ПРИЧАСТНОСТЬ СМЕЖНЫХ НАУК К ЛОКАЛИЗАЦИИ ИСТОКОВ НАРТСКИХ СКАЗАНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИХ ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

ПРИЧАСТНОСТЬ СМЕЖНЫХ НАУК К ЛОКАЛИЗАЦИИ ИСТОКОВ НАРТСКИХ СКАЗАНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИХ ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

ПРИЧАСТНОСТЬ СМЕЖНЫХ НАУК К ЛОКАЛИЗАЦИИ ИСТОКОВ НАРТСКИХ СКАЗАНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИХ ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Сказания о нартах известны многим народам Кавказа: адыгейцам, кабардинцам, черкесам, абхазам, убыхам, осетинам, балкарцам, карачаевцам, чеченцам, ингушам, некоторым народам Дагестана, а также хевсурам, сванам и рачинцам, что свидетельствует о многонациональном характере нартского эпоса в его современном состоянии [20:81]. Это подчеркивает и В.И.Абаев [2: 92].

Героический эпос “Нарты” - это уникальное монументальное произведение древнего устного народного творчества, вершина духовной культуры и шедевр поэтической и прозаической словесности адыгов (черкесов). Как отмечают М.А. Кумахов и З.Ю. Кумахова, “нартские сказания в быту адыгейцев, кабардинцев и черкесов существуют в двух основных формах – певческой (музыкальной) и прозаической. Нередко встречаются произведения нартского эпоса в сочетании обеих форм” [20:4].

По этногенетической принадлежности нартского эпоса существует две диаметрально противоположные теории: скифо-аланская (В.И. Абаев [1,2,3] и Ж. Дюмезиль [15] и их последователей Т.А. Гуриев [11] и Ю.С. Гаглойти [7,8]) и абхазско-адыгская (Ш.Д. Инал-ипа [16], А.М. Гадагатль [9], А.А. Аншба [5]).]. Третьей концепции о разных этногенетических основах нартского эпоса придерживаются В.Ф. Миллер [23], В.К. Гарданов [10], А.А. Петросян [24], Е.М. Мелетинский [21]. Правы М.А. Кумахов и З.Ю. Кумахова, когда пишут: “Что же касается нартского эпоса в целом как жанра эпического произведения с его национальными формами проявления, то он, бесспорно, возник и сложился на Кавказе в результате взаимодействия и взаимовлияния фольклорных традиций разных народов” [20:101].

Для установления локализации истоков нартского эпоса и определения его этногенетической принадлежности необходимо комплексное исследование всех национальных версий нартских сказаний народов Кавказа. Рассматривая вопросы нартской ономастики, М.А. Кумахов указывает, что они “могут быть успешно решены лишь совместными усилиями представителей смежных наук (выделено нами. – А. А.) – лингвистики, фольклористики, истории, археологии и т.д.” [18:306]. В свое время мы тоже отмечали, что “всестороннее изучение эпических произведений представляет большой научный интерес, для чего необходимо тесное взаимодействие специалистов различных наук: историков, лингвистов, литературоведов, географов, зоологов, ботаников и т.д.” [4:189]. М.А.Кумахов и З.Ю.Кумахова еще раз подчеркивают, что “вопрос о генезисе национальных версий нартских сказаний чрезвычайно сложен, требует глубокого сравнительного анализа материала национальных версий, существующих вариантов сказаний, привлечения данных смежных наук” (выделено нами. – А.А.) [20:97].

По глубокому убеждению Е.И.Крупнова, “героический нартский эпос – это результат самобытного (а не заимствованного) творчества сугубо кавказских племен, носителей родственных языков (выделено нами. – А. А.), развивавшихся на основе единого кавказского субстрата” [17:19-20].

Развитие земледелия и скотоводства, металлургии и металлообработки, оживление экономических и культурных связей, появление у предков адыгов Майкопской и дольменной культур, датируемых III – II тыс. до н.э., явились толчком для возникновения адыгского героического эпоса. Как подчеркивает М.А. Меретуков, “до появления нартского эпоса у адыгов существовало художественное, эстетическое и философское мышление с достаточным уровнем развития, определенный опыт по народному творчеству…” [22:176].

Некоторые ареальные версии нартских сказаний носят периферийный характер. В частности, Ш.В. Дзидзигури [14:3-22] и Е.Б. Вирсаладзе [6: 246] подтверждают, что грузинские версии заимствованы. По мнению У.Б. Далгата, “нартский эпос создавался за пределами Дагестана” [13:174]. Он же пишет: “Вполне возможно предположить, что вайнахи, “получив” нартов от других северокавказских народов, спаяли их со своими древними преданиями и сказаниями” [12:115]. Карачаево-балкарская версия, по мнению М.А. Кумахова и З.Ю. Кумаховой, требует глубокого анализа [20: 98].

Общность эпических циклов, наименований героев в национальных вариантах нартских сказаний, эпизодов, деталей в определенной степени может быть основанием того, что истоки героического эпоса связаны с предками абхазо-адыгских народов или осетин. По мнению Е.М. Мелетинского, адыгский и абхазский фольклор более архаичен, чем осетинский [21:166]. При определении генезиса нартского эпоса надо учесть это обстоятельство. Если речь идет о сходстве, возникшем в результате взаимовлияния и взаимодействия соседних этносов, то придется признать путь заимствования. Эта проблема может быть решена путем комплексного анализа национальных вариантов нартских сказаний. В частности, здесь уместно отметить такую параллель: черкеска является национальной одеждой многих народов Кавказа, даже казаков. Однако трудно предположить, что этот вид одежды создан не адыгами, а существует два центра возникновения черкески.

