«ВЫЖЖЕННАЯ ЗЕМЛЯ» ПАМЯТИ

«ВЫЖЖЕННАЯ ЗЕМЛЯ» ПАМЯТИ

«ВЫЖЖЕННАЯ ЗЕМЛЯ» ПАМЯТИ В середине XIX века черкесская община на Святой земле, в том числе и в Абу-Гоше, резко увеличивается. И обстоятельство это связано с одной из самых мрачных страниц в истории черкесского народа, а возможно, и всего человечества. Ибо пополнение это происходит не счет добровольных иммигрантов, и даже не за счет невольников, имевших шансы подняться на самые высокие ступени мусульманского общества, как это происходило в Средние века, но за счет беженцев с выжженной земли, в которую превратился Кавказ. Трагедия черкесов стала преддверием геноцидов нового времени.
В середине XVIII века начинается русско-кавказская война. Она по праву может быть названа «столетней», ибо продолжалась 101 год и формально завершилась в 1864-м. После этого Черкесия, всего два столетия назад являвшаяся союзницей России и заключавшая династические браки с русскими царями, фактически перестала существовать. И как страна, и как народ. Черкесы лишились 90% своих исконнных земель и потеряли 95% (!) населения. Часть была физически вырезана, часть депортирована в Османскую империю, причем сотни тысяч беженцев (предположительно 200-250 тысяч человек) погибли в дороге. Вот сухие цифры. В конце XVIII - начале XIX вв. численность черкесов на Кавказе достигала двух миллионов. В конце XX столетия их было всего полмиллиона. То есть население сократилось вчетверо, в то время как при нормальной демографической ситуации (даже с учетом локальных войн) численность народов с аналогичным приростом населения за полтора столетия возрастет в несколько раз. Массовое уничтожение черкесов достигло апогея к концу войны, когда царская Россия поставила перед собой цель «очистить от туземцев» кавказский коридор, соединяющий Россию и Грузию.
Английская STAR писала в 1863 году: «Мы получили из Черкесии вести, которые возбудят негодование всех цивилизованных людей. В деревне Хафифе, в области шапсугов, разыгралась людоедская сцена. Мужчины этой деревни находились на пограничных форпостах. Воспользовавшись их отсутствием, царские солдаты напали на остальное население, которое осталось без защиты, и стали убивать, грабить, жечь. Среди жертв было восемнадцать старух, восемь детей и шесть стариков. На спине одной из убитых женщин оставили доску со следующими словами: «Идите и жалуйтесь кралице (королеве) Англии, к которой поехали ваши депутаты просить помощи». На теле маленького мальчика была обнаружена такая надпись: «Оставайся здесь вместо того, чтобы продаться своим покровителям-туркам». Наконец на трупе старика, у которого выкололи глаза, было написано: «Поезжай к своим депутатам, в Париже есть хорошие глазные врачи». Так царские армии распространяют цивилизацию».
Можно сказать, что подобные описания - инсинуации Запада, как это любят делать в России, но вот как описывает события 1863-64 года офицер русской армии Иван Дроздов. «В конце февраля пшехский отряд двинулся к речке Мартэ, чтобы наблюдать за выселением горцев, а если понадобится, то и силой выгонять их... Поразительное зрелище представилось глазам нашим по пути: разбросанные трупы людей, женщин, стариков, растерзанные, полуобъеденные собаками; изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от слабости, падавшие от изнеможения и еще заживо сделавшиеся добычей голодных собак... Едва ли половина отправившихся в Турцию прибыла к месту. Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество; но только ужасом и можно было подействовать на воинственных дикарей и выгнать их из неприступных горных трущоб... Теперь в горах Кубанской области можно встретить медведя, волка, но не горца».
На протяжении нескольких лет после войны жители прибрежных деревень не употребляли в пищу рыбу, поскольку морское дно было усеяно трупами затонувших при отправке в Турцию людей. Тех, кто выжил, турки расселяли по всей Османской империи, содавая черкесские формирования и используя их в основой для службы в полиции. Палестина в этом смысле не стала исключением.

Сегодня большинство черкесов рассеяно по миру. Это, пожалуй, самая большая диаспора после еврейской и армянской. Около пяти миллионов человек проживают в более чем 45 странах: Турции (более четырех миллионов), Ливии (350 тысяч), Сирии (90 тысяч), Иордании (120 тысяч), Германии (20 тысяч), Египте, Израиле и США (по пять тысяч), Франции (две тысячи) и в других странах. При этом нынешние мусульманские правители, как султаны и эмиры далекого прошлого, высоко ценят воинственность и лояльность черкесов. Так, они составляют личную гвардию иорданского короля. «Хашимиты традиционно доверяют им самые ответственные задачи, и прежде всего - охрану королевской семьи. В щекотливой ситуации, в которой находится Иордания, они знают, что лучше всего могут полагаться на черкесов», - говорит Абу-Сальман.
По его словам, многие генералы в турецкой армии также черкесского происхождения. «Это обстоятельство в значительной степени объясняет, почему генералитет здесь негативно относится к любым проявлениям религиозного экстремизма и стремится сохранить светский характер государства. Радикализм всегда был чужд черкесам, их подход отличается рационализмом и терпимостью».
В Израиле они проживают главным образом в Кафр-Каме, Рейхании, а также - в других деревнях, в частности, в Абу-Гоше. Набиль говорит, что у черкесов до сих пор сохранились внешние отличия от арабов и специфический акцент. «Мы говорим по-арабски, но с акцентом. Для израильтянина он трудноразличим, но арабы его распознают», - говорит он. По его словам, многие черкесы сохраняют более светлую кожу и светлые глаза. Сам Набиль - типичный житель Средиземноморья, черноглазый шатен. «Я похож на мать. Но мой отец - рыжий, с голубыми глазами, и таких в нашем роду немало», - улыбается он.
Черкесы, говорит он, стараются сохранять национальные традиции, рассказывают молодому поколению историю и трагедию своего народа. «К сожалению, в нашем время сделать это становится все сложнее». Не чувствуют ли себя черкесы ущемленными? «Абсолютно нет, - не задумываясь говорит Набиль. - У нас в Абу-Гоше прекрасная инфраструктура, лучше, чем во многих еврейских населенных пунктах. Представители нашей общины, конечно, живут в разных местах, и это затрудняет общение, но у нас превосходные связи с иорданскими черкесами. Наши дети чувствуют себя равными и среди израильтян, и среди арабов».
После начала «интифады», говорит он, на черкесскую молодежь оказывала воздействие пропаганда исламистов, но сейчас это явление идет наубыль.« Наоборот, арабы прислушиваются к нам, наша позиция получает признание у местного арабского окруже ния», - говорит Набиль. Во всяком случае, своих детей (а их у него семеро) Абу-Сальман воспитывает в традициях своего народа: они должны уметь постоять за себя, но и быть терпимыми к другим. Маленькая община древних горцев знает цену мужества. Как и цену безумия и ненависти...шаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu