Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Литература » Великая Отечественная война в зеркале художественного взгляда И. Машбаша

Великая Отечественная война в зеркале художественного взгляда И. Машбаша

Великая Отечественная война в зеркале художественного взгляда И. Машбаша
Литература
admin
Фото: Адыги.RU
09:13, 25 январь 2018
1 082
0
Художественное творчество Исхака Шумафовича Машбаша многогранное и разностороннее. Оно по праву считается настоящим национальным достоянием не только нашей республики, но и всей России. Думая о связи времен (нам кажется, что он это делает постоянно), Машбаш чувствует дыхание каждого из них, находит для них общую почву, основу и те невидимые нити между эпохами, которые и определяют в конечном итоге будущее. Тема войны не нова в литературе. У каждой творческой личности свой подход, свое видение проблемы. Участники тех далеких событий, художественно осмысливая ту эпоху, наверное, заново их переживают, ведь война в человеческой памяти оставляет раны, боль от которых со временем может немного притупляется, но так и не заживает. Человек, побывавший на войне, ощущает ее в каждой вспышке света, звука, она до конца жизни его преследует.
Великая Отечественная война в зеркале художественного взгляда И. Машбаша
Художественное творчество Исхака Шумафовича Машбаша многогранное и разностороннее. Оно по праву считается настоящим национальным достоянием не только нашей республики, но и всей России. Думая о связи времен (нам кажется, что он это делает постоянно), Машбаш чувствует дыхание каждого из них, находит для них общую почву, основу и те невидимые нити между эпохами, которые и определяют в конечном итоге будущее.
Тема войны не нова в литературе. У каждой творческой личности свой подход, свое видение проблемы. Участники тех далеких событий, художественно осмысливая ту эпоху, наверное, заново их переживают, ведь война в человеческой памяти оставляет раны, боль от которых со временем может немного притупляется, но так и не заживает. Человек, побывавший на войне, ощущает ее в каждой вспышке света, звука, она до конца жизни его преследует.
Литература о ВОВ заняла в русской и многонациональной литературе особое место. Она стала не только темой, но и целым направлением во всех жанрах: очерке, рассказе, повести, романе. Уже в 50 - х годах наблюдается постоянное нарастание новых качеств в прозе, в том числе и интерес к документальной прозе. Достойным примером может служить очерк Смирнова «Герои Брестской крепости»(1954), ставший основой документальной повести «Брестская крепость» (1964). Но наибольший подъем военной прозы обозначился в конце 50-х годов - это рассказы М.Шолохова «Судьба человека», В.Богомолова «Иван», повести Ю.Бондарева «Батальоны просят огня», Г.Бакланова «Пядь земли», роман К.Симонова Живые и мертвые», многие другие.
Принципиальную роль в жанровом становлении прозы сыграл рассказ М.Шолохова «Судьба человека» (1956), который имел этапное значение в развитие военной советской прозы.
Причин тому много - осознание ничем невосполнимых потерь, утрат, которые принесла война, острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальных ситуациях.
Невозможно понять до конца события тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941-му году предшествовал год «великого перелома» V 1929, когда за ликвидацией кулачества было ликвидировано все лучшее в крестьянстве, или может быть, более страшный - 1937 год.
Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941—1945 гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поддержать патриотический дух народа, объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Девиз времени «Убей его!» (врага) пронизал эту литературу — отклик на трагические события в жизни страны, которая еще не ставила вопросов о причинах войны и не могла связать 1937-й и 1941 г. в один сюжет, не могла знать страшной цены, которую заплатил народ за победу в этой войне. Самой удачной, вошедшей в сокровищницу русской литературы, стала «Книга про бойца» — поэма А. Твардовского «Василий Теркин». «Молодая гвардия» А. Фадеева о подвиге и гибели юных краснодонцев трогает душу нравственной чистотой героев, но вызывает недоумение глубоким описанием жизни молодежи до войны и приемами создания образов фашистов. Литература первого этапа по своему духу была скорее описательной, но никак не аналитичной.
Второй этап развития военной темы в литературе приходится на 1945—1950 гг. Это романы, повести, стихи о победе и встречах, о салютах и поцелуях — излишне ликующие и триумфальные (например, роман С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды»). Они не договаривали жуткой правды о войне. В целом прекрасный рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1957) однако утаивший правду о том, куда попадали бывшие военнопленные после возвращения с войны.

Делок P.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)