У черкесов оружие было основой их рыцарства и воинской чести.
Культура
Первым шагом имперской власти после покорения Кавказа стало разоружение мужчин. Горцы в ультимативной форме должны были расстаться со своей главной утехой, со своим бессменным спутником как в мирное, так и в военное время, с атрибутом любых празднеств, застолий, набегов и битв – с оружием. Это требование кардинально рознилось со свободолюбивой доктриной жизни черкесов. Для наиболее ясного понимания отношения адыгов к своему оружию, администрация Рихании предлагает выдержки из мемуаров польского дворянина и солдата удачи - Теофила Лапинского, прожившего среди черкесов с 1857 по 1859 год. Прошедший через жар битв на европейской арене, имеющий воинское образование, Теофил Лапинский, впервые заезжая в черкесскую деревню, отмечал: «Почти каждый ребенок здесь носит оружие. Адыг любит свое оружие больше всего на свете и кладет на его
Первым шагом имперской власти после покорения Кавказа стало разоружение мужчин. Горцы в ультимативной форме должны были расстаться со своей главной утехой, со своим бессменным спутником как в мирное, так и в военное время, с атрибутом любых празднеств, застолий, набегов и битв – с оружием.
Это требование кардинально рознилось со свободолюбивой доктриной жизни черкесов. Для наиболее ясного понимания отношения адыгов к своему оружию, администрация Рихании предлагает выдержки из мемуаров польского дворянина и солдата удачи - Теофила Лапинского, прожившего среди черкесов с 1857 по 1859 год.
Прошедший через жар битв на европейской арене, имеющий воинское образование, Теофил Лапинский, впервые заезжая в черкесскую деревню, отмечал: «Почти каждый ребенок здесь носит оружие. Адыг любит свое оружие больше всего на свете и кладет на его сохранение больше забот, чем на свою собственную персону. Его оружие всегда находится в таком блестящем состоянии, что самый лучший европейский солдат может взять с него пример. Каждый кусок золота или серебра, который попадет в его руки, сейчас же относится им к серебряных дел мастеру, чтобы тот украсил им его оружие. Он с детства привык владеть оружием. Чтобы успокоить плачущего ребенка, отец насыпает ему несколько зерен пороха на ручку или дает пару свинцовых пуль для игры. В состоятельных семействах мальчики имеют маленькие ружья, пистолеты, сабли и шашки; десятилетние мальчики смело гоняют лошадей, попадают уже часто в цель и так привыкают к оружию, что позднее не могут уже жить без него».
Это требование кардинально рознилось со свободолюбивой доктриной жизни черкесов. Для наиболее ясного понимания отношения адыгов к своему оружию, администрация Рихании предлагает выдержки из мемуаров польского дворянина и солдата удачи - Теофила Лапинского, прожившего среди черкесов с 1857 по 1859 год.
Прошедший через жар битв на европейской арене, имеющий воинское образование, Теофил Лапинский, впервые заезжая в черкесскую деревню, отмечал: «Почти каждый ребенок здесь носит оружие. Адыг любит свое оружие больше всего на свете и кладет на его сохранение больше забот, чем на свою собственную персону. Его оружие всегда находится в таком блестящем состоянии, что самый лучший европейский солдат может взять с него пример. Каждый кусок золота или серебра, который попадет в его руки, сейчас же относится им к серебряных дел мастеру, чтобы тот украсил им его оружие. Он с детства привык владеть оружием. Чтобы успокоить плачущего ребенка, отец насыпает ему несколько зерен пороха на ручку или дает пару свинцовых пуль для игры. В состоятельных семействах мальчики имеют маленькие ружья, пистолеты, сабли и шашки; десятилетние мальчики смело гоняют лошадей, попадают уже часто в цель и так привыкают к оружию, что позднее не могут уже жить без него».
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?