Савмак или Щауэмахуэ?

Савмак или Щауэмахуэ?
История
zara
Фото: Адыги.RU
09:56, 01 февраль 2020
6 097
0
Большинством исследователей предки адыгских народов локализуются среди синдо-меотских племен, живших на Таманском полуострове, в восточном Приазовье и Причерноморье. Не вдаваясь в споры об этнической принадлежности синдов и меотов [1], согласимся, что предки адыгов в указанном районе жили. В этом случае несомненны связи их с Боспорским царством. Около 480 г. до н.э. города-колонии греков, расположенные по берегам Боспора Киммерийского (Керченский пролив) объединились в одно государство, которое известно под названием Боспорского царства. Столицей его стал Пантикопей (современная Керчь), а территория охватывала часть Крыма и Таманский полуостров. Первыми правителями на Боспоре были Археанактиды. В 438 г. до н.э. власть здесь переходит к Спартокидам [2]. Представители этой династии правили до конца 2 века н.э. [3]
Савмак или Щауэмахуэ?Большинством исследователей предки адыгских народов локализуются среди синдо-меотских племен, живших на Таманском полуострове, в восточном Приазовье и Причерноморье. Не вдаваясь в споры об этнической принадлежности синдов и меотов [1], согласимся, что предки адыгов в указанном районе жили. В этом случае несомненны связи их с Боспорским царством.
Около 480 г. до н.э. города-колонии греков, расположенные по берегам Боспора Киммерийского (Керченский пролив) объединились в одно государство, которое известно под названием Боспорского царства. Столицей его стал Пантикопей (современная Керчь), а территория охватывала часть Крыма и Таманский полуостров. Первыми правителями на Боспоре были Археанактиды. В 438 г. до н.э. власть здесь переходит к Спартокидам [2]. Представители этой династии правили до конца 2 века н.э. [3]

При Спартокидах Боспорское царство достигает своего расцвета и активно действует на востоке, на территориях населенных синдами и меотами. Многие же вожди последних участвуют в политической жизни Боспора. Присоединение меотских племен к Боспорскому царству было, по видимому, скорее формальным, ибо, как пишет Страбон, «иногда то один, то другой народ отпадали от него» [4]. Заметим, что при такой нестабильности с древнейших времен в ходу был институт аманатства, когда в залог верности брались аманаты («почетные заложники»), в основном – сыновья правителей подчиненных (союзных) народов.

Племенные передвижения, связанные с экспансией сарматов, межплеменные войны привели к ослаблению Боспора. Правитель Боспора Перисад V начал переговоры с понтийским царем Митридатом VI [5] о передаче ему власти. С помощью этой сделки рабовладельческая верхушка Боспора намеревалась выйти из кризиса, пыталась установить режим твердой власти.

Во время переговоров в Боспорском царстве вспыхнуло восстание, во главе которого встал Савмак. Перисад V был убит, представитель Понтийского царства Диафант бежал в Херсонес. Правителем Боспора (по крайней мере Крымской его части) стал Савмак. Восставшие продержались около года, пока Диафант не вернулся с войсками Митридата. Савмак был схвачен и отправлен в Синопу (Понтийское царство). Власть на Боспоре перешла к Митридату.

Восстание Савмака считается первым восстанием рабов на территории современного СССР [6]. Сведения об этом восстании сохранились потому, что в Херсонесе была поставлена триумфальная статуя полководцу Диафанту, «усмирителю движения рабов на Боспоре и избавителю Херсонеса от скифов». В этой надписи Савмак называется скифом и царским воспитанником.

Кем же он был, этот Савмак? Прежде всего заметим, что скифами [7] греки часто называли все негреческие племена. Так что, кем был Савмак по национальности – из этого не выведешь. Термин «царский воспитанник» официальной наукой принято понимать как раб. Так, в исторической энциклопедии говорится: «Савмак – вождь боспорских скифов, восставших в 107 г. до н.э. О происхождении Савмака высказан ряд гипотез. По предположению С.А. Желебева, Савмак был рабом, выросшим при дворе Перисада V». Между тем, термин «царский воспитанник» гораздо реальнее понять как аманат, т.е. заложник, сын одного из правителей подчиненных племен. Какого?

Не вдаваясь в тонкости фонетики, рискую предположить, что «Савмак» - это греческая форма записи адыгского имени типа «Шумахуэ» или «Щауэмахуэ» [8]. А что такие имена были распространены в Причерноморье, доказал еще Г.В. Рогава, нашедший подобное имя в эпиграфическом памятнике древней Ольвии (современная Одесса), датированном «по крайней мере до нашей эры» …

«Зольские Вести» 1991 г.

Примечания (Savoy):

1. Меоты – собирательное наименование большой группы родственных и не родственных народов Северо-Западного Кавказа. Более-менее точно к предкам адыго-абхазов можно отнести синдов [Таманский остров и район Анапы], зихов [район Туапсе], керкетов [район Геленджика], гениохов [район Сочи], торетов [район Новороссийска], псессов [низовья Кубани], фатеев [район Краснодара] и др.

2. Основатель династии Спарток [Спародоко] был местного - меотского или фракийско-меотского происхождения.

3. Последний царь Боспора из спартокидов Перисад V правил с 125 по 109 вв. до н.э.

4. Левкон I (389-349) называется «царствующим» над синдами, торетами, дандарами и псессами. При Перисаде I (344-310) перечень подвластных царю племен полнее. Одна надпись с Таманского полуострова подчеркивает, что Перисад I правил всеми землями между крайними границами тавров и границами Кавказской земли, т.е. маиты (в их числе фатеи), а также синды (в их числе керкеты, тореты, псессы и другие) составляли основное население Босфорского царства. Лишь южные прибрежные ахейцы, гениохи и саниги не упоминаются в надписях, но в эпоху Страбона они тоже входили в состав царства, сохраняя своих князей «скептухов».

5. Понтийское царство было расположено на территории современной Турции. Митридат стремился расширить границы своего царства не силовыми, а мирными методами. Он отдавал за правителей соседних стран своих дочерей, и они «по собственному желанию» писали завещание на него.

6. Теперь уже России. Статья была написана в советское время.

7. Cкифы - по мнению большинства ученых, ирано-язычный народ, родственный современным осетинам. Есть версия, что этноним «скифы» (но не сам народ!) мог произойти от западно-адыгского сц1ыф (сцыф - «я человек») или ц1ыф (цыф - «человек»).

8. Известный языковед Кумахов отмечал в одной из своих работ, что элемент «-хуэ» существовал ранее в «общеадыгском языке» и сохранился лишь в современном кабардино-черкесском диалекте адыгского языка.

© Адыги.RU
Автор: Савойский В.Н.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)