Адыгэ Хабзэ

Адыгэ Хабзэ
---
admin
Фото: Адыги.RU
13:07, 12 июнь 2018
1 075
0
Система Хабза (в черкесском написании Хабзэ) является доминирующей в этническом самосознании черкесов. Это философско-религиозно-этическая система, регулирующая не только все стороны жизни человека, но и определяющая мировоззрение человека, его роль, место в обществе и в окружающем мире. Исторически Хабза не фиксировалась в письменном виде. Это связано с тем, что, как требуют многие древние традиции, учение должно передаваться устно, от человека к человеку. Система Хабза н...е имела специального института – она добровольно принималась к исполнению всем обществом, которое в совокупности и являлось его коллективным носителем. Знатоки Хабза – Тхамада (Тхьэмадэ), Тхакахо (Тхьэкъуахъуэ), Тхапш (Тхьэпщ), Ахох (1эхъуэхъу) являлись носителями знаний, руководителями обрядов, инициаторами богослужений (молений), но они не образовывали
Адыгэ Хабзэ
Система Хабза (в черкесском написании Хабзэ) является доминирующей в этническом самосознании черкесов. Это философско-религиозно-этическая система, регулирующая не только все стороны жизни человека, но и определяющая мировоззрение человека, его роль, место в обществе и в окружающем мире.
Исторически Хабза не фиксировалась в письменном виде. Это связано с тем, что, как требуют многие древние традиции, учение должно передаваться устно, от человека к человеку.
Система Хабза н...е имела специального института – она добровольно принималась к исполнению всем обществом, которое в совокупности и являлось его коллективным носителем.
Знатоки Хабза – Тхамада (Тхьэмадэ), Тхакахо (Тхьэкъуахъуэ), Тхапш (Тхьэпщ), Ахох (1эхъуэхъу) являлись носителями знаний, руководителями обрядов, инициаторами богослужений (молений), но они не образовывали замкнутой церковной группы. Они не выступали «толкователями божественной воли» и не являлись посредниками между богом и людьми, так как считается, что каждый человек может напрямую обращаться к богу, не нуждаясь для этого ни в каких посредниках.
Система Хабза не является запретительной системой. Она не построена, за редким исключением, на запретах. Хабза указывает путь, на котором возможно гармоничное и полезное, как для самого человека, так и для общества, развитие человека.
В системе Хабза отсутствует понятие телесных увечий как наказаний.
Еще одной особенностью Хабза является требование изменений, при общем сохранении преемственности и традиции. Это связано с тем, что мир, окружающий человека и общество, постоянно изменяется. И для успешного решения вновь встающих задач необходимо корректировать и подходы к проблеме. При этом базовые основы Хабза остаются неизменными.
Таким образом, система Хабза имеет два уровня. Первый – базовый – неизменный, фундаментальный, который не изменяется. И второй уровень – изменяющийся, который не только может, но и должен меняться в постоянно меняющемся мире.
Именно такое сочетание неизменного и изменяющегося обеспечивает одно из главных требований Хабза как философии успеха – успешности в решении возникающих проблем изменяющегося мира.
Система Хабза – это единая, комплексная философская система. В ней можно выделить четыре части:
1. Качества, которыми должен обладать сам человек.
2. Отношение человека к другому человеку.
3. Отношение человека к окружающему миру, к природе.
4. Отношение человека к Богу.
При этом нужно понимать, что разделить эти части, отделить их друг от друга, невозможно. Они составляют единую систему взглядов.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)