М.А. Кумахов и З.Ю. Кумахова продвинули вперед исследование языка адыгского эпоса “Нарты”, предложив новые решения узловых вопросов лингвистической интерпретации лексики нартских сказаний. В своей монографии “Нартский эпос: язык и культура”, – авторы представили фундаментальный анализ этической лексики как отражение культуры древнеадыгских племен, куда входят топонимия, ономастикон, теонимия, фитонимия, зоонимия и др. [19, 312]. Они делают тонкие языковые наблюдения и приходят к такому выводу: “эпическая лексика проливает свет на древние мифологические и ритуальные представления, способствует реконструкции картины мира древнеадыгских племен, выяснению вопросов, связанных с историческим расселением и средой обитания древних адыгов” [19:284].

По нашему мнению, результаты всестороннего изучения фитонимов – названий растений, встречающихся в нартских сказаниях всех национальных версий народов Кавказа, в какой-то мере помогут объективно подойти к решению проблемы, связанной с установлением локализации истоков нартского эпоса и определением путей распространения эпических сказаний в кавказском ареале. Наш анализ позволил сделать одно немаловажное заключение: в адыгском героическом эпосе “Нарты” встречаются названия тех растений, которые произрастают на Кавказе, хотя тексты записаны не только на исторической родине, но и в странах проживания адыгской диаспоры, находящихся в разных климатических зонах, отличающихся от Кавказа. Это свидетельствует о бережном и трепетном отношении информантов к нартским сказаниям. В текстах, исследованных нами, обнаружено более 40 названий дикорастущих травянистых растений и свыше 50 наименований деревьев и кустарников, свойственных флоре Северо-Западного Кавказа [4:189-192].

Анализ фитонимов показывает, что древние адыги (черкесы) (черкесы) имели исчерпывающие представления и энциклопедические знания о флоре Кавказа, что находит свое реальное исчерпывающее отражение и в нартском эпосе. Все это свидетельствует о глубоких познаниях в области флоры и об исключительном жизненном опыте, накопившихся в течение тысячелетий у адыгов (черкесов) - автохтонного этноса Северо-Западного Кавказа.

В заключение отметим, что координированное взаимодействие смежных научных дисциплин позволит многоаспектно подойти к изучению нартского эпоса и прольет свет на многие нерешенные проблемы нартоведения, позволит установить подлинную локализацию истоков нартских сказаний и поможет определить этногенетическую принадлежность нартского эпоса.

Библиографический список:

1. Абаев В.И. Нартовский эпос //Известия Северо-Осетинского НИИ. Т.Х, вып. 1. – Дзауджикау, 1945.
2. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. I. – М.-Л.,1949.
3. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. – М., 1965.
4. Абрегов А.Н. Проблема генезиса героического эпоса “Нартхэр” и фитонимическая лексика адыгского языка //Нартский эпос и кавказские языки. – Майкоп, 1994.
5. Аншба А.А. Абхазский фольклор и действительность. – Тбилиси, 1962.
6. Вирсаладзе Е.Б. Нартский эпос и охотничьи сказания в Грузии// Сказания о нартах – эпос народов Кавказа. – М., 1969.
7. Гаглойти Ю.С. К изучению терминологии нартского эпоса// Известия Юго-Осетинского НИИ. Вып. XIV. – Цхинвали, 1965.
8. Гаглойти Ю.С. Некоторые вопросы историографии нартского эпоса. – Цхинвали, 1977.
9. Гадагатль А.М. Героический эпос “Нартхэр” и его генезис. – Майкоп, 1967.
10. Гарданов В.К. В.И.Абаев: Нартовский эпос // Сов. этнография, 1947, № 2.
11. Гуриев Т.А. К проблеме генезиса осетинского нартовского эпоса. – Орджоникидзе, 1971.
12. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. – М., 1972.
13. Далгат У.Б. К вопросу о нартском эпосе у народов Дагестана//Сказания о нартах – эпос народов Кавказа. – М., 1969.
14. Дзидзигури Ш.В. Грузинские варианты нартского эпоса. – Тбилиси, 1971.
15. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. – М., 1976.
16. Инал-ипа Ш.Д. Исторические корни древней культурной общности кавказских народов: (Опыт сравнительного изучения нартского эпоса) // Сказания о нартах – эпос народов Кавказа. – М., 1969.
17. Крупнов Е.И. О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа// Сказания о нартах – эпос народов Кавказа. – М., 1969.
18. Кумахов М.А. Очерки общего и кавказского языкознания. – Нальчик: Эльбрус, 1984.
19. Кумахов М.А., Кумахова З. Ю. Нартский эпос: язык и культура. – М.: Наследие, 1998.
20. Кумахов М.А., Кумахова З. Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. – М.: Наука, 1985.
21. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. – М., 1963.
22. Меретуков М.А. Отражение древних форм социальных отношений в адыгском нартском эпосе //Нартский эпос и кавказские языки. – Майкоп, 1994.
23. Миллер В.Ф. Кавказско-русские параллели II. // Этнографическое обозрение, №4. – М., 1891.
24. Петросян А.А. Решенные и нерешенные вопросы нартоведения// Сказания о нартах – эпос народов Кавказа. – М., 1969.



© Адыги.RU
А. Н. Абрегов ( Майкоп)шаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu