Самоуважение

Самоуважение

Самоуважение
Подчеркнутая вежливость, услужливость и даже кротость адыгов, казалось бы, не оставляют места для самоуважения. Но в действительности перед нами лишь две стороны одной и той же нравственной идеи; почтительное отношение к другим является иным выражением или превращенной формой самоуважения - щхьэлъытэж.
Эту черту адыгских нравов подметил и великолепно отобразил Дж. Лонгворт, которого поначалу сильно удивила мягкость, уступчивость и вежливость жителей Черкесии. «Смиренность, как я вскоре обнаружил, сочеталась у них с полнейшей независимостью характера, - пишет он, - и основывалась, как у всех наций, склонных к церемонностям, на уважении к самому себе, когда другим тщательно отмеривается та степень уважения, которую требуют для себя» (22, с. 531). Совсем по-другому и тотчас давал о себе знать характер черкесов в случаях, когда чье-либо поведение задевало их достоинство, выходило за рамки, предусмотренные обычаем. Отмечая, что в быту они отличались «необыкновенной скромностью, говорили тихо, готовы были уступить место и замолчать в споре», Н. Дубровин счел необходимым добавить: «Зато на действительное оскорбление отвечали с быстротою молнии», только «без угроз и брани» (12, с. 54).
Чувство собственного достоинства было развито у всех социальных групп, в том числе у крепостных крестьян и домашних рабов. Даже при наличии сложной и многоступенчатой феодальной иерархии и связанной с этим строгой субординации сервилизм, свойственный низшим сословиям народов Востока, в Черкесии не получил заметного распространения и разви¬тия. Отвешивание князю или дворянину поклонов, подобострастные обращения, угодливость в мимике и в общем выражении лица считались несовместимыми с достоинством человека.
Т. Керашев в повести «Абрек» хорошо отобразил проявление этой черты адыгских нравов уже в условиях господства на Кавказе русской администрации. «Однажды, - пишет он, - в аул прискакал нарочный с извещением, что приезжает пристав. Атаман аула, подобострастный служака, засуетился, собрал сход и долго поучал, как надо встречать такого гостя, как отвечать на его приветствия и как кланяться. Последнее труднее всего давалось аульчанам. В обычаях адыгов не существует поклонов. Атаману пришлось немало повозиться со стариками, прежде чем они усвоили этот новый для них прием учтивости - поклон. А молодежь, как ни старался старшина, не захотела таким образом проявлять свое уважение».
Перед нами тонко схваченная автором реакция на разрушение установленных границ этического иммунитета личности и она была почти неизбежна, если человек ощущал какую-либо угрозу морального ущерба и «потери лица». Знаки внимания и почтения, которые необходимо было оказывать старшим, женщинам, гостям, представителям высшего сословия, были строго регламентированы, и нарушать этот регламент, проявляя чрезмерное усердие, считалось пре¬досудительным. К примеру, говорят, что мужчине не следует пожимать протянутую ему для приветствия руку двумя руками.
Вообще, заискивать, унижаться перед кем бы то ни было - перед богатыми, высоким начальством, влиятельными знакомыми или родственниками - считается неприличным, противоречащим духу адыгства и адыгского этикета. Напоминая о необходимости сохранять в контактах с высокопоставленными людьми чувство меры и собственного достоинства, обычно говорят: Хъанхэ ящъыщъшъ жып1эу хуэмыфашъэ пщ1э хумыщ1 - «Человека, будь даже он из сословия ханов, незаслуженным почетом не окружай».
Такие установки накладывали определенный отпечаток на мышление всех слоев населения, в том числе и на поведение крестьян, о чем свидетельствуют наблюдения адыгских писателей XIX в., великолепно знавших быт и психологию народа. «В характере простого адыгского крестьянина, - пишет, к примеру, А. Кешев, - нет малейших признаков раболепства. Он также свободно говорит со своим господином, как с ровней, и никогда не позволит ему возложить десницу на свою физиономию (впрочем, это унизительное проявление гнева неизвестно еще между адыгами). Он не терпит также разных кличек, вроде «Эй человек, эй чурбан» и откликается только на свое настоящее имя. Когда говорю со своими крестьянами, я беру обыкновенно тоном ниже против того, как говорю, живя в России, со свои денщиком» (16, с. 218-219).
