На территории древней Черкессии исповедовали три религии
Религия
Окончательное утверждение ислама произошло у адыгов только в середине XIX в., хотя жители побережья от Геленджика до Хизе, продолжали оставаться язычниками. Ислам получил широкое распространение среди дворянства. В начале XIX в. распределение шло по географическому признаку. Адыги, проживавшие на границах с Россией, придерживались христианства, на границах с татарами - ислама, в центре Черкесии -придерживались смеси православия, ислама, язычества. Отзвуком этого синкретизма является клятва, распространенная и сегодня: «Къэхь Теурат, къэхь Инджыл, къэхь Къуршэн» («Клянусь Торой, Евангелием и Кораном»). Таким образом, в религиозных представлениях населения одновременно сосуществовали три линии: языческая, христианская и мусульманская. Верования адыгов XVIII-XIX вв. представляли собой смешение различных по существу религиозных
Окончательное утверждение ислама произошло у адыгов только в середине XIX в., хотя жители побережья от Геленджика до Хизе, продолжали оставаться язычниками. Ислам получил широкое распространение среди дворянства. В начале XIX в. распределение шло по географическому признаку. Адыги, проживавшие на границах с Россией, придерживались христианства, на границах с татарами - ислама, в центре Черкесии -придерживались смеси православия, ислама, язычества. Отзвуком этого синкретизма является клятва, распространенная и сегодня: «Къэхь Теурат, къэхь Инджыл, къэхь Къуршэн» («Клянусь Торой, Евангелием и Кораном»).
Таким образом, в религиозных представлениях населения одновременно сосуществовали три линии: языческая, христианская и мусульманская. Верования адыгов XVIII-XIX вв. представляли собой смешение различных по существу религиозных понятий, что создавало конфессиональную нестабильность. События Кавказской войны способствовали усилению влияния ислама, но, несмотря на это, отголоски язычества и христианства продолжали существовать в адыгском обществе. В этой ситуации З. Брантов делает для себя выбор в пользу ислама и становится ревностным мусульманином.
Таким образом, в религиозных представлениях населения одновременно сосуществовали три линии: языческая, христианская и мусульманская. Верования адыгов XVIII-XIX вв. представляли собой смешение различных по существу религиозных понятий, что создавало конфессиональную нестабильность. События Кавказской войны способствовали усилению влияния ислама, но, несмотря на это, отголоски язычества и христианства продолжали существовать в адыгском обществе. В этой ситуации З. Брантов делает для себя выбор в пользу ислама и становится ревностным мусульманином.
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?