Васюков о дорогах в Черкесии

Васюков о дорогах в Черкесии
Архивные документы
admin
Фото: Адыги.RU
23:22, 04 январь 2015
5 486
0
Вопрос о путях сообщения в Черкесии рассматривается в исследовании Л. Сиюховой «Адыгский народный транспорт» (Сборник статей по этнографии Адыгеи. – Майкоп, 1975. – С.154-161). Существование множества арбяных дорог обусловливалось: а) численностью населения; б) нуждами торговли. Помимо перевальных дорог существовали пути вдоль всей Черкесии от Анапы до восточных районов Кабарды. У русского шпиона Г.В. Новицкого (1830 г.) читаем: «… по земле адехе, прилежащей к равнинам, начиная от Анапы до Кабарды, везде можно проезжать на арбах. Кабардинцы часто приезжали на арбах в Анапу для торговли с турками». (См.: Сиюхова Л. Указ. соч. – С.155). Арбяная дорога как раз и отличалась от вьючных троп тем, что ее прокладывали осознанно и целенаправленно. Сельские общины прокладывали и обустраивали такие дороги навстречу друг другу, что
Васюков о дорогах в Черкесии

Вопрос о путях сообщения в Черкесии рассматривается в исследовании Л. Сиюховой «Адыгский народный транспорт» (Сборник статей по этнографии Адыгеи. – Майкоп, 1975. – С.154-161). Существование множества арбяных дорог обусловливалось: а) численностью населения; б) нуждами торговли. Помимо перевальных дорог существовали пути вдоль всей Черкесии от Анапы до восточных районов Кабарды. У русского шпиона Г.В. Новицкого (1830 г.) читаем: «… по земле адехе, прилежащей к равнинам, начиная от Анапы до Кабарды, везде можно проезжать на арбах. Кабардинцы часто приезжали на арбах в Анапу для торговли с турками». (См.: Сиюхова Л. Указ. соч. – С.155). Арбяная дорога как раз и отличалась от вьючных троп тем, что ее прокладывали осознанно и целенаправленно. Сельские общины прокладывали и обустраивали такие дороги навстречу друг другу, что создавало очень разветвленную сеть путей сообщения.
А.Н. Дьячков-Тарасов писал, что «абадзехи любили прокладывать свои арбяные дороги по вершинам хребтов» (См.: Дьячков-Тарасов А.Н. Абадзехи // Записи Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. – Кн. XXII. Вып. 4. – Тифлис, 1902. - С.5 Эта работа сейчас более доступна в издании «Эль-фа»: Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX – начале XX века. – Нальчик, 2004. – С.593-640).
С.И. Борчевский (1909 г.) подтверждает сведения Дьячкова – Тарасова и Васюкова: «во время путешествия к горе Папай пришлось мне видеть следы старой черкесской дороги, проложенной в очень неудобной для езды местности и на довольно большой высоте; такими дорогами, как известно, была пересечена в прежнее время вся нагорная полоса нашей области». (Цит. по: Сиюхова Л. Указ. соч. – С. 156). Прокладка дорог по вершинам хребтов объяснима рядом факторов: а) многолюдностью общин верхних абадзехов, которым гораздо ближе было сообщаться друг с другом переваливая из верховьев Лабы, Белой, Пшехи, Пшиша, Псекупса; б) устойчивостью грунта, т.к. дороги проходили по твердым и скалистым поверхностям, не подверженным затоплениям; в) прокладка сети высокогорных дорог была особенно важна в условиях войны, т.к. они позволяли безопасно сообщаться всему населению Черкесии, а также и потому, что движение больших масс русских войск с артиллерией, обозом по равнинному Закубанью сопровождалось рубкой просек (иногда до 1 км шириной) и приводило к полному уничтожению адыгских арбяных дорог. Можно представить, во что превращались и сами эти новые русские военные дороги после первых же осенних дождей.