Хотя в этих суждениях много спорного и тенденциозного, нельзя отрицать, что этический иммунитет человека и его личное достоинство занимали одно из центральных мест в системе адыгских ценностей. Этому способствовала в немалой степени и аргументация представлений о личном достоинстве: акцент был сделан на принципиальном единстве уважения и
самоуважения. Отсюда известная формула: Ц1ыхум хуэпщ1 пщ1эр зыхуэпщ1ыр уишъхьэшъ - «Уважение, которое ты оказываешь другому человеку, суть уважение, которое ты оказываешь самому себе». Есть и другие аналогичные суждения, ср.:» Ц1ыхуыр бгъэлъэп1эху уишъхьэр лъап1э мэхъу - «Чем больше ты ценишь и уважаешь людей, тем выше поднимаешь авторитет и цену собственной личности»; Ц1ыхуыр гъэлъап1и, уишъхьэр лъап1э хъуншъ - «Почитай людей и сам будешь почитаем». Это означает, что самоуважение, т.е. забота о своей чести, репутации, о своем внешнем облике и поведении является одновременно и заботой об окружающих, свидетельством внимательного почтительного отношения к ним.
Проще говоря, если человек аккуратно одет, вежлив, предупредителен, скромен, деликатен, то с одной стороны, он демонстрирует высокое самовнимание или самоуважение, говорят, что таким образом он «назначает» себе определенную достаточно высокую цену - цену воспитанного, почтительного, достойного человека. С другой стороны, и в не меньшей степени, - такое поведение воспринимают как проявление уважения к другим людям, как заботу о том, чтобы создать для них необходимый психологический комфорт.
В отличие от этого, человек грубый, назойливый, лживый, неопрятный, пьяный создает этически и эстетически ущербную и агрессивную среду. Он не считается с людьми, портит им настроение, разрушает их этический иммунитет. И тем самым назначает себе низкую цену - цену человека невоспитанного, недостойного, не заслуживающего уважения. В таком поведении усматривают не только отсутствие необходимой заботы об окружающих, об их самочувствии, но и заботы о себе, о своей чести и репутации. Зышъхъэ уасэ фэзымыш1ыжырэм уасэ йы1эп - «Невелика цена человека, который сам себя не ценит», - говорят по этому поводу.
Логика подобных рассуждений перекликается с известной библейской заповедью «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Точкой отсчета является в этом случае самоотношение - любовь к самому себе. В сущности речь идет о нравственно акцентированном согласии с самим обой, которое призывают перенести на другого. Но такое перенесение, по определению невозможно без самопринятия, самоодобрения, самосогласия. В случае с самоуважением открывается та же картина. Если человек не уважает и не ценит себя, то у него нет внутреннего духовно-нравственного материала, который он мог бы привнести в отношения с другими людьми.
Вот и получается, что уважение других невозможно заведомо без самоуважения.
В конечном итоге все сводится к мысли о взаимности человеческих отношений и к необходимости проектирования позитивных реакций социальной среды. Рекомендуется проявлять уважение к человеку, предлагая ему схему доброжелательных и взаимополезных отношений. В итоге, почтительность предстает как специфическое выражение и обратная сторона социальных притязаний и ожиданий, в роли своего рода этической подсказки, с помощью которой человек подготавливает модель удачного и приятного общения или взаимодействия, побуждая партнера действовать в соответствии с этим замыслом.
Такое структуирование и программирование отношений весьма характерно для морального сознания адыгов. Почтительность, как основа этикетного поведения, развила в них потребность и ожидание такого же - подчеркнуто благожелательного, уважительного, чуткого отношения со стороны других. С учетом и в режиме подобных ожиданий ведут себя практически во всех ситуациях, рассчитывая, что люди войдут в их положение, правильно поймут, посочувствуют, уступят, простят, помогут, пойдут навстречу. Так же, как и у японцев, у адыгов выработалась привычка «полагаться на благожелательность» и «наслаждаться снисходительностью» окружающих.
Обман этих надежд вызывает разочарование, обиду, злость, воспринимается почти как катастрофа, как разрушение основ социального бытия. Всякий намек на изменение к худшему в отношениях близких, друзей, знакомых тотчас фиксируется, и болезненно переживается. Сверхчувствительность такого рода является издержкой этикетности и одной из таких черт национального характера, подчас деструктивный характер, вызывая неоправданные подозрения, разрушая добрые человеческие отношения.
В то же время внимание к тому, как относятся к человеку окружающие его люди, необходимо для правильной оценки социальной стуации и адекватной самооценки. Принцип самоуважения во многом способствует этому, чтобы почитая других каждый заботился также и о том, чтобы и с ним обходились в соответствии с его местом в обществе. Например, старший стремится, чтобы младшие относились к нему с должным почтением. Девушке полагается вести себя с сознанием своего высокого положения: скромно, но с достоинством. Оказавший кому- либо важную услугу или помощь должен увидеть и определить, в какой мере эта помощь была оценена. В итоге каждый человек корректирует поведение окружающих, задает ему определенные рамки и определенный тон, отвечающий духу и букве этикета.
В сущности, таким образом осуществляется контроль за состоянием социальной ситуации и среды. Самоуважение -не только забота о себе самом, о своем личном достоинстве; это кроме того, забота о другом человеке, о том, чтобы он не ошибся в его отношениях с людьми и не сбился с нравственного пути, не нарушил принципы этикетного мышления и поведения.шаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu