КНЯЗЬ ИЗМАИЛ-БЕЙ АТАЖУКИН

КНЯЗЬ ИЗМАИЛ-БЕЙ АТАЖУКИН
История в лицах
zafe
Фото: Адыги.RU
11:18, 28 август 2016
10 965
0
Во времена советской власти нам вдалбливали мысль о том, что вся аристократия состояла из людей без чести и совести. Исходя из этого, советская пропаганда пыталась принизить заслуги многих представителей аристократии. Но так как невозможно было втоптать полностью в грязь всю их деятельность, то пропаганда принижала значимость их дел. То же самое произошло и с отражением в истории жизни Измаил-бея Атажукина. Дела этого человека трудно переоценить: он практически отдал свою жизнь служению народу. © Адыги.RU

Во времена советской власти нам вдалбливали мысль о том, что вся аристократия состояла из людей без чести и совести. Исходя из этого, советская пропаганда пыталась принизить заслуги многих представителей аристократии. Но так как невозможно было втоптать полностью в грязь всю их деятельность, то пропаганда принижала значимость их дел. То же самое произошло и с отражением в истории жизни Измаил-бея Атажукина. Дела этого человека трудно переоценить: он практически отдал свою жизнь служению народу.

Измаил-бей принадлежал к фамилии князей Атажукиных. Князья Атажукины из всех кабардинских князей, без сомнения, оставили самый большой след в истории Кабарды. Измаил-бей, по исследованиям Рашида Туганова, родился примерно в 1745-1749 годах, предположительно в 1760 году попал в Россию. В 1788 году Измаил-бею было присуждено звание премьер-майор и он был. награжден медалью с каменьями за штурм крепости Очаков. Он участвовал в войне со Швецией. В 1790 году за штурм крепости Измаил он получил орден Св. Георгия 4-й степени. В 1794-м вернулся в Кабарду, возможно, тогда и женился. В том же году за деятельность против российских властей он был отправлен в ссылку с родным братом Адильгиреем и князем Атажуко Хамурзиным. Измаил-бей был прощен примерно в 1801 году, а в 1803-м ему было присвоено звание полковник и при отправлении домой в Кабарду выделено 5000 рублей. В 1805 году его жалование составляло 3000 рублей. С 1805-го до своей смерти в 1812 году он всю свою жизнь и деятельность посвятил служению своей родине - Кабарде.

Для того чтобы мы смогли чуть-чуть представить портрет Измаил-бея Атажукина, приведем некоторые высказывания о нем его современников. Так, например, граф Потемкин-Таврический в 1789 году назвал его храбрейшим наездником. П.Г.Бутков считал его “просвещеннейшим из всех его земляков”. Доктор Стегман говорил, что Измаил-бей знает русский и французский, ростом он высок и красив. Известно, что он знал еще арабский. Из нескольких этих строк мы можем представить себе, что Измаил-бей был достаточно образованным, красивым и храбрым человеком, которого ценили окружающие. Кроме прочего, известный факт, что прототипом лермонтовского Измаил-бея служил Измаил-бей Атажукин.

В некоторых случаях мерилом потенциала человека являются его враги. Недруги Измаил-бея показывают его авторитет и его место в обществе того времени. Так, после возвращения в Кабарду основными его врагами были главный кабардинский пристав генерал-майор Дельпоц-цо, командующий войсками на Кавказе Булгаков, Кавказский гражданский губернатор Картвелин. Недоброжелательно относился к Измаил-бею Цицианов. Он не пытался воевать с русской армией, он пытался добиться своих целей экономическими и политическими путями, а это было гораздо хуже для России. Власти понимали, что он добивается объединения Кабарды, а это означало укрепление ее могущества, поэтому Измаил-бей оказался неугоден властям. Кроме российских властей ему приходилось бороться и с противодействием своих соплеменников.

Измаил-бей Атажукин был одним из наиболее ярких политиков Кабарды XIX в. Кроме того, он был настоящим патриотом, для которого главным делом было возвеличение и укрепление Кабарды. Он не только пытался сам утвердиться в это смутное для Кабарды время, но и делал все для возвращения Кабарде ее государственности в полном объеме. Он добивался установления союза с Россией на равных. Понимая, что силовым путем нельзя ничего добиться от России, он пытался что-то сделать политическими и экономическими рычагами. Он, рано покинувший родину и выросший в России, пытался утвердиться не в Кабарде, где хотя все и было поделено, но он со своим умом и положением мог занять достойное место, а пытался расширить Кабарду и утвердиться на землях под Пятигорьем.

Возникают вопросы: зачем ему нужно было возвращаться в Кабарду и спорить за наследство? Неужели этот российский офицер, имевший немало ума и покровителей, не смог бы получить достаточно богатства и привилегий в России? Ответы на эти вопросы можно найти в документах 1810 года. Тогда на его просьбу вернуть ему Бабуков аул ему предложили переселиться со всеми подвластными внутри Кавказской линии. За это ему обещали разные привилегии, как то: землю, деньги, но он отказался. Это свидетельство того, что для него материальные интересы играли в жизни далеко не первую роль. Некоторые пишут, что он прятал свои ордена, когда возвращался в Кабарду, и это ставят ему в вину. Они не учитывают, что он вернулся в Кабарду и отдал своего сына на воспитание узденю, а не на учебу в Россию. Не это ли показатель патриотизма? Этого, кстати, не могли ему простить российские власти и постоянно ставили ему в вину. На самом деле этот человек, наверное, пытался привить своему сыну любовь к своей родине и обычаям. Любовь ко всему тому, без чего невозможен настоящий адыг.

Князья Атажукины отличались тем, что всегда были в гуще событий, и как бы ни складывалась история Ка-барды, они всегда принимали в ней действенное участие. При беглом перечислении имен прямых предков Измаил-бея, таких, как Хатокшуко, Кургоко, Магомет (Бомат), Аджи-Темроко, понимаешь, что жизнь Измаил-бея не могла пройти просто и скучно. Он, в детстве выдернутый из своей среды и проживший вдали от нее чуть ли не большую часть своей жизни, вернулся на родину и пытался применить знания, полученные в России, на благо своей родины.

Некоторые исследователи склоняются к тому, что Измаил-бей был непопулярен среди своего народа. На это возникает вопрос: тогда откуда в памяти народа сохранились о нем истории, характеризующие его в самом лучшем виде? Профессор В. П. Пожидаев писал, что слышал рассказ об Измаил-бее Атажукине, черкесском национальном герое, в 1922 году от Талиба Кашежева. Не могла народная молва сохранить память о князе, которого народ не уважал! Также примечателен тот факт, что Шора Ногмов, не принадлежавший к Атажукинской фамилии, прожил свою жизнь среди аулов Аджиево и Кар-мово. Возникает вопрос: не Измаил-бей ли дал толчок творчеству Шоры, не оказал ли он влияния на мировоззрение этого человека? Измаил-бей в свое время написал “Записку о кабардинских делах”;. из-за этой записки Р. У. Туганов назвал Измаил-бея предтечей Шоры Ногмова.

То, что до сих пор нет точной родословной кабардинских князей,- это один из показателей, характеризующих наше отношение к нашей истории. Ведь это они внесли свой весомый вклад в создание Кабарды.

Исходя из всего этого, мы должны однозначно понимать, что необходимо поднимать авторитет таких людей, как Измаил-бей. Это необходимо, для того чтобы народ сохранился. Для этого надо поддерживать настоящую интеллигенцию, поднимать ее авторитет, иначе мы полностью скатимся к обществу торгашей, для которого святы только деньги.



© Адыги.RU
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)