Керандух Берзег (Хаджи)

Керандух Берзег (Хаджи)
История в лицах
zafe
Фото: Адыги.RU
11:18, 28 август 2016
11 024
0
В долине реки Сочи, на ее правом берегу, в двух часах езды от моря находилось место жительства Хаджи Исмаила Догомуко Берзека, с 1823 г. главы и военачальника убыхов, под командованием которого в 1840 р. убыхи и шапсуги взяли штурмом три русских военных укрепления Черноморской береговой линии 1840 г. охватило побережье, самую активную роль играли убыхи. В феврале-марте штурмом были взяты Лазаревское (Псьшуапэ), Вельяминовское (Туапсе) и Михайловское (Чепсин) на реке Вулан укрепления. Были предприняты попытки отбить укрепления Св. Духа (Адлер), Головинское (Шахапэ) и Навагинское (Сочи). Последнее было все же взято убыхами в 1841 г. под руководством Хаджи Исмаила Догумоко Берзека, В том же году убыли явились инициаторами созыва собрания представителей всех причерноморских народов с тем, чтобы договориться о продолжении борьбы. В

В долине реки Сочи, на ее правом берегу, в двух часах езды от моря находилось место жительства Хаджи Исмаила Догомуко Берзека, с 1823 г. главы и военачальника убыхов, под командованием которого в 1840 р. убыхи и шапсуги взяли штурмом три русских военных укрепления Черноморской береговой линии


1840 г. охватило побережье, самую активную роль играли убыхи. В феврале-марте штурмом были взяты Лазаревское (Псьшуапэ), Вельяминовское (Туапсе) и Михайловское (Чепсин) на реке Вулан укрепления. Были предприняты попытки отбить укрепления Св. Духа (Адлер), Головинское (Шахапэ) и Навагинское (Сочи). Последнее было все же взято убыхами в 1841 г. под руководством Хаджи Исмаила Догумоко Берзека, В том же году убыли явились инициаторами созыва собрания представителей всех причерноморских народов с тем, чтобы договориться о продолжении борьбы. В 1840-х годах восстание на побережье практически не прекращалось. Только в 1846 г. на Черноморской береговой линии было отмечено 88 сражений, из них более всего на Навагинском и Головинском укреплениях, расположенных на территории убыхов.
Путешественник Джеймс Белл заметил, что, так как мужчины-крепостные вооружены, то "каждый Берзек может послать на поле сражения 150 человек". А весь род мог выставить до 3000 воинов. Их политический и военный потенциал укреплял союз с Чишхако - крупной феодальной знатью черноморских шапсугов.Из рода Берзек в первую очередь нужно указать Саад-Гирея Адагва-ипа, возглавлявшего убыхские ополчения в межплеменных войнах XIX века. Погиб в 1823 году. После него в роли старейшины Берзеков и военачальника всех убыхов выступил легендарный Исмаил Догомуко Берзек, житель долины реки Сочи. По словам того же Дж.Белла, это был "высокий человек с красивыми живыми серыми глазами. Его влияние определялось не только принадлежностью к сильнейшей среди убыхов фамилии и не только званием хаджи, но также его кипучей энергией, храбростью и умом". Путешественник рисует его ревностным мусульманином, воздержанным в еде и не пьющим крепких напитков. Вспыльчивым и неустрашимым человеком. В молодости он участвовал во многих походах. С 1827 года стал врагом межплеменных войн и деятельно занялся организацией военного союза обитающих на Черноморском побережье племен. К концу 1839 года ему удалось объединить в один союз все население между Туапсе и Гаграми. Именно к этому периоду относится данная ему Дж.Беллом характеристика: "черкесский Вашингтон".

На страницы русских документов его имя попало еще в 1826 году, когда он через посредство шапсугских феодалов Супако пытался вступить в переговоры с царскими военачальниками. При штурме Гагр в 1835 году Хаджи Догомуко Берзек получил тяжелые ранения. Но уже в 1836 году он предводительствовал в набеге убыхов. В 1837 году от лица убыхов он вел переговоры с полковником Розеном. В 1840 году под руководством Хаджи Догомуко Берзек убыхи и шапсуги штурмом взяли три царских крепости на Черноморском побережье. Этот большой военный успех вызвал новый подъем борьбы народов Кавказа против колониальной политики царизма и создал Хаджи Догомуко широкую известность . В том же году он организовал карательную экспедицию против абазинских общин на побережье, не принимавших участия в этой борьбе.Хаджи Догомуко Берзек, будучи умным полководцем, знал роль дипломатии. В 1841 году он вступил в переговоры с новым начальником Черноморской береговой линии генералом Анрепом. За это убыхи выразили ему недоверие и арестовали. Однако затем отпустили, и в том же году он возглавлял убыхов и абазин, ведших упорные бои против карательной экспедиции генерала Анрепа. А в конце года участвовал в переговорах с царскими военачальниками в Сочи. Переговоры не увенчались успехом. Хаджи Догомуко вторично отправился на богомолье в Мекку и, возвращаясь оттуда на родину в 1846 году, умер на 80 году жизни



********************************************************************************************

Дж. Белл, присутствовавший на конгрессе в м. Геч (1839г.) среди абхазов, убыхов и адыгов отмечал: "Во время судебных разбирательств этого конгресса, меня часто, даже гораздо больше, чем на севере, охватывало чувство восторга при виде той готовности, благосклонности и энергии, с которой люди выступали на собраниях: это являлось особенностью людей, живущих на побережье (Гагра, Швача-пста, Малая Абхазия - А.Г.) и объяснялось часто происходившими и свободными судебным разбирательствами, пробуждающими интерес". Особенно он выделял двоих ораторов - молодого убыха Хаджи Берзека Керантуха, "та хладнокровность, с которой он воспринимал резкие высказывания и упорство, с которым он занимался анализом и опровержением, и в то же время то, как седобородые старцы уступали ему там, где были объяснения и доказательства и слушали его в немом молчании, вызывали чувство восторга к нему".(35) Вторым был абхаз Арслан (известный под именем Фытз - Леон), которого по внешнему виду, умению держаться, голосу и ораторскому искусству, Белл сравнивал с виднейшими европейскими сенаторами и судьями того времени.

В 1845 году на побережье Убыхии и Малой Абхазии разразился страшный голод, морем российская эскадра блокировала "дорогу жизни". (Когда в XVI веке турецкий султан, не сумев покорить Апсны, объявил абхазам блокаду, в Черном море начали крейсировать турецкие военные суда. В Абхазию перестали приходить торговые суда, доставляющие товары: соль, железо, ткани… В Абхазии наступили тяжелые времена.

Хаджи Берзек, предводитель убыхов, вышел на переговоры с генералом Х. И обратился к нему: "Оставьте нас в покое. Оставьте нас порядочными врагами. Разве поступает человечно тот, кто голодом пытается добиться того, чего не смог достичь оружием! Голод привел меня к вам, бедствия моего народа запали мне в душу, но я пришел не для того, чтобы покориться, а напомнить вам о нашем праве и вашей чести! Это хваленое великодушие вашего падишаха? Что, он хочет оставить нас голодными, господствовать над нами через нашу смерть? Мы не требуем ваш хлеб - мы требуем свободы. Вы считаете нас преступниками за то, что мы не хоти принять бразды вашего правления - и это дает вам право оставить нас голодными?!…" (Ф. Боденштендт. Борьба народов Кавказа против русских за свою независимость. Франкфурт на Майне, 1848, перевод с нем. Языка Р.Ачба).

"Старик Берзегов дожил до глубокой старости. Сыновья его живут в Турции и до сих пор пользуются большим почетом у турок и большим влиянием среди племен бывших кавказских горцев. Старший из Берзеков, может быть, войдет со временем в историю своим классическим ответом кавказским революционерам, которые в 1905 году или в 1906 году в угаре революционного возбуждения послали депутацию турецкому султану с предложением, воспользоваться временным ослаблением России и занять своими войсками Кавказ. Соблазн был велик, но страх перед воздействием великих держав вынудил султана отказаться от прямого участия. Тем не менее, он указал просителю на Берзекова, который мог бы поднять своих черкесов и хлынуть всей ордой на Кавказ. Берзеков принял депутатов, выслушал их, но затем дал ответ, полный гордого достоинства: "Я не люблю Россию, я враг ее, могу воевать с ней, но воспользоваться ее временным ослаблением я считаю подлостью". Впоследствии этот ответ стал известен наместнику князю Воронцову, и он написал письмо Берзекову, в котором отметил все рыцарское благородство его ответа". (Рукевич А.Ф. Воспоминания старого эриванца (1832-1839гг.)" Исторический вестник", 1914, декабрь")"



© Адыги.RU
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)