Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Архив » Картины » Боннэ Ригобер (1727-1794). Турция в Азии. 1791 г.

Боннэ Ригобер (1727-1794). Турция в Азии. 1791 г.

Боннэ Ригобер (1727-1794). Турция в Азии. 1791 г.
Картины
admin
Фото: Адыги.RU
20:52, 11 август 2017
3 062
0
Боннэ Ригобер (1727-1794). Турция в Азии. 1791 г. Карта Азиатской Турции показывает азиатские и, частично, североафриканские владения Османской империи. На Кавказе граница владений османов показана желтой линией, которая проходит по р. Кодор (Coddors рассматриваемой карты), являвшейся в этот период этнической и политической границей Абхазского княжества и Мегрельского мтаварства. Грузия и Дагестан отмечены как османские провинции, тогда как Черкесия целиком лежит за пределами Османской империи. В то же время Черкесия входила в зону политического влияния Стамбула, что отображает пунктирная линия вдоль северных пределов Черкесии, которая начинается в устье Дона и упирается в Терек, примерно в том месте, где в него впадает Сунжа, что совпадает с этническими и политическими пределами Малой Кабарды. В районе Туапсе отмечено
Боннэ Ригобер (1727-1794). Турция в Азии. 1791 г.
Боннэ Ригобер (1727-1794). Турция в Азии. 1791 г.
Карта Азиатской Турции показывает азиатские и, частично, североафриканские владения Османской империи. На Кавказе граница владений османов показана желтой линией, которая проходит по р. Кодор (Coddors рассматриваемой карты), являвшейся в этот период этнической и политической границей Абхазского княжества и Мегрельского мтаварства. Грузия и Дагестан отмечены как османские провинции, тогда как Черкесия целиком лежит за пределами Османской империи. В то же время Черкесия входила в зону политического влияния Стамбула, что отображает пунктирная линия вдоль северных пределов Черкесии, которая начинается в устье Дона и упирается в Терек, примерно в том месте, где в него впадает Сунжа, что совпадает с этническими и политическими пределами Малой Кабарды.
В районе Туапсе отмечено поселение Кодош (Coddos).
У Джиованни да Лукка этот термин – кодош – упоминается как обозначение друидических объектов - священных деревьев и рощ - в Черкесии. «Там я видел также множество голов различных животных, насаженных на палки, сколоченные в виде креста, и деревья, под которыми лежали луки, стрелы, старые металлические монеты, клубки ниток, кусочки тафты и медные котлы, в которых варят мясо. Я спросил, что все это означает, и мне ответили, что это место называется Кудошо, то есть место, посвященное Богу, куда они приносят свои приношения». (Лукка Дж. да. Отчет святой конгрегации // Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков. Нальчик, 2006. С. 53-54). Это наблюдение было сделано Лукка вдалеке от морского побережья, на территории княжества Темиргой (Болеттекой). Ксаверио Главани, отчет которого относится к 1724 г., отмечает, что священное дерево, служащее местом поклонения, называется черкесами пенекассан, а термином кодос черкесы именуют освященный объект - место захоронения людей и животных, убитых молнией. Это принципиально важно - не само божество, в данном случае бог грома Шибле, а объект поклонения, то есть отмеченные этим богом люди и животные. (Главани К. Описание Черкесии // Северный Кавказ в европей-ской литературе. С. 146-147.). Пейсонель в середине XVIII в. пишет о туапсинской бухте: «Кодош - открытая бухта. Именно там находится знаменитое дерево, называемое Кодош, которое абазины чтут так же, как черкесы - пангиассан. Кодош - по-еврейски «святой». В Кодоше находится самый большой рынок абазов». (Пейсонель Ш. де. Трактат о торговле на Черном море. // Северный Кавказ в европейской литературе. C. 185). В XIX в. Е. Г. Вейденбаум в комментариях к Главани также подчеркивает еврейское происхождение термина. (Вейденбаум Е. Г. Примечания к сочинению К. Главани «Описание Черкесии» // СМОМПК. Вып. XVII. Тифлис, 1893. Отд. I. С. 172).
Топонимы Кодеш (вар.: Кодос, Кудош, Кодож и пр.) являются своеобразными маркерами распространения адыго-абхазской культуры на Северо-Западном Кавказе. Они встречаются от Тамани до Абхазии включительно. Мыс Кудесчио на Тамани отмечен у Джиованни да Лукка в 1625 г. (Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин Жана де Люка, монаха доминиканского ордена (1625) / Пер. П. Юрченко // Записки императорского Одесского общества истории и древностей. Т. XI. Одесса, 1879. С. 489). Именно здесь отмечен мыс Кудесчио (Cudescio) на карте Николаса Сансона, составленной в 1692 г. по данным Лукки и других авторов XVII века. (Бесленей - мост Черкесии. Вопросы исторической демографии Восточного Закубанья. XIII-XIX вв. Майкоп: «Полиграф-Юг», 2009. С. 407).
Эвлия Челеби упоминает племя кутаси в районе Туапсе. Этот этноним, по всей видимости, связан с топонимом Кодош (мыс Кодош рядом с Туапсе). А. Н. Генко сопоставил следующие абазские общности из списка Челеби с названиями рек: ашагылы - на р. Аше; соуксу - на р. Шуюк (Шуук) и за ними через 2 стоянки племя кутаси - мысы с названием Кодош (один в районе Туапсе, а другой - в районе р. Шапсухо. (Генко А. Н. О языке убыхов. Л., 1928. С. 236).
Единовременно на черкесско-абхазском побережье могло быть несколько подобных топонимов, что объяснимо использованием этого слова для обозначения священных рощ и, скорее всего, и других религиозно почитаемых объектов. Действительно, существовали единовременно, по крайней мере, в 30-40-е гг. XIX века два Кодоша. (Монпере Ф. Д. де. Путешествие вокруг Кавказа у черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму. Т. 1. / Пер. В. М. Аталикова. Нальчик: Эль-фа, 2002. С. 183, 185). В одном предложении у Сафонова указаны 2 мыса: Кодос и Кодош. (Сафонов С. Поездка к восточным берегам Черного моря на корвете «Ифигения» в 1836 году. Одесса, 1837. С. 24.).
Была еще и река Кодош (Матросская щель или Матросское ущелье современных карт). Река Кодес в списке Люлье, р. Кодож - у Хатисова, р. Кадош - у гр. П. С. Уваровой. (Хатисов И. С. Отчет комиссии по исследованию земель между реками Туапсе и Бзыбь // Записки Кавказского общества сельского хозяйства. № 5-6. Тифлис, 1867. С. 48; Кавказ. Абхазия. Аджария, Шавшетия, Посховский участок. Путевые заметки графини Уваровой. Ч. II. М., 1891. С. 76). В описании Черного моря путешественника Минаса Медичи (Бжишкяна) Кодор назван Кодожом: «Здесь, говорят, находится огромное дерево под названием Кодош, к которому ежегодно приходили на богомолье, оказывая ему божеские почести». (Меликсет-Беков Л. М. Pontica Transcaucasica Ethnica (По данным Миная Медичи от 1815-1819 гг.) // СЭ. 1950. № 2. С. 169). Современный исследователь абхазо-адыгской мифологии С. Л. Зухба подчеркивает, что в устье Кодора существует топонимическое название Куадашь. (Зухба С. Л. Мифология абхазо-адыгских народов. Майкоп, 2007. С. 134).
По всей видимости, Челеби маркировал самое западное абазское племя по названию наиболее известного пункта этой части побережья - мыс Кодош в Туапсе. Другие путешественники также, как правило, выделяют этот Кодош как самый выдающийся мыс, обеспечивающий хорошие условия стоянки судов в гавани Туапсе. Более того, было знакомо не название Туапсе, а название Кодош, которое распространялось и на бухту. Ф. Брун отмечает, что «защищенный этим мысом (Кодош. - Прим. С. Х.) Туапсе принадлежит к лучшим второстепенным стоянкам восточного берега». (Брун Ф. Восточный берег Черного моря по древним периплам и по компасовым картам. // ЗООИД. Т. 9. Одесса, 1875. С. 419). Лукка считает туапсинский Кодош границей Черкесии на побережье, но не с Абхазией. От Кодоша до Абхазии еще 140 миль, а население между Черкесией и Абхазией «повинуется особенным князьям». Как раз эти беи и это пространство описано у Челеби: смешанные в этническом отношении абазские общности от Адлера до Туапсе состояли из абазов-садзов, абазов-убыхов и абазов-адыгов, и действительно управлялись «особенными», в смысле их политической дистанцированности от крупных княжеских домов Черкесии и Абхазии, князьями. Черкесское население к западу от Туапсе (варианты: Небуг, Агой, так как Челеби говорит о близком, в одну стоянку, черкесском населении, граничащем с абазами-кутаси) по всей видимости, управлялось черкесскими-жанеевскими князьями.
Абаски отмечены, начиная с того сектора побережья, который можно сопоставить с Адлером и Гагрой. На территории абасков отмечена Пицунда (Bitchvinta), а Сухум отмечен как Сохоми (Sohomi). В названиях очевидно грузинское звучание, что указывает на знакомство составителя карты с грузинскими источниками либо, что вероятнее, с записками миссионеров, находившихся в Мегрелии.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)