасских. В источниках ее называют княжеской шапкой и короной Инала и рассматривают как символ адыгской государственности.
Сыновья, внуки и правнуки Инала поделили между собой всю территорию Черкесии. Прямыми потомками и наследниками Инала считали себя князья Хейгака, Темиргоя, Хатукая, Кабарды, а также княжества Бесленей, отделившегося от Кабарды во второй половине XVI века. Мощь каждого из этих княжеств постоянно возрастала. Но возрастали вместе с тем и амбиции каждого удельного князя, создавая почву для междоусобных столкновений, дробления страны на большое число мелких владений, политически и экономически плохо связанных друг с другом. Это сделало возможным уничтожение во многом еще очень хрупкого единства страны, достигнутого Иналом.
Картину феодальной раздробленности уже к середине XV века застал в Черкесии итальянец И. Барбаро, впервые упомянувший кабардинцев (кавертейцев).
Центробежные тенденции усилились в результате формирования и возвышения княжеств, претендовавших на подчинение своему влиянию всей Черкесии. К их числу относится Жанетия, территория которой включала часть прибрежной полосы Азовского моря между устьями Кубани и Дона. В первой половине XV века успешная борьба с крымскими татарами, резкое увеличение численности и занимаемой территории выдвинули Жанетию в число самых сильных и влиятельных княжеств Черкесии. По словам Хан-Гирея, даже кабардинцы «не раз ипытывали алчность, безмерную гордость и истребительские набеги жанейцев».
В отношении единства интересов и централизации власти Черкесия второй половины XV века мало чем отличалась от ее состояния в X веке, известного по описаниям арабского географа Масуди. Держава Инала, если она и существовала в том виде, как ее представляют Ш.Ногма и некоторые современные историки, расползлась к этому времени по швам. На Руси между тем имели место прямо противоположные процессы «собирания русских земель» и объединения их под властью московского князя Ивана III, деда Ивана Грозного.



© Адыги.RU
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)