СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ
Литература
zara
Фото: Адыги.RU
11:40, 26 май 2020
11 362
0
По наиболее распространённой теории в неё входят две группы: адыго-абхазская и нахско-дагестанская. Академики Старостин и Николаев в 80-ые годы 20 века произвели реконструкцию прасеверо-кавказского языка через восстановление промежуточных состояний (пралезгинского, праашуйского, пранахского и др.) было выявлено 800 общих корней и замечено 60% совпадений в 100-словном списке базовой лексики. У нахских и дагестанских языков были выявлены четкие фонетические соответствия и чередования звуков. По современной классификации северо-кавказская семья является частью древней хатто-алародийской семьи и имеет в настоящее время две ветви: ашуйскую и нахско-дагестанскую, делящиеся в свою очередь на группы. Ашуйская ветвь более однородна и различия между её языками не столь велики, как внутри нахско-дагестанской ветви, в которой выделяют три
СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯПо наиболее распространённой теории в неё входят две группы: адыго-абхазская и нахско-дагестанская. Академики Старостин и Николаев в 80-ые годы 20 века произвели реконструкцию прасеверо-кавказского языка через восстановление промежуточных состояний (пралезгинского, праашуйского, пранахского и др.) было выявлено 800 общих корней и замечено 60% совпадений в 100-словном списке базовой лексики. У нахских и дагестанских языков были выявлены четкие фонетические соответствия и чередования звуков. По современной классификации северо-кавказская семья является частью древней хатто-алародийской семьи и имеет в настоящее время две ветви: ашуйскую и нахско-дагестанскую, делящиеся в свою очередь на группы. Ашуйская ветвь более однородна и различия между её языками не столь велики, как внутри нахско-дагестанской ветви, в которой выделяют три группы: западную (нахская и аваро-андо-цезская подгруппы), центральную (лакская и даргинская подгруппы), восточную (лезгинская и хиналугская подгруппы).

Сино-Кавказская макросемья.

В IX-VIII тыс. до н.э., уже после начала распада ностратической макросемьи, произошло деление т.н. сино-кавказской (дене-кавказской, протохурритской, карийской, китайско-кавказской, палеоевразийской) общности, дислоцированной от Малой Азии и Балкан до Памира. Её соседями были ностраты, заселявшие Иран, Среднюю Азию, Аравию, Междуречье. Антропологически сино-кавказцы были протобалкано-кавказского типа (характерного для горных районов), а ностраты – протосредиземноморского (характерного для равнин и степей).
Стоит обратить внимание на тот факт, что сино-кавказская макросемья является более гипотетической, чем ностратическая, т.к. слишком велико географическое расстояние между крайними точками ареала: Калифорнией и Страной Басков.

История распространения сино-кавказских языков выглядит приблизительно следующим образом.

… Обособление основных протоязыков, исходящих из южноевропеоидного ствола, произошло в районе 15-12 тыс. до н.э. на Ближнем Востоке. Их образовалось три: сино-кавказский, ностратический и афразиатский, причем два последних были более близки между собой, чем к первому. Не исключено существование в то время и других протоязыков, которые в будущем бесследно исчезли (к ним можно отнести «банановые» языки Междуречья и шумерский, хотя последний часто сближают с сино-кавказским). К особенностям сино-кавказских языков относят сложную глагольную морфологию, которая образуется по схожим принципам, и эргативное построение предложений, противопоставляемое номинативной конструкции ностратических языков.

Расселение ностратов по Средней Азии и Ирану разделило сино-кавказцев на три зоны: восточную, западную и северную, между которыми располагалась урало-дравидо-алтайская ностратическая общность. Наиболее обособленной была северная, образовавшаяся ещё в 9 тыс. до н.э. одной из первых.

• Северные сино-кавказцы (прото-на-дене) под напором ностратов двинулись в Сибирь, откуда вместе с ностратическими протоэскоалеутами проникли на Аляску в 5 тыс. до н.э., после чего их пути разошлись. Антропологически на-дене относятся к тихоокеанскому типу американских индейцев, который имеет европеоидные элементы, что может косвенно служить подтверждением сино-кавказской гипотезы и принадлежности языков на-дене и некоторых других языков Северной Америки к СК макросемье. Генетически у на-дене обнаруживается сходство с байкальской расой и значительная европеоидная составляющая при ослабленности монголоидных черт (средний рост, брахикефалия, развитый воолосяной покров, прямоугольное широкое лицо, широкий выпуклый нос, плоский затылок, светлая кожа), а лингвистически устанавливаются параллели с енисейскими языками и языками Восточной Азии (тональная фонология, присутствующая в кетском и китайско-тибетских). В семью на-дене входят языки атапасков (навахо, апачи и др. племена, проживающие от Аляски до Мексики, причем южные территории были освоены в Средние века), тлингит, хайда и эйяк, а также возможно салишские языки мосан и вакашей, часто включаемые в алгонкино-мосанскую семью, но имеющие смешанный характер. Язык навахо является не только разговорным и живым, но и развивающимся.
Языки чукотско-камчатской семьи структурно не имеют аналогов на Евразийском континенте и рассматриваются как одна из ветвей северо-американских индейцев (вероятно алгонкинов), переселившаяся в Евразию в 5-4 тыс. до н.э. Ительмены были народом, который в ходе длительных контактов с чукчами и коряками перенял их антропологические черты и элементы языка, образовав т.н. чукотско-камчатский языковый союз.

• Восточные сино-кавказцы были вынуждены передвигаться на восток к Тихому океану. Их путь пролегал через Уйгурию, Джунгарию в бассейн реки Хуанхэ. Первоначально они селились обособленно, однако в 6 тыс. до н.э. наметился раскол на тибетско-бирманскую, китайскую и кетскую группы. Протокеты, будучи на тот момент ещё европеоидами, двинулись вниз по течению Енисея, смешиваясь с местным монголоидным палеоазиатским населением байкальского типа, формируя особый енисейский антропотип.

Прото-тибето-бирмано-китайцы на реке Хуанхэ и в районе Монголии оформились в протокитайский расовый тип при участии австронезийской составляющей. Этот тип получил последующее развитие в Корее (тунгусские и южномонголоидные элементы) и в Тибете (центральноазиатские и южномонголоидные элементы).
Япония, Курилы, Приморье, Камчатка, Сахалин находились в зоне смешения австралоидного компонента индо-тихоокеанской макросемьи, постепенно вытесняемого австронезийскими языками. Из осколков индо-тихоокеанцев можно отметить нивхов, айнов, ительменов. Эти народы занимают обособленное лингвистическое положение, однако тяготеют к ю.в. Азии, а в расовом отношении у них имеется явная австралоидная примесь.

Автронезийские и паратайские языки были до н.э. распространены по всему Дальнему Востоку и в Северном Индокитае. В Тибете, Бирме, Гималаях, Индии (в додравидийскую эру) проживали носители мяо-яо и австроазиатских языков. Эти языковые семьи группируются в австрическую макросемью, распад которой произошел в 9-8 тыс. до н.э. на австро-тайский и мяо-австроазиатский протоязыки. В 7-6 тыс. до н.э. австро-тайский распался на паратайский и австронезийский языки, а мяо-австроазиатский на мяо-яо и австроазиатский. Последующее дробление произошло в 5-4 тыс. до н.э.

Носители прототибето-бирманского языка в 5-4 тыс. переселились в Тибет и Гималаи, ассимилировав незначительное местное австроазиатское и веддоидное (кусунда, прото-тари, прото-катманду, дхимал/киринти) население.
Протокитайцы двинулись в долину Хуанхэ к Тихоокеанскому побережью, где в 3 тыс. до н.э. возникло древнекитайское государство. Сначала китайский язык в австрическом окружении не играл никакой роли, но после возникновения письменности ареал китайского языка расширился. Китайцы ассимилировали австронезийское население, а китайский язык приобрел тональный характер (для тибето-бирманских это мало характерно). Австронезийские племена пришли в движение и стали мигрировать на юг – в Индонезию и на острова Тихого океана. Им на смену в южнокитайские горы стали проникать мяо-яо и таи-кадайцы. Последние народы и их языки в значительной степени были китаизированы и в 20 веке по некоторым соображениям («одна страна-один народ») относились к китайско-тибетской семье.

• Западные сино-кавказцы были предками бурушаски, басков и хатто-хурритов.

Предки басков мигрировали в Западную Европу в 8 тыс. до н.э. через Центральную Европу. Протобаски и родственные им народы жили в Испании, Франции, Италии, на Британских островах вместе с палеолитическими обитателями этого региона.

Оставшиеся в Малой Азии сино-кавказцы разделились в 6 тыс. до н.э. на хатто-ашуйскую и хуррито-урартскую группы (алародийскую), которые стали развиваться автономно, но четкой локализации этих групп не произошло. Хатто-ашуйцы изначально жили на севере Малой Азии, безусловно на востоке Балкан. На Днепре зафиксированы топонимы северо-кавказского происхождения, а археологическая культура востока Балкан имеет потомственные аналоги на западном Кавказе, куда носители празападнокавказского языка проникли в 3-2 тыс. до н.э. через Северное Причерноморье, оставив поселения на Дону и в Крыму. На Дону и в Крыму хатто-ашуйцы впоследствие смешались с индоевропейскими народами, образовав этнос киммерийцев (антропологически – понтийский тип, лингвистически – фракийский язык с адыго-абхазскими элементами). К приходу индоевропейцев на западе Балкан уже произошло формирование динарского расового типа, а вот на нижнем Дунае индоевропейцы вместе одной из ветвей хатто-ашуйцев участвовали в формировании нижнедунайского и византийского типов понтийской ветви, которая распространилась вокруг Черного моря. В понтийской расе сочетаются средиземноморские и динарские черты.
Древнейшие города-государства хаттов возникли в III-II тыс. до н.э. (Пурусханда, Амкува, Куссара, Хаттуса, Каниш, Анитту) на востоке Малой Азии и были захвачены индоевропейскими народами анатолийской группы во II-I тыс. до н.э., которые объединили хаттские города в единое государство.
От алародийского массива в IV-III тыс. до н.э. отделилось несколько групп. Одна из них двинулась на запад Малой Азии (карийцы, троянцы, лелеги), на острова Эгейского моря (лемноссцы/синтии, лесбийцы, крито-микенцы, протокиприоты, филистимляне), на Балканы (пеласги), а во II тыс. до н.э. и Апеннины (реты, тирренцы). Этруски являлись потомками троянцев, изгнанных в 1240 г. до н.э. греками. Другая заселила горные районы Северного Кавказа, смешавшись с палеолитическим населением – предки нахско-дагестанских народов. Жители Малого Кавказа и Армянского нагорья делились на два родственных народа: урартов (язык был единым и не имел диалектного членения) и хурритов (6 диалектов). На языке близком урартскому говорили в городе Угарит и в государстве Митанни. Впоследствии Митанни было захвачено индоарийцами, а Угарит – семитами.

• По поводу принадлежности бурушаски к западным или восточным сино-кавказцам идут споры, но известно лишь, что они появились в Кашмире раньше индоарийцев и не контактировали с дравидами. Иногда бурушаски группируются с кетами в карасукскую семью.

Принадлежность исчезнувших языков Индии (кусунда, нахали, прото-тару, прото-катманду, прото-нилгири, прото-дхимал/киринти) к сино-кавказской макросемье весьма спорно. Эти языки имеют много большего с веддоидными, андаманскими и языками папуа, входящими в индо-тихоокеанскую макросемью. Из общих черт можно отметить удвоенные согласные почти в каждом слове (это т.ж. характерно для южных дравидских языков, возникших на подобном субстрате). Устоявшееся отнесение нахали к языкам мунда, базируется на том, что сейчас немногие выжившие нахали говорят на языке австроазиатской семьи. Кусунда полностью перешли на гималайский язык китайско-тибетской семьи. Однако полностью исключить былое присутствие в Центральной Индии сино-кавказских языков нельзя.

Обособление хаттов от хурритов было настолько велико, что при изучении генетических связей было обнаружено, что хаттский язык имеет чёткие пересечения с адыго-абхазскими и картвельскими, но не имеет почти ничего общего с нахско-дагестанскими и хурритскими. В свою очередь, наблюдаются чёткие схождения нахско-дагестанских языков с хурритскими (порядка 100 общих корней) – с одной стороны, и адыго-абхазскими – с другой, а т.ж. точки соприкосновения с чадскими языками афразийской (макро)семьи. Язык хаттов являлся, к тому же, связующим звеном между сино-кавказскими и ностратическими (в ч. картвельской группой).

Характерной чертой древних сино-кавказских языков (вкл. баскский и, отдалённо родственный сино-кавказской макросемье, шумерский язык) является их эргативно-агглютинативный типологический строй.


Алексис Шнайдер
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)