Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Эвлия Челеби – первый историк Анапы

Эвлия Челеби – первый историк Анапы

Эвлия Челеби – первый историк Анапы
История
zafe
Фото: Адыги.RU
12:03, 04 февраль 2020
10 489
0
Имя выдающегося османского путешественника-разведчика, талантливого писателя, историка земель и народов Ближнего Востока, Кавказа, Крыма, Поволжья и Подонья, берегов Каспийского и Черного морей, в том числе и Анапы, должно занять подобающее место среди знаменитых людей тысячелетнего города. 10 томов «Книги путешествия» Эвлия Челеби – единственный для 17 века фундаментальный научный источник по истории войн и дипломатических отношений.
Эвлия Челеби – первый историк Анапы Имя выдающегося османского путешественника-разведчика, талантливого писателя, историка земель и народов Ближнего Востока, Кавказа, Крыма, Поволжья и Подонья, берегов Каспийского и Черного морей, в том числе и Анапы, должно занять подобающее место среди знаменитых людей тысячелетнего города.

10 томов «Книги путешествия» Эвлия Челеби – единственный для 17 века фундаментальный научный источник по истории войн и дипломатических отношений.

Его книги – важный источник по кавказскому присутствию в структурах Османской империи. У Эвлии Челеби имеются весьма живописные персоналии военачальников кавказского происхождения - адыгов, садзов, абхазов и грузин. Челеби подробно описал уклад жизни черкесов и абазов, их социальный и политический статус в Османской империи. Челеби сообщает о тесных связях между выходцами с Западного Кавказа. Весьма важным представляется его сообщение о том, что черкесы и абазы, жившие в Стамбуле, посылали своих детей на родину, где те получали воинское воспитание и знание род­ного языка. Согласно Челеби, на побережье Черкесии существовали поселения мамлюков, возвратившихся в разное время из Египта и других стран. Подробный биографический очерк, посвященный эмиру, садзу по происхождению, Сейди Ахмед-паше, является уникальным по своей документальной значимости источником, позволяющим взглянуть на жизнь черкесской общины изнутри. О приверженности черкесов своему языку и обычаям свидетельствует биография Кутфадж-паши, принадлежащего к правящему среди темиргоевцев княжескому дому Болотоко. Территорию Бжедугии Челеби называет землей Мамелюке в стране Черкесстана. Можно предположить, что все основные мамлюкские мобилизационные центры во времена Челеби располагались именно в Бжедугии.

Его анапские страницы –уникальное свидетельство очевидца, ставшего для нас, таким образом, и первым историком средневековой Анапы, которому можно и нужно доверять.

История переводов его книг на русский язык, их цитирование (с умолчаниями) в краеведческой литературе в связи с изучением проблем этнической географии региона полна драматизма и странностей.

Две тайны его жизни и творчества, видимо никогда не будут разгаданы:

- Кто из великих османов скрывался под псевдонимом «Эвлия» - в переводе «очень знатный» и «Челеби» - «очень образованный»?

- Почему Анапская крепость, «столица генуэзского короля», заложенная во времена Александра Македонского, в 17 веке выглядит по его словам «так хорошо, будто ее только что оставили руки мастера-архитектора»? Да к тому же замок, цитадель крепости называется «Горгиппия анапская»?

Чтобы оценить революционный переворот в знании о средневековой Анапе, совершенный Челеби, надо представить себе масштабы предыдущей и последующей историографии относительно прошлого нашего города.

В 6 в. до н. э. – 4 в.н.э. Синдика/Анапа противоречиво упоминалась в редких трудах античных авторов. Среди них - первое свидетельство об Анагири, «возвышенной горе», у Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (2 в. до н.э.). Затем в 6 в.н.э. – единственное упоминание Прокопия об Эвдусиане/Анапе, еще более загадочном, чем Горгиппия, поселении «болотных жителей».В середине 10 века византийский император Константин Багрянородный в обширном труде «Об управлении империей», подробно рассказывая о соседних Таврике (Крым) и Таматархе (Тамань), странно молчит о нашей местности…

В 9-14 веках арабские географы лишь упоминают в перечне «страну Син (д,т)», никак ее не описывая.В 1237 году первый, из известных, путешественник в наши края венгерский монах-доминиканец Юлиан, рассказывая о 50-ти (!) днях пребывания его в Матрике (Тамань), в упор не видит Анапу -соседку, словно ее тогда и не было…

В 14-15 вв. генуэзкие капитаны торговых и военных галей помечают Мапу/Напу на мореходных картах. Но пока неизвестно ни одно их «воспоминание» о порте Мапа-рио. Такая же почти безмолвная картина – в счетных книгах банка Генуи и в «Уставе 1449 года» для ее колоний на Черном море. Кстати следов трехсотлетней, минимум Мапы археологами не найдено, что еще более странно, если…

Знаменитые европейские послы-консулы и путешественники 15-17 веков в Причерноморье и Приазовье И. Барбаро, А. Контарини, Э.Д. Асколи, Тавернье, Шарден и другие, живя неподалеку от нас, молчат об Анапе. Не одного, даже беглого, хотя-бы в перечислении 39 генуэзских колоний, упоминания! Ощущение, что Анапа какой-то фантом, мираж, глухой угол черноморской цивилизации средневековья! Особенно на фоне многократно оживающей и оживленной торговой Тамани. Глухая стена странного молчания письменных источников окружала наш город более тысячи лет. Впервые мощно пробил ее Эвлия Челеби, османский чиновник по особым поручениям правительства Оттоманской империи.

Он родился в Стамбуле в 1611 году. Отец – главный ювелир падишаха/султана, мать – из черкешенок, как обычно было принято у османов, Ее брат, дядя Челеби, чистокровный абаза/черкес Мелек Ахмет-Паша, стал зятем султана Мурада IV (годы правления: 1623 – 1640), Великим визирем (премьер-министром) в 1650 – 51 гг. при Мехмеде IV, затем губернатором /бейлербеком различных областей Империи.

Умер в том же 1682, что и Челеби. Мелек, что значит «ангел» был учителем, покровителем, патроном племянника в течении сорока лет. Именно он взял Эвлию в первое для него путешествие – военный поход на крепость Азов. Знаменитое Азовское сидение донских казаков (1637-1642) блестяще описано Челеби в его книге. По дороге к Азову весной 1641 года Челеби первый раз побывал в Анапе. Крымским ханом, вассалом османского двора был в то время Мухаммед-Гирей IV (годы правления: 1641-1644, 1654-1666). С ним старым знакомцем смещенным «за дерзость» с трона в Бахчисарае султаном Мехмедом IV весной 1666 года отправился Челеби в свое последнее путешествие через Черкесию, через Анапу, по старому генуэзскому тракту описывая в дневнике каждый день дорогу «Мальхашагоса», «зятя, который дорогу вел» (черк.). Челеби родным языком от матери и дяди считал абазинский, один из диалектов абхазо-адыгского языка.

Политическая обстановка вокруг Черкесии в те четверть века, что наблюдал ее Челеби, характеризуется окончательным установлением административного контроля и юридического права, принятого при Османском и Крымском дворах. Еще в начале 17 века Турция здесь как бы «царствовала, но не правила», следуя тривиальному принципу любой великой империи: «разделяй и властвуй». Фактически Западная Черкесия, точнее те полсотни адыгских родов, обществ-джамаатов на которые она делилась и о которых писал Челеби, никогда юридически не входили в состав Османской империи или Крымского ханства. Официальная граница последнего проходила по правому берегу Кубани. Но два из семи уездов/санджаков Кафинского (Феодосия) эйялета/губернии располагались на Тамани: Таманский и Адахунский (крепость Кизил-таш). В их составе Анапа и Темрюк были воеводствами, которые подчинялись специальному кубанскому сераскиру/начальнику в Копыле (Славянск-на-Кубани), наделенному султаном правами губернатора.

Практически же – до Суворова,до конца 18 века, - здесь продолжались беспорядочные набеги друг на друга западных, закубанских черкесов и крымцев, ногаев и калмыков. Османская империя вела бесконечные персидско/ирано-турецкие, австро- и польско-турецкие, русско-турецкие войны. Последние в 1777 году привели к завоеванию Крыма Россией, а через несколько лет и присоединению Тамани к России. Анапа же, напомню стала русской военной крепостью только через полвека, в 1828 году. 18-19 века Анапы подробно документированы, поэтому вчитаемся в неизвестный для нас 17 век, подчеркнув еще раз значение «Книги путешествия» Челеби, изданной в Стамбуле на цветистом арабском языке в 1666/7 году, на тогдашнем международном языке ученых. Русский перевод Г.В. Путуридзе вышел в Москве, в «Науке», тремя выпусками в 1961, 1979 и 1982 годах, как «извлечения турецкого путешественника по землям Кавказа Подонья и Поволжья». Текст анапских и таманских страниц из второго и третьего выпусков представлены полностью. В скобках дана общепринятая датировка описываемых событий, т.к. Челеби, как и все средневековые авторы, не приводит дат. Необходимые комментарии выделены курсивом.

Эвлия Челеби – Книга путешествия. (анапские страницы)

[в 1641 году] «Рано утром… прибыли в Анапу…раньше здесь был замок Гвхрпйа анапай. Крепость заложена в век Искандера. Так значится в хрониках Искандера… времен Гога и Магога.

[ в 13 веке] Потом ею владели генуэские франки. Затем она стала местом престола, столицей генуэзского короля франков. [ в 1397 г.] Сначала Тимурленг в походе на Кафу по дороге разрушил окрестности и пригород Анапы, оставив почему-то саму крепость, как была. [в 1475 г.] При Мехмеде во главе императорского флота на трехстах кораблях прибыл в Анапу для взятия Кафы Великий визирь Ахмед-паша Гедик (Щербатый). Он вырвал крепость из рук генуэзцев, оставил в ней гарнизон. «Ненужная крепость»,- сказал он и разрушил ее.

[в 1575 г.] Великий визирь Черкес Оздемир-оглу Осман-паша пошел в Черкесию и отобрал у франков эту крепость Анап.

В 1642 г Сейчас Анапа – очень прочная крепость на крутой скале на берегу моря, на самой границе земель абаза и черкесов… Крепость построена очень умело. Это большое круглое строение из кирпича. Она так хороша, будто ее только что оставили руки мастера- архитектора. Несколько раз ее опустошали донские казаки. Ныне она заброшена. В ней нет ни души. Внутрь ее на зимовку окрестные шефаки и ногайцы пускают овец и коз. Гавань Анапы – самая уютная на всем Черном море. Она с одним узким входом, вмещает тысячу судов, привязанных к канату. Сюда ногайцы привозят товары и продают. От этой торговли выручаются большие таможенные доходы. Ногайцы племени Чобан живут по реке Псебепс. Они побратались с шегаке. Те, как один народ, с ними. В долине Шегаке, долине Псухо ставка князя Эгоруко. По религии они огнепоклонники. У них 10000 кибиток.

Этот бей Шегаке владеет тремя тысячами конных и пеших, вооруженных ружьями воинов. Некоторые беи возят ружья на лошадях, а копий не носят

При неверных из анапского порта вывозили жемчуг. Ныне русы каждый год бросают в этой гавани якорь, и без страха и боязни добывают жемчужные и перламутровые раковины.

Поэтому крепость называют Гевхерган, «сокровищница драгоценных камней», «сокровищница жемчуга».

В окрестностях 150 камышовых домов шефаков. Я насчитал 100 конаков или кунацких домов. Они имеют около 3 тысяч воинов – мятежников под видом законопослушных. Они платят десятину в пользу войны, если их принуждают к этому.

Если бы крепость восстановили, и в ней бы разместили гарнизон, это бы позволило Высокой Порте (Османской империи) держать в повиновении Абхазию и Черкесию.

Шефак – воеводство Таманского уезда Кафинского округа. Из племен Черкесии приписаны к Кафинскому округу: шефаке, жане, горские евреи чуфуды или такаку, буджак, болоткай темиргоевские, хатукай, бесленей, кабартей. Прежде они расселялись до земель Чин, Багодур и … Москвы 40000 отборного воска черкесов приведены губернатором Кафы Бекир-Пашой к Азову.

Шегаки ведут свой род от Кесе-Паши-оглы из Аравии, из халифата Омара. Кесу от него перешел на службу к византийскому императору, затем к генуэзскому правителю Галаты в Стамбуле, тот дал Кесу в потомственное владение земли по Черному морю. Кесу с братьями обосновался так: Лазик в Трабзоне, Абух- в Абхазии, Шегак – в Анапе, Арнаут–в Хатукае…[за 205 лет] Их потомки стали родоначальниками сорока народов, расселившихся на большой территории: от склонов Анапских гор до Обурских гор возле Эльбруса и до берегов Кубани.

У хатукаев, соседей шегака, был обряд мамелюки, я в Тамани наблюдал его. Перед едой зажигают на деревянном столе восковую свечу. Каждый, поклонившись ей, произносит: «Дану, дану, мамелук» потом приступают к еде. После еды, также обратившись к свече, убирают стол. Значение обряда они уже не знают. Мне он тоже остался непонятным.

[в 1666 г.] Остров Тамань – султанский остров, шестиугольный, окружностью в 67 миль. Это как бы коса, омываемая с трех сторон проливом Чушка, Кубанью и морем. Это земля Бербере (варваров) вблизи берегов Кубани между степью Хейхат и Черкезстаном. На острове 80 черкесских и татарских деревень, расположенных вдоль реки. Князья острова- Шолох-кай, Рамазан, Шимардан. Рядом остров Кандасил (низко стелящийся стебель) на заливе Адахун (кровавый, красный остров) - место битв Ахмед-паши с казаками и Адмирала11 с 86-ю русскими «чайками». Крепость Адахун была еще при короле Салсале Великом, называемым заблудшим королем. Он жил в крепости Калха-сынджа во времена последнего Сасанида. Он, якобы, основал Измаил. Крепость синдов была разрушена Темурленком. На Кандасиле есть гора Хан-тепе. На этом острове у мыса Чочка есть еще разрушенная крепость, где во времена генуэзцев было много народа, но позже, видимо Тимурленг, все пожег. Недалеко крепость Тузла, разрушенная азовскими казаками. Здесь живут богатые черкесы, называющиеся татары [в 1515 г.] Крепость Темрук заложена султаном Селимом Явуз (=Грозным) в честь его друга юности Темир-рук. Темрук укрывал его от преследований отца. Он же заложил крепость Кизилташ из красного кирпича; там где озеро Адахун сливается с Черным морем. Среди чистых песков на левом берегу мощной реки Кубань. [в 1520 г.] Крепость закончена и благоустроена сыном Селима Сулейманом Кануни (=Великолепный), что видно из таблички-тугры, заложенной в ворота крепости его внуком Мурадом, сыном Селима Пьяницы, [в 1575 г.]

Турецкие корабли ни в Тамань, ни в Темрук теперь не заходят, потому что пролив султаном закрыт. Корабли идут на Азов мимо Анапских гор (это большие горы) через другой пролив. Остров Тамань считается анатолийской землей, султанским островом, самым благоустроенным, а Крым – румелийской землей. Он украшен деревнями и чифтликами, на нем есть три благоустроенных крепости, но крепость Тамань лучшая из всех.»

Комментарии.

1. переводчик Г.В. Путуридзе, допускает здесь транскрипцию «Гогрип-ай» т.е. Горгиппия. То же ниже: «Гевхерган» или «Гогирг-ан» в обратном прочтении с арабского дает «григо» или «горги»-ипп, «грозный конь» - в буквальном переводе с греческого. Отсюда- известная анапская легенда о золотой статуе коня Александра Македонского Букефала, «бычьеголового». Так на Востоке звали легендарного «Двурогого» Александра Македонского. В средневековой традиции под Гогом и Магогом понимали народ – завоеватель. У Челеби на арабском: «тахт кях», как «место престола, столица», но москвич Г.В. Путуридзе не знал (не знают и сегодня на Кубани), что «кях» - одно из самоназваний низовых приморских черкесов – кемиркаев/темиргоев. Кяхский диалект их в 30-е годы 20 века положен в основу литературного языка Адыгеи. Шоро Ногмов в «Истории атыхейского народа» (19 в.) приводит этническое имя косогов/казаков (современных ему шапсугов) как «кягкхе, кяхгге». Поэтому «тахт кях» можно перевести как место жительства низовых черкесов – «шегаков, хы кяхов», морских киммеров. Буквально, с таджикского Тимур – хромой, т.е. Тамерлан, или Тимур Аксак, что с тюркского означает «железный хромец», известный эмир волжских татар (Самара на Волге) 14 века, воевавших на Кавказе и в Крыму. Мехмед, или Магомет II Завоеватель (1441-1481). Известна бронзовая медаль итальянского медальера 1481 года с изображением Мехмеда и надписью «Султан Могамет Атаман Великий император Византии». Чобан – гиреи дали Крымскому ханству двух недолговечных ханов в 17 веке. Конаки – отдельные дома на черкесском дворе для гостей. Только через 130 лет при султане Абдул-Гамиде Ферах-Али, Паша крепости Суджук-Кале, построил крепость Анапа. Здесь Челеби пересказывает обычный для средневековья миф о происхождении народа от легендарного предка. Челеби рассказывает о событиях 1638 года. Адмиралом он называет Пашу-капудана Раджаба – высшего военно-морского начальника Османской империи. Тип казачьей лодки с вооружением.
2. «Король Салсал Великий из Сасанидов».

© Адыги.RU
Виктор Чащин, историк-краевед
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)