Почитание старших

Почитание старших
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
09:44, 01 август 2017
2 974
0
Преимущество в возрасте обеспечивало человека четко установленным морально¬правовым иммунитетом. Обращая на это внимание немецкий естествоиспытатель К. Кох писал: «В то время как у нас, к сожалению, государство очень редко берет под защиту стариков и они полностью зависят от молодого поколения, у черкесов они пользуются всеобщим почтением. Тот, кто оскорбил старика или пожилую женщину, подвергается не только всеобщему презрению, но его поступок обсуждается народным собранием, и он несет кару в зависимости от величины проступка». Действительно, человек, непочтительно обращающийся со старшим, мог быть строго наказан - вплоть до остракизма.
Преимущество в возрасте обеспечивало человека четко установленным морально¬правовым иммунитетом. Обращая на это внимание немецкий естествоиспытатель К. Кох писал: «В то время как у нас, к сожалению, государство очень редко берет под защиту стариков и они полностью зависят от молодого поколения, у черкесов они пользуются всеобщим почтением. Тот, кто оскорбил старика или пожилую женщину, подвергается не только всеобщему презрению, но его поступок обсуждается народным собранием, и он несет кару в зависимости от величины проступка». Действительно, человек, непочтительно обращающийся со старшим, мог быть строго наказан - вплоть до остракизма.
В семье и шире - в составе фамилии, сельской общины, рода старший мужчина пользовался непререкаемым авторитетом. Без его участия и совета не решался ни один важный вопрос: свадьба, похороны, поминки и т.п. На собраниях он восседал на почетном месте, по правую сторону от очага. Если состояние здоровья старшего не позволяло ему принять участие в том или ином мероприятии, его тем не менее держали в курсе дел. После праздничного пира или поминального обеда ему приносили самые лучшие кушанья и в том числе отборные, специально выделенные куски жертвенного животного.
Естественным продолжением почитания старших был культ предков. Каждый обязан был с большими почестями предать земле прах своих родителей и близких, бережно хранить память о жизни и деяниях отцов, а также знать имена своих предков (по отцовской линии) как минимум до седьмого колена - адэц1ибл, л1этехъэгъуибл. Человек, который не мог проследить таким образом свою родословную считали «безродным», его не допускали даже к исполнению роли присяжного свидетеля на суде - тхьэры1уэ шъыхьэт.
Действовали и действуют по сей день, разнообразные нормы и ограничения, призванные отобразить подчеркнуто уважительное отношение к старшим. Младший обязан встать, когда в комнату входит старший, в пути он уступает ему правую почетную сторону, за накрытым столом - удобное место, наиболее отдаленное от входной двери. Не полагается пересекать старшему дорогу, а также вторгаться в его «личное пространство» - пащхьэ, равное расстоянию вытянутой вперед руки. В присутствии старших неприлично стоять или сидеть в расслабленной позе, развалившись, широко расставив ноги, скрестив на груди руки, уперев их в бока или держа в карманах, повернувшись спиной, категорически запрещается курить.
Запрещается окликать старшего. Рекомендуется подойти или поравнявшись с ним почтительно обратиться. Отсюда две формулы, по-разному отображающие данное правило: Нэхъыжьым к1элъыджэркъым, к1элъок1уэ - «Старшего не окликают, его догоняют»; Къоджэр нэхъыжъшъ - «Тот, кто тебя окликает, тот (стало быть) старше». В дополнение к этому запрещается подходить к старшим, которые, уединившись, беседуют. Не разрешается вторгаться в разговор старших, обрывать их на полуслове, перебивать. Обычно, если младший хочет что-то сказать, подключившись к беседе старших, он предварительно извиняется в самых изысканных выражениях.
Неприлично называть старшего стариком (старухой). В ответ на просьбу или обращение старшего нельзя говорить «сейчас», «некогда», «подожди», «не могу», «не хочу» и т.д. Просьбы уважаемых старших следует выполнять беспрекословно, не вступая в дискуссии и пререкания. Как правило никто не может сказать им в прямой, откровенной или грубой форме, что они неправы, лгут, плохо соображают и т.п.
Многие стандарты речи имеют вариант или несколько вариантов, символизирующих особое, сверхпочтительное отношение к старшим. Например, обычная форма выражения благодарности - Упсэу - «Здравствуй» не может быть использована по отношению к пожилому человеку. Для этого существуют специальные вежливо-почтительные формы: Жъышъхьэ махуэ уыхъу - «Старцем счастливым будь», Жьышъхъэ махуэ тхъэж Тхьэм уищ1 - «Старцем счастливым, благоденствующим Бог тебя да сделает».
Обращааясь к пожилым людям, используют предназначенные для этого вежливо¬почтительные вокативы: Уа, тхьэмадэ - «Тамада», или Уа, нэхъыжъ - «Старший». К пожилым мужчинам и женщинам обращаются часто как к отцам и матерям: Дядэ - «Наш отец»; Дянэ - «Наша мать». Если старший мужчина еще не стар, используют вокатив: Уа, шы нэхъыжъ - «Наш старший брат».
Категорически запрещается, как сказано, употребление обращений типа «старик» - л1ыжъ, «старый» - жъы, что совпадает с аналогичными правилами китайского этикета.
Неприлично обременять старших какими-то поручениями. Запрещается даже сказать, чтобы старший передал кому-либо традиционный мусульманский привет (Сэлам схуехыж). Говорят, что тем самым младший создает для него лишние хлопоты. Поэтому приличней в таких случаях использовать менее обязывающее выражение: Схуыш1эупш1эж - букв. «От моего имени справься о нем» или Сызэрыш1эуыпш1ар схуыже1эж - «Передай ему, что я о нем справлялся».
С почитанием старших и высокой значимостью общемусульманской приветственной формулы (Сэлам алейкум) связано еще одно ограничение: молодым людям запрещается исполь¬зовать данную формулу для приветствия пожилых. Взамен этого рекомендуется применять приветственные формулы типа: Дауэ ушъыт - «Как поживаете», Уимахуэ ф1ыуэ - «Добрый день».
Некоторые правила этикета демонстрируют своего рода сверхпочтительность и сверхвоспитанность. Проявлением изысканной вежливости считается встать, когда уважаемый старший пьет воду или в том случае, если в разговоре называют имя какого-либо почтенного старца или предка. Невестка вставала или приподнималась со своего места при одном упоминании имени свекра и даже при виде его в окно.
В селах Восточной Кабарды общее правило, гласящее, что в пути правая почетная сторона остается за старшим, дополнялось нормой, согласно которой одинокий путник держался левой обочины дороги, символически уступая правую почетную сторону здравствующему отцу. По тем же причинам, то есть отдавая дань уважения отцу, глава застолья (тхамада) отказывался исполнить почетный для него ритуал дележа бараньей головы.
Почитание старших имеет глубокие и прочные гуманистические основания и в этом качестве на первый план выступают благодарность и сострадание.

Обычно, в этой связи постоянно подчеркивается, что каждый человек обязан старшим своим физическим и духовным бытием и развитием. Отсюда принцип сыновнего уважения, почитания и послушания, который распространяется не только на родителей, но и на все старшее поколение. Не зря у адыгов, как и повсюду на Кавказе, ко всем пожилым, даже незнакомым людям применяют обращения дядэ -»наш отец», и дянэ - «наша мать». С большим пиететом ссылаются на авторитет отцов и дедов, используя выражение дядэжьхэр - «наши праотцы».
Все это воспринимается как дань уважения, которую отдают новые поколения старым, как нравственный отклик младших на труд, старания и деяния тех, кто их взрастил.
Вполне понятен в данном контексте этический смысл знаков внимания, оказываемых пожилым людям. Они напоминают им о том, что их старания не пропали даром, что люди готовы воздать им должное за их труд: услужить, поддержать, помочь. Далее благодарность переходит естественным образом в эмпатию, т.е. в сочуствие, сопереживание, сострадание. Вспомним, что мы испытываем, когда старшие люди (особенно близкие друзья, родственники, родители) стареют, теряют здоровье, силы. К чувству благодарности присоединяется и становится особенно острым в подобных случаях - сострадание. Возникает потребность и готовность скрасить жизнь пожилого, часто беспомощного и неумолимо приближающегося к смерти, человека; совершаются действия, призванные его порадовать, успокоить, создать максимально возможный психологический комфорт и уют.
Есть, правда, некоторое различие между представлением о старшем и старом человеке и, соответственно, - между отношением к каждой из этих позиций или ролей. В первом случае на первый план выдвигается послушание, подчинение, почтение, а во втором -сочувствие, хотя порой очень трудно разделить эти отношения: они соединяются в одном культурном комплексе, который мы называем по традиции почитанием или уважением старших. И это целая философия, без которой невозможно представить не только прошлое или настоящее, но и будущее человечества, способность культурной самоорганизации общества.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)