Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Архив » Картины » Новая и точная карта Крымской Татарии, Азовского моря и частей рек Днепр, Буг и Кубань. 1769 г.

Новая и точная карта Крымской Татарии, Азовского моря и частей рек Днепр, Буг и Кубань. 1769 г.

Новая и точная карта Крымской Татарии, Азовского моря и частей рек Днепр, Буг и Кубань. 1769 г.
Картины
admin
Фото: Адыги.RU
20:39, 04 август 2017
1 867
0
Новая и точная карта Крымской Татарии, Азовского моря и частей рек Днепр, Буг и Кубань. 1769 г. Карта содержит указания на подданство или независимый статус ряда черкесских княжеств в отношении крымского хана. В этом плане это действительно новая и актуальная, на момент создания, карта региона. Жанеевцы (Djani Nation) указаны как данники крымского хана (tributary to the Khan of the Krim). Как данники хана указаны еще хатукаевцы (Khaitucki Nation) и темиргоевцы (Kemerguni Nation). В отношении Темиргоя это замечание, после открытого конфликта с ханством и победы над ханским войском в 1761 г., носит уже неактуальный характер. Но, в целом, стремление показать различный внешнеполитический статус черкесских княжеств, соответствует этому историческому периоду, когда черкесские территории одна за другой отделялись от ханства. Так,
Новая и точная карта Крымской Татарии, Азовского моря и частей рек Днепр, Буг и Кубань. 1769 г.
Новая и точная карта Крымской Татарии, Азовского моря и частей рек Днепр, Буг и Кубань. 1769 г.
Карта содержит указания на подданство или независимый статус ряда черкесских княжеств в отношении крымского хана. В этом плане это действительно новая и актуальная, на момент создания, карта региона. Жанеевцы (Djani Nation) указаны как данники крымского хана (tributary to the Khan of the Krim). Как данники хана указаны еще хатукаевцы (Khaitucki Nation) и темиргоевцы (Kemerguni Nation). В отношении Темиргоя это замечание, после открытого конфликта с ханством и победы над ханским войском в 1761 г., носит уже неактуальный характер. Но, в целом, стремление показать различный внешнеполитический статус черкесских княжеств, соответствует этому историческому периоду, когда черкесские территории одна за другой отделялись от ханства. Так, бжедуги показаны как свободный народ: «Boshaducki a free Nation». Егерухаевцы, входившие в состав Темиргоевского владения, имеют, согласно составителю, отличный от темиргоевцев статус: «Yerukai an independent Nation».
28 июня 1747 г. сообщается, что от крымского хана «отложились темиргойцы, абазыкеи (абадзехи), бжедухи, сапсых (шапсуги), убых». (Кабардино-русские отношения: Сб. док. М., 1957. Т. 2. С. 143). В апреле 1751 г. в рапорте премьер-майора И. Барковского абадзехи охарактеризованы, как грозная сила, не подконтрольная крымскому хану. (Там же. С. 175). В мае 1753 г. русский источник сообщает, что Большая Абаза и Шапсо к крымскому хану «ни малейше не подданы». (Там же. С. 188). В 1758 г. темиргоевцы участвуют в мятеже ногайцев. (Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. Извлечения. Нальчик: «Эль-Фа», 2001. С. 299).
6 июня 1761 г. происходит сражение у современного Усть-Лабинска, в ходе которого победу одерживают темиргоевцы: «Весьма великое сражение у тех войск было и многочисленно крымского войска темиргуйским войском побито и ранено, да и в реке Лабе потонуло». (Цит. по: Дзамихов К. Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик, 1994. С. 91).
Проблемы институализации ханской власти в Черкесии.