Потребности масштабной торговли, осуществлявшейся через порты и гавани черноморского побережья, а в дороссийский период через Тамань и Каплу с Крымским ханством, вынуждали население заботиться о поддержании дорог в надлежащем состоянии. Объемы османо-черкесской и крымско-чркесской торговли в середине XVIII в. были столь значительны, что вызвали энтузиазм у голландского консула в Крыму Карла Пейсонеля, сведения которого многократно приводились в трудах кавказоведов. (См.: Пейсонель К. Исследование торговли на черкесско-абхазском берегу Черного моря в 1750-1762 гг. – Краснодар, 1927). В исследовании А.Х. Бижева приводятся данные по торговле на кубанских меновых дворах: так, например, в 1835 г. адыги (черкесы) продали своих товаров на сумму 117,450 рублей и приобрели русских товаров на 76,360 рублей. В течение одной недели на Екатеринодарскую ярмарку могло собраться до 10,000 адыгов на 4,000 арбах (См.: Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в конце 20-х начале 30-х годов XIX в. – Майкоп, 1994. – С.114-115). Без дорог и мостов в Черкесии подобная торговля была бы попросту невозможна. Можно быть уверенными в том, что удобнейшие пути сообщения пролегали в Натухае, располагавшем главным портом Черкесии — Анапой. Масштабный вывоз в Турцию и в страны Средиземноморья продуктов полеводства, скотоводства, пчеловодства и леса продолжался весь османский период (XVI – XVIII вв.). А.Х. Бижев приводит данные В.С. Шамрая по анапской торговле до 1828 года, когда порт перешел окончательно в русские руки. Согласно Шамраю, турецкие и другие купцы ежегодно через Анапу вывозили около 55 тыс. четвертей хлеба, в том числе пшеницы 10,000 четвертей (1,536 т.), 30,000 четвертей ржи (4,608 т.); 15,000 четвертей ячменя (2,304 т.), 3,000 четвертей овса; от 25 до 30 тыс. кож коровьих, 4 тыс. кабаньих кож, 150 тыс. заячьих шкурок, 80 – 100 тыс. центнеров шерсти, 100 тысяч штук чекменей, 50-60 тысяч штанов из чекменя, 200 тысяч плащей (т.е. бурок), 50 тыс. куньих шкур, 500 тыс. шкур овечьих и многие тысячи пудов воска, меда, масла, сала. Сюда же относится строевой лес, в котором остро нуждались все без исключения европейские страны (См.: Бижев А.Х. Указ. соч. – С. 118). По данным Шамрая отметим, что в списке зерновых нет проса – основной хлебной культуры Черкесии, охотно скупавшейся османами. Таким образом, становится вполне ясно, что без значительной сети арбяных дорог Черкесия не могла существовать ни в мирное, ни в военное время. Становится понятен и тот значительный объем знаний, понятий и навыков, связанных со строительством дорог и мостов, которые демонстрировали Л. Сиюховой долгожители Адыгеи в начале 70-х годов XX в. Первая в истории Иордании дорога была построена адыгами. «Вся долина, писал русский генерал Н.П. Кондаков, посетивший Сирию и Иорданию с разведывательными целями в 1901 – 1902 гг., находится во владении (юридическом или фактическом) черкесов, и в конце уади (т.е. речной долины Уади Сир – прим. С.Х.) находится большой кабардинский аул, выселки главного аула в Аммане (Амман этого времени был всего навсего большим адыгским, шапсуго-абадзехо-кабардинским аулом – прим. С.Х.), поражающий своим хозяйственным видом и достаточностью после туземных (т.е. арабских – прим. С.Х.) поселений и бедуинских кочевьев. От этого выселка до Аммана черкесы провели для своих арб прекрасную широкую дорогу по обширному плоскогорью, которое из конца в конец, на сколько глаз наш мог видеть, ими обрабатывается и засевается пшеницей» (См.: Кондаков Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. – СПб., 1904. – С.123 – 124). Прим. С.Х.



© Адыги.RU
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)