Отношения Крымского ханства и Черкесии в период правления Мухаммад-Гирея (1515-1523) охарактеризованы польским послом в Крыму Мартином Броневским: «Область Пятигорская или Колхида, простирается до самого моря Каспийского или Гирканского. Она покрыта высокими хребтами гор и лесами, которые видны с той оконечности. Народ свободен, имеет многих предводителей очень храбрых, которым подчинено каждое племя и даже семейство». Отметив независимый статус пятигорцев, а в употреблении Броневского под этим именем имеются в виду все адыги, автор подчеркивает в другом разделе своего сочинения, что пятигорцы участвуют в походах хана. В разделе о ханских советниках и придворных: «Хан наиболее любит содержать при себе черкесов, ногаев и пятигорцев, которые трудолюбивы, крепки, храбры и воинственны. Отличным он назначает годовое жалованье и дают подарки; часто двор бывает наполнен ими». В разделе «Войско крымского Хана» Броневский как две отдельные группы указывает черкесов и пятигорских черкесов, что говорит о том, что автор имел представление о разделении Черкесии на две части — Западную Черкесию и Кабарду: «Из жителей Таврического полуострова перекопские и крымские, азовские, ногайские, черкесские данники и союзники, князья пятигорских черкесов, служащие на жалованьи, равно как и вольные должны немедленно являться к Хану по его требованию и принимать участие в войне». (См.: http: // www.vostlit.info / Texts / Dokumenty / Krym / XVI / Bronevskij / frametext.htm. Текст воспроизведен по изданию: Описание Крыма (Tartariae Descriptio) Мартина Броневского // Записки Одесского общества истории и древностей. Т. 6. Одесса, 1867).
Очень важное описание в том плане, что в нем отмечено несколько типов отношений, связывавших черкесов с ханом: одни из них — данники, а другие — союзники; кто-то получает жалованье, а кто-то вольный. Среди западно-адыгских князей, являвшихся на поддержку хану, было две категории: данники и союзники. Определение «служащие на жалованьи, равно как и вольные» употреблено сразу за пятигорскими черкесскими князьями, что подтверждает большую степень политической самостоятельности князей Кабарды.
О том, что власть хана на территории Черкесии не была институализированна писал В. Д. Смирнов, один из наиболее авторитетных российских историков Крыма: «Эта зависимость никогда не выражалась в определенных и правильно организованных формах практического осуществления ханской власти над землями, лежащими вне пределов Крымского полуострова… Ханы, увлекаемые жаждой еще большей наживы, делали беспрестанные набеги на бедных черкесов, придираясь ко всякому случаю и невзирая на явную покорность их. Впрочем, иногда эти набеги недешево обходились Гераям, и некоторым они стоили даже жизни… Случалось и так, что в критические моменты члены Герайской фамилии, даже сами ханы, искали убежища у тех самых черкесов, на которых они в другое время нападали по самым ничтожным поводам». (Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты. Т. 1. М., 2005. С. 270-271).
Автор последней трети XVII в. Хюсейн Хезарфенн, историк и комментатор законов османского государства, в главе девятой своего труда, посвященной Крымскому ханству, отмечал: «Последним черкесским племенем, живущим в округе Тамань, в которое великое государство назначает кадиев, являются черкесы жанэ. Ими предписания шариата в какой-то мере исполняются. Их нельзя обращать в рабство». (Хезарфенн Хюсейн. Изложение сути законов Османской династии / Пер. С. Ф. Орешковой. Текст воспроизведен по изданию: Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура. М., 1990: http://www.vostlit.info / Texts / rus4 / Hezarfenn / frametext.htm).
Как видим, к концу XVII в. властные прерогативы ханства на черкесских землях не усилились со времен Мухаммад-Гирея, то есть с начала XVI в. Единственным подконтрольным княжеством оставался Жаней. Но и здесь отношения колебались от видимости подчиненности до открытой враждебности.
Османский фактор в крымско-черкесских отношениях.
Челеби особо подчеркивает, что черкесские беи подчинены не хану, а османскому представителю в Каффе. Вопрос настолько важен, что Челеби выделяет для его освещения отдельный раздел: «Сообщение о подчиненности беев черкесских государств Кефе. В эпоху Селим-хана Второго Осман-паша, сын Оздемира, в 991 г. (1586/7 г.) пошел на Ширван и Шемаху через Черкесстан и подчинил местных беев Кефинскому эйялету, взяв у них заложников. И сам он оставил в залог кабардинскому бею своего сына с рабыней, взял [в жены] девушку из Кабарды и за месяц стал добрым родственником в Черкесстане. С семьюдесятью тысячами черкесских богатырей он завоевал Гянджу и Ширван, Шемаху и Тифлис, Туманис и Демир-капу, Ширван и город Серир-Алани, город Араши и город Ниязабад, и город Шабурни. Короче говоря, он взял семьдесят шесть великих городов вместе с черкесскими беями и беями падишаха Дагестана. Он сделал Искендер-бея из беев Кабарды пашой Кефе, заселил остров Тамань черкесским народом, и казаки, азовские неверные, потеряли возможность выходить в Черное море. Всего от острова Тамань на восток, на семьдесят дней пути вплоть до горы Эль-Бурз [располагаются владения] черкесских беев с ежегодным жалованием. Если род Османов идет в поход, они идут в поход с кефинским пашой. Вместо ежегодного жалования они берут одежду и войлок, луки и ружья, порох и свинец, астар (коричневая ткань, наматывающаяся на головной убор офицера. – Прим. С. Х.), парчу и саржу. Они под рукой османцев. Их назначение и отстранение во власти Османов. Если какой-нибудь бей умрет, его место занимает его сын или кто-нибудь достойный из его родственников. Но у них нет бунчука, санджака, байрака и барабана со знаменем. Хотя барабанщики имеются. Со времен Османа-паши, сына Оздемира, они очень послушны и покорны роду Османов. В 1031 г. (1621/2 г.), во время похода на Хотин султана Османа из рода Османов, вышеупомянутым черкесским беям кефинские дефтердары прекратили выплачивать жалование. С тех пор они, хотя и не бунтуют, но и не проявляют покорности, службы военной не несут, но иногда приходят к крымским ханам и по некоторым делам обращаются. Однако по доброй памяти это войско Черкесстана без фуража следовало бы содержать». (Челеби Э. Книга путешествия. Крым и сопредельные области. Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века / Пер., вступ. ст. и комм. Е. В. Бахревского. Симферополь: «Доля», 2008. С. 174-175).
Согласно русским послам Тяпкину и Зотову, жители Таманского полуострова или «темрюцкие черкесы» считались подданными турецкого султана. (Список с статейного списка великого государя его царского величества посланников: стольника и полковника и наместника Переяславского Василья Михайлова сына Тяпкина, дьяка Никиты Зотова // Записки Одесского общества истории и древностей. Т. 2. Одесса, 1850. С. 654).
Турецкое правительство было на страже интересов своих подданных, о чем свидетельствует казнь в 1644 г. кафинского санджак-бея Ислам-паши-задэ «по обвинению в напрасном разорении черкесских стран». (Смирнов В. Д. Крымское ханство. Т. 1. С. 382).
В 1585 г. кафинский паша арестовал двоих людей из числа русского посольства в Стамбул, которое возглавлял Б. П. Благово. Санджак-бей намерен был держать их у себя до тех пор, пока донские казаки не возвратят черкесов, захваченных ими на море близ Керчи в то время, когда последние занимались рыбной ловлей. Более того, поскольку речь шла о родственниках неких черкесских князей из Темрюка и Тамани, то османский наместник был готов задержать и самого посла. (Из статейного списка русского посла в Турцию Б. П. Благово о переговорах в Крыму и в Турции // КРО. Т. I. С. 45).
Признания турецкого подданства, по всей видимости, происходили не менее часто, чем те шертования, которые осуществляли кабардинские князья московскому двору. Более того, присягали султану не только западноадыгские князья, но и кабардинские. Тяпкин и Зотов были очевидцами возвращения совместного посольства в Стамбул от черкесов и калмыков: «Да при той же нашей задержке ехали через Крым от салтана турского калмыки и горские черкесы и ночевали у пристава нашего, у бея розменного, и бей розменной тех калмыков и черкес у себя в дому потчивал со всяким удоволством и провожал их в путь со многими крымскими татары. И мы от него бея и от пленных московских людей московского народа доведались подлинно, что великому государю нашему его царскому величеству калмыки и горские черкесы изменили и били челом в подданство салтану турскому, и для того те их послы у салтана были». (Список с статейного списка… стольника… Василья Михайлова сына Тяпкина, дьяка Никиты Зотова. С. 608). Как видим, черкесское посольство могло позволить себе отправиться в Стамбул через Крым, не боясь вызвать негативного к себе отношения со стороны хана.
Халил Иналджик в статье, посвященной османскому периоду в истории Черкесии, написанной им для «Энциклопедии ислама», подчеркивает, что османские султаны, с одной стороны, признавали крымский суверенитет над Черкесией, а с другой — направляли указы и одаривали титулами черкесских вождей, как собственных вассальных беев». (Inalcik H. Cerkes. III. Ottoman period // The Encyclopaedia of Islam. Vol. II. Leiden, London, 1965. P. 25).
